• 3858
Рекомендуйте друзьям

Ася Маркевич, спортсменка, красавица и мама прелестной Златы рассказывает о необходимости быть примером для своих детей, о создании абсолютной свободы для ребенка и о том, как много можно почерпнуть из опыта других народов.



Мне категорически не нравится слово «воспитывать», поскольку в глагольной форме оно в нашей стране часто попадает в предложения с негативным оттенком. И в целом воспитание, на мой взгляд, это передача всего лучшего светлого от родителей к ребенку. И как ни крути, все само собой передается, таким образом самого процесса воспитания и нет. Есть поддержка, развитие и любовь.

В нашей семье дочке с первых дней создано безопасное пространство, оставить ее в комнате на некоторое время — не проблема. У Златы есть абсолютная свобода деятельности. С ее точки зрения ей можно все. Но мы-то знаем, что все опасное убрано повыше, либо лежит в шкафу с детской защитой. Запрещаются только действия, опасные для здоровья ее или окружающих, и которые могут принести сильный ущерб имуществу. Если Злата нарушает запрет из категории «нельзя», то мы включаем родительский игнор, который объясняем так: «Ты продолжаешь нажимать кнопку включения посудомойки, я не буду с тобой играть и обращать на тебя внимания 1 минуту».

Очень стараемся не говорить: «не беги, а то упадешь», «не трогай, а то сломаешь палец». Заменяя на формулировку «это опасно для тебя».
До определенного возраста точно не буду ругать ребенка, что он испачкался, например (горячая вода и стиральная машина в этом помогают). То, что касается творческой свободы: достаем краски, карандаши, пластилин, творим сколько душе угодно, и убираем повыше.

Когда хвалим, то не говорим просто молодец, если что-то действительно достойно похвалы, то обязательно описываем что именно хорошо получилось у Златы сделать.


Ребенок — отражение родителей. А сейчас особенно такой возраст, когда копируется все действия, и положительные и отрицательные. Завидев гимнастический коврик — Златик укладывается на него и изображает отжимания, помогает вешать постиранную одежду, в то же время, если мама начинает зависать в телефоне или планшете — тоже требует себе гаджет. В общем принцип нашей семьи такой: не хочешь, чтобы ребенок любил конфеты — не ешь, не хочешь, чтобы он смотрел телевизор — не смотри. У нас, кстати, благодаря этому методу ребенок пьет только воду. Соки, которые получаем на молочной кухне, предлагали — не вкусно. А водичка вкусная.

Если Злата хочет сделать то, что в силу возраста пока не возможно (например, залезть на сложную лестницу, или надеть кроссовки), всегда предлагаю сделать это вместе. И через какое-то время навык из совместной реализации переходит полностью в самостоятельное умение дочки. В то же время, если я вижу, что навыком ребенок владеет в совершенстве, то никогда не буду лезть помогать и делать за нее. Например, мамочки на детской площадке постоянно спрашивают, почему я никогда не поднимаю своего ребенка, когда он упал. Зачем? Злата часто падает, не плачет, встает и дальше бежит покорять мир. Она умеет подниматься. Зачем делать за ребенка то, что он умеет?

Прививки все делаем, ходим к обычным врачам в поликлинику, сейчас каждый день посещаем группу короткого пребывания. То есть обеими руками за систему дошкольного и школьного образования.

Дома занимаемся по карточкам Домана и «Школе семи гномов», очень много читаем книг, потому что это очень нравиться дочке.

В планах у Златы обучение в музыкальной школе, потому что и у мамы, и у папы, и у бабушки музыкальное образование есть. И непрофессиональный спорт! Плавание обязательно и какой-нибудь игровой. Я считаю, чем больше ребенок загружен внеучебной деятельностью — тем лучше. Опять же без насилия. Не хочешь фортепиано? Выбери себе другой музыкальный инструмент! Не хочешь вообще музыкой заниматься? Окей, давай рисовать! Главное что-то делать.

Время бежит очень быстро, и только ты можешь управлять своим временем, наполняя дни семьей, любимой работой, встречами с друзьями, путешествиями. Жизнь коротка, нужно спешить жить.



Татьяна Аптулаева
«Я мама. Первый год»

Это первая книга, которую я купила, будучи беременной. Аккуратно завернула ее в обложку, чтобы на работе случайно никто не увидел, и не догадался раньше времени о моем интересном положении. Это прекрасная иллюстрированная энциклопедия, в которой последовательно рассказано про каждый месяц жизни малыша. В каждом месяце есть свои подразделы, связанные с кормлением, уходом, сном. Мне особенно стали ценными советы по психологическому и эмоциональному развитию ребенка. Ни в одной книге я больше не встречала таких подробных развивающих игр для грудничков. Вся книга с отличными иллюстрациями, особенно это актуально в разделе о гимнастике для малыша. Несмотря на то, что Злата прошла три курса массажа с профессиональным массажистом, я каждый вечер по этой книге до 7-го месяца выполняла упражнения, которые доставляли нам огромное удовольствие. Также на каждой странице можно почерпнуть полезные рекомендации о том, как маме меньше уставать и лучше себя чувствовать. Все советы действительно прикладные и пропитаны доброжелательным отношением к родителям и малышу.


Ж. Ледлофф
«Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»

Когда меня положили в роддом заранее, потому что срок перевалил за 40 недель, по правилам 6 часов нужно было отлежать в предродовой, чтобы всем стало ясно, что я не рожаю. Хотя это было и так понятно, Злата появилась только через 5 дней. Остальные кровати были заняты уже рожающими вовсю девушками, а я лежала, требовала покормить и читала Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым». Акушерки смеялись, приговаривая, что эти знания в род.блоке мне точно не помогут, и давали брошюры про три фазы родов, которые я и так знала наизусть.

Книга произвела на меня сумасшедшее впечатление, всем рекомендую к прочтению. И можно сказать, что многое мы взяли для себя, хотя описывается в книге воспитание детей в индейских племенах. Злата спит с нами, точнее с одним из родителей. Тот, кому завтра на работу — отправляется на диван. Рано или поздно захочет спать отдельно, так что мы не ускоряем этот процесс.

На страницах книги есть душераздирающий момент, когда идет рассказ глазами ребенка, которого оставляют в полном одиночестве в детской кроватке, и на плач, означающий, что ребенок хочет прижаться к самому дорогому человеку на свете, мама отвечает игнором, потому что «уверена, что на самом деле он ни в чем не нуждается, а потому пусть плачет, пока не устанет».

Этот кусок я с выражением зачитывала мужу, маме и готова читать его каждый день всем молодым матерям, которые начинают с первых дней жизни «воспитывать» малышей, опасаясь их избаловать.


К. Чуковский
«От двух до пяти»


Начиная свою карьеру в сфере работы с детьми, уже не помню кто рекомендовал эту книгу со словами «ее в обязательном порядке стоит читать и перечитывать всем, кто работает с детьми, а родителям тем более». Но прочитала ее только когда Злате исполнился год. Я очень уважаю Чуковского, каждый вечер наизусть рассказываем дочке все его сказки, открывая книжки, только чтобы рассмотреть иллюстрации к ним. И что-то мне подсказывает, что первые стихи, которые Златик нам расскажет, будут про муху-цокотуху или чудо-дерево.

Но «От двух до пяти» не про стихи, а про речь ребенка, про развитие детской речи, про ниточки взаимосвязи, которые малыш протягивает между огромным неизвестным ему миром и языком. Там нет практических рекомендаций. Ни одной.

Несмотря на увесистый размер, книга читается легко за счет невероятно огромного количества забавных, а порой и уморительно смешных примеров из детской разновозрастной речи.

Но это не основная идея книги. Прочитав, я почувствовала и осознала насколько хрупок умственный и психологический мир деток. Как быстро они подражают, повторяют, запоминают, придумывают и создают что-то новое. И как легко все эти открытия проигнорировать.

В процессе и после прочтения возникает непреодолимое желание говорить, разговаривать, общаться со своим ребенком, даже если он пока еще и не говорит ничего. Я постоянно разговариваю со Златой, описываю все, что делаю. Когда едем в коляске, рассказываю, что происходит вокруг. Выгляжу, вероятно, как странная мамаша, но это не важно. Важно постоянно общаться с малышом, потому что он твой центр вселенной.


Анна Рапопорт
«Энциклопедия методов раннего развития»

Мы живем в мире, где словосочетание «раннее развитие» уже не вызывает удивленных взглядов. Всем мамочкам известны такие фамилии, как Монтессори, Никитины, Доман, Зайцев.

Почему я хочу порекомендовать именно эту книгу, а не работы выше озвученных товарищей? Все очень просто: перед тем, как прийти с ребенком на «развивашки» по Монтессори, или купить на кругленькую сумму карточки Домана или кубики Зайцева, стоит вообще разобраться в чем особенность той или иной методики. Какие есть минусы с точки зрения мам и пап, врачей и педагогов.

В этой книги кратко, но содержательно описаны все методики раннего развития по всем направлениям: физическое развитие, речь и мышление, 5 чувств малыша.

А еще, если не хочется с головой уходить в одну из описанных методик, можно просто взять предложенные в книге упражнения, игры и занятия. Книга, действительно, оказалась прикладной и помогла выбрать одну из методик. Мне, как молодой маме, книга открыла глаза, что если задаться целью, то настоящие «развивашки» можно устроить, не выходя из дома, а посещать такие занятия, исключительно ради общения со сверстниками. Потому что до года для ребенка ты — весь мир, а потом мама становится частью этого мира, и нужно направлять и развивать ребенка в сторону общения с этим самым миром.


Адель Фабер, Элейн Мазлиш
«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»


Сразу признаюсь, что на полке стоит всё русскоязычное собрание сочинений авторов. И с этой книги, рекомендую начать знакомство с методикой решения проблем взаимоотношений детей и родителей. Если вы хотите стать своему ребенку другом, научившись понимать его мысли и выражать свое недовольство, не обижая малыша, то стоит обязательно ее прочитать, выполняя все упражнения. Да-да,back to school. После каждой темы авторы приготовили для нас практические упражнения. Так что берем в руку карандаш и учимся правильному общению с ребенком.

Злате 2 года, и пока, мы можем только играть в «крокодила», на тему чувств ребенка, но уже сейчас стараемся не отрицать никакие их проявления. То есть все ее действия описываем на языке чувств: «Да, я вижу, ты расстроилась, что кулич не получился». Так же после книги избегаем в семье необоснованных приказов: «Ну-ка убери игрушки», заменяя, например, на «Давай вместе уберем игрушки, чтобы было место, где танцевать». Ну и так далее, не буду «забирать хлеб» у авторов.

Мне кажется, особенно важно, прочитать эту книгу именно до того, как ребенок начнет активно разговаривать, хотя это достаточно бессмысленно с одной стороны, и уже потом при возникновении сложных ситуаций в общении, обращаться к ней за советами.




5 вещей, которым я учу ребенка


1. Смелости

Мне кажется, мы упускаем большое количество шансов, которых преподносит нам жизнь, именно из-за того, что просто трусим, занижаем свои способности и боимся неудач даже не попробовав начать. Я всегда говорю Злате: «не бойся, я с тобой».

2. Меняться

Речь идет не об изменении, а обмене. Мне не нравится идея давать на детской площадке свои игрушки чтобы «не быть жадным». Я прекрасно понимаю чувства ребенка, когда у него просят или отбирают его игрушку. Я разделяю Златино любопытство к чужим игрушкам, потому что для нее это не чужое, а что-то новое. Поэтому активно учу дочку менять на время свои игрушки на чужие. В глобальном смысле этот навык можно переложить и на деловые, и на рабочие связи, и на отношения между людьми. Дружба это всегда взаимообмен.

3. Гордиться собой

Каждый важный шаг мы фиксируем с помощью видео и фотографий, которые наш ребенок любит смотреть. Обязательно подчеркивая, что именно получилось хорошо в тот или иной момент.

4. Общаться

Стараюсь и постоянно напоминаю Злате здороваться со всеми близкими, знакомыми, соседями, курьерами. Чтобы начать диалог, кто-то должен первый сказать «привет». Навыки коммуникации, на мой взгляд, наиважнейшая компетенция современного общества и нужно постоянно развивать их в ребенке.

5. Адаптироваться к изменениям

Сохраняя обычный режим ребенка в возрасте двух лет, нам удается делать каждый день не похожим на остальные. С дочкой постоянно остается то мама, то папа. А игры у папы и мамы разные. Мы каждый день ходим на разные детские площадки и берем с собой разные игрушки, сегодня самокат, завтра коляску. Ездим и на метро, и на машине, и на автобусе. Мне кажется, что частая смена декораций, при устоявшемся ежедневном сценарии (режиме) это хорошо и полезно.


5 вещей, которым я учусь у ребенка


1. Быть ребенком

Участвую во всех дочкиных активностях на улице, стараюсь так же удивляться новому, замечать красивые вещи, восхищаться.

2. Искренности

Ребенок не умеет врать и скрывать свои чувства, когда весело — смеется, когда обидно — плачет.

3. Радоваться каждому пустяку

Мне кажется, с момента появления ребенка, я очень редко впадаю в уныние. Ежедневная ежеминутная радость от маленьких достижений Златы. Или радуешься вместе с ней тополиному пуху, большому мыльному пузырю, удачному броску камешка в воду.

4. Делать хорошо все и сразу

Я думаю здесь можно обойтись без комментариев. Скажу лишь, что с ребенком успеваю в 2 раза больше дел и вещей, чем успевала до появления Златика в нашей жизни.

5. Ответственности

Ребенок точно переворачивает картину мира любых родителей. Как выяснилось, до Златика я принимала в день не так много решений. Когда появляется ребенок, каждое решение напрямую влияет на здоровье и благополучие малыша. Начиная с того, что ты ешь, заканчивая — когда лучше купать и т. д. Решений, а следовательно и ответственности, с каждым днем становится все больше и больше