• 6816
Рекомендуйте друзьям

Вера Бахчиева — театральный критик и преподаватель истории театра в необыкновенной московской школе «Класс-центр». Перед вами отличная подборка детских спектаклей плюс точные и временами смешные рецензии учеников Веры на эти спектакли.



Для меня детский театр — это возможность поговорить с детьми, поэтому я хочу предложить вам не только названия спектаклей, но и поводы для разговора. А еще я собрала отрывки из рецензий моих учеников, которые они пишут после просмотра спектаклей, потому что я театральный критик и учу детей смотреть спектакли и говорить о них.

Cразу хочу предупредить, что мое мнение не всегда будет совпадать с маркировкой 6 или 12, которую вы встретите, открыв театральную афишу.



Фабрика слов

театр им. Маяковского

кому будет интересно: 3–5 класс
когда смотреть: 27 марта

Премьерный спектакль в театре им. Маяковского (филиал на Сретенке) немногословен, хотя он именно о ценности слов: о том, как словом можно обидеть и наоборот, как одно слово может помочь человеку и сделать его сильнее. О том, как важно не бросаться словами, а вкладывать в них смысл, что такое пустые слова, и как слово может превратиться в пустое. Посмотрите спектакль и поговорите с ребенком о самых важных словах, самых нежных словах, о любви. А еще поговорите с ним об интонации. Почему так происходит, что вроде ничего такого обидного не говоришь, а человек обижается. Поиграйте и произнесите с разной интонацией какие-нибудь нейтральные слова, но чтобы стало понятно по вашей интонации, что они о любви... И на самом деле поговорить об этом имеет смысл и до, и после спектакля, потому что, несмотря на маркировку 6+ и часовую продолжительность спектакля, ребенок не всегда понимает язык пантомимы.

Третьеклассникам спектакль понравился, не все было понятно сразу, но потом разобрались. И вот несколько слов от Василисы Черненко: «На этой "фабрике слов" слова можно было купить за деньги или поймать на ветру. Слова представляли собой синие огоньки. И только проглотив огонек, можно было произнести это слово. Мне, если честно, очень понравилось, как актеры играли, как будто они находятся в ветреном пространстве. Кто-то крутил огромное колесо, которое создавало ветер, а актеры двигались так, будто они по-настоящему сопротивляются ветру. Эта сцена меня просто поразила. А спектакль был хороший».

фото предоставлены театром им. Маяковского




Кот в сапогах

театр им. Вахтангова

кому будет интересно: 1–2 класс
когда смотреть: 26 марта

Начну прямо с мнения моей ученицы Сати Фахрутдиновой (1 класс): «Мне бы хотелось быть как Кот в сапогах. Только кошкой, потому что я же девочка. Еще мне понравилось то, что там был ураган. Сначала он был злой, но потом Кот в сапогах успокоил этот ураган. И ураган подумал, что он ветерок, и начал вести себя как маленький, маленький ветерочек. Я думаю, что ураган был добрый, пока в эту волшебную страну не пришел злой волшебник. Эта сказка про то, как плохо быть злым и как хорошо быть добрым. Про доброе сердце и злое сердце.»

Вот так. Ну, чем не повод для разговора? Повод, за который мы так любим сказки — порассуждайте со своим ребенком, как ребенок понял, почему этот персонаж злой, а этот добрый, по каким приметам? Кого ему было жалко, а кого не очень? Кого справедливо наказали? Что понравилось в характере кота и каким был этот характер? Ваш разговор после спектакля очень важен, на самом деле, для вас обоих.

фото предоставлено театром им. Вахтангова




Агата возвращается домой

театр «Практика»

кому будет интересно: 5–6 класс
когда смотреть: 2 апреля

«Это был удивительный, неповторимый спектакль, в котором играла лишь одна актриса. Мне очень понравилась актерская игра героини. Я верила в то, что происходило на сцене. Весь спектакль я удивлялась: как она запомнила весь этот текст? Как ей удалось так надолго удержать внимание зрителя? Костюм в спектакле был один, но он был как „трансформер“. Агата то надевала большую юбку и работала с ней, то крепила эту юбку на деревья и под компьютерной проекцией это выглядело фантастически!» (Елизавета Вовченко, 5 класс)

Скажу честно, это один из моих любимых спектаклей, и я каждый раз жду, когда класс подрастет, посмотрит, и нам будет, о чем поговорить. История про Агату — это самая настоящая современная страшная сказка про искушение, про нарушение родительского запрета. Об этом мы говорим на уроке, а дома дети должны обсудить с родителями, что могла бы сказать мама, чтобы дочка не нарушила запрет, потому что запрет на то и нужен, чтобы его хоть чуть-чуть нарушить. Вдруг не заметят?

фото с сайта театра «Практика»




Тайна тетушки Мэлкин

театр Et Cetera

кому будет интересно: 1–2 класс
когда смотреть: 27 марта

Побалуйте себя и ребенка в Международный день театра добрым детским спектаклем с отличной актерскими работами, яркими костюмами и поводом для разговора о красоте.

«Этот спектакль мне очень понравился! Я бы сказала, что это лучший спектакль за всю мою жизнь в школе. Очень красивые костюмы, декорации, сцена в виде замка, два трона, музыка... Меня очень впечатлило все в этом спектакле, даже не хотелось уходить на антракт. Мне было очень весело, когда он начинался. Лампа в зале, когда выключалась, опускалась вниз. Театр „Et Cetera" очень красивый, не похож на другие театры, там много лестниц и ходов, он сам похож на лабиринт или замок, с красивыми люстрами. Это очень радостный спектакль, веселый и смешной. Спектакль учит, что не надо стеснятся того, кто ты. Он должен понравиться и мальчикам, и девочкам. Девочкам, конечно, понравятся все хитрости, мальчикам — как Принц попал в замок не через мост, а карабкался по стенам замка». Алексия Амиянц (2 класс).

Если Алексия вас не очень убедила, и вы еще не ищете билеты на сайте театра, то добавлю от себя, что после спектакля вам самим захочется поговорить о внутренней и внешней красоте. О том, кого можно назвать красивым и почему, какие поступки бывают красивыми и не очень.

фото предоставлено театром Et Cetera




Кролик Эдвард

РАМТ

кому будет интересно: 2–3 класс
когда смотреть: 30 марта

Очень добротно сделанный, красиво оформленный и хорошо сыгранный классический детский спектакль. Игрушечный кролик — настоящий кукольный шедевр в человеческий рост. Первое действие несколько затянуто, но в финале спектакля у вас на глазах обязательно появятся слезы. Потому что история про любимую игрушку — это история, которая будет понятна и вам, и вашему ребенку. Потому что вы ненадолго, на мгновение, обязательно окажетесь в детстве.

После спектакля вы сможете рассказать друг другу об очень важных тайнах, которые знают только самые любимые игрушки. А когда вы вдоволь наговоритесь про игрушки, вот тут можно поговорить про смысл и про то, чему учит эта история маленького зрителя.

фото Сергей Петров




Удивительное путешествие кролика Эдварда

МХТ им. Чехова

кому будет интересно: 4–6 класс
когда смотреть: 26 марта, 3 апреля

Та же история американской писательницы Кейт ДиКамилло, а вот Кролик как раз совершенно другой. В роли Кролика — Александр Молочников, который был удостоен за эту роль специального приза жюри театральной премии «Арлекин», но не это главное, главное, как он играет! Дерзко, азартно, легко в начале, а в финале – необыкновенно искренно и проникновенно.

Это как раз тот случай, когда хочется поговорить о смысле истории. Сложно и страшно говорить с ребенком про смерть, про потерю близкого человека, про то, как избавиться от эгоизма и научится любить и не предавать свою любовь.

Поскольку спектакль далек от классической детской постановки и оснащен видеопроекцией, условными декорациями и однозначно узнаваемыми современными типажами, то смотреть его лучше с младшими подростками. Не пугайтесь: несмотря на серьезные темы, спектакль очень смешной. В младшей школе родители всегда ходят в театр вместе с детьми, но чем старше становится ребенок, тем реже родители составляют ему компанию. Проще отправить с друзьями или с классом, а самим заняться чем-то более важным. На самом деле, с младшего подросткового возраста начинается самое интересное и важное.

фото Екатерина Цветкова



Сотворившая чудо

РАМТ

кому будет интересно: 6-8 класс
когда смотреть: 31 марта

Этот спектакль очень актуальный для нас сегодняшних. И говорить после него имеет смысл не столько о жалости, сколько о том, как научится жить вместе с людьми, непохожими на тебя, как вести с ними диалог. Именно тему диалога я обсуждаю после этого спектакля — кто кого слышит или не слышит в этом спектакле, как понять, что тебя слышат и понимают, что такое невербальный диалог и как его распознать.

«Это история слепоглухонемой девочки Элен. Когда гувернантка Анни только увидела маленькую капризную Элен, она совсем не понимала ее, и Анни придумала обучить девочку языку жестов. Но это оказалось не так просто! Элен не понимала, чего от нее хотят. Тогда Анни подвела Элен к крану с водой и облила ее руки. И в момент, когда Элен показала на пальцах свое первое слово ВОДА, они поняли друг друга и почувствовали! Анни не была похожа на настоящую учительницу, она была молоденькой, пухленькой, строгой и смешной одновременно. Анни стала Настоящим Учителем и Проводником Элен в Мир. Их диалог был скрытый от чужих глаз, скорее он был похож на подводное течение, которое двигает камни. И когда камни сдвинулись, сотворилось ЧУДО!» (Мия Левашова, 6 класс)

фото из архива театра



Майская ночь

Московский театр кукол

кому будет интересно: 6-8 класс
когда смотреть: 1 апреля

На этот спектакль некоторые мои ученики ходили два раза подряд. Сначала смотрели из зрительного зала, а потом со сцены. Это спектакль для слабовидящих, и к нему имеет смысл подготовиться. В зрительном зале вам будет совершенно некогда следить за сюжетом, поэтому лучше заранее прочитайте произведение Гоголя. Почему некогда? Потому что спектакль наполнен звуками, шорохами, шепотом, прикосновениями, перезвонами, запахами в прямом смысле. Смотреть, как это все на ваших глазах создается, не менее интересно, чем следить за развитием сюжета. И еще можно закрыть глаза...

Моя ученица София Дворцевая написала об это спектакле так: «Мне спектакль очень понравился (даже не к чему придраться). Актеры играли хорошо. Все было так интересно, что я не заметила, как пролетело время. Правда, глаза я так и не смогла закрыть, только если насильно. Когда я их закрывала, то сразу же открывала. Не могла я применить другие чувства».

А говорить после этого спектакля можно не только о Гоголе, но и о мире, в котором живут другие люди, не похожие на нас, которые воспринимают все не через картинки, а через звуки, запахи, что мир можно не только знать, но и ощущать, чувствовать.

фото предоставлены Московским театром кукол




Альма и Брут

Центр им. Мейерхольда

кому будет интересно: с 8 класса
когда смотреть: 4 апреля

Смотреть обязательно!
Два исторических момента в истории человечества глазами двух собак. Чернобыль и Холокост. Стоп! Если вы сейчас для себя сказали, что мне не надо, что это страшно, тяжело, грустно — вы ошибаетесь. Никаких душераздирающих картинок, кровищи и другой жути. Молодые актеры, все лаконично, просто, коротко, улыбки, вполне ободряющая современная музыка. Истории рассказываются почти отстраненно, практически без эмоций, словно на вытянутой руке. И вот от всего складывается совершенно удивительная картинка зрительских ощущений и переживаний.

«Мне кажется „бедность“ декораций способствует большей концентрации на переживаниях героев и заставляет зрителя задуматься о ценности жизни, о спасительной роли надежды и вере в чудо в самых безнадежных ситуациях.» (Аня Ляшко, 8 класс)

Не спешите уйти. После спектакля обычно проводится обсуждение с актерами и режиссером. Обязательно поучаствуйте в этом, послушайте, как серьезно и искренно говорят об этом спектакле артисты. И еще долго вечером вы будете это обсуждать.

фото предоставлены пресс-службой ЦИМа




Инь и Ян

РАМТ

кому будет интересно: с 8 класса
когда смотреть: 27 марта

Спектакль-детектив, спектакль-удовольствие, спектакль-восторг от разгадывания головоломок преступления, от игр собственного разума. Поговорите с ребенком во время антракта, кто может быть преступником? И, конечно, после спектакля обсудите ваши версии, предположите, что случится в черной версии спектакля, но... оставляю вас с моей ученицей Кристиной Ходневой:

«Спектакль поставлен по пьесе Акунина, который специально написал ее для театра. Спектакль мне ОЧЕНЬ понравился!!!!!!!!! Казалось бы, все становится ясно в самом начале, но, как и в жизни, все не так просто. Много раз я думала, что знаю, кто убийца, но Фандорин быстро опровергал все мои догадки. Сам актер Алексей Веселкин мне тоже очень понравился! И почему же я раньше не читала Акунина?»

фото из архива театра

  • 6816
Рекомендуйте друзьям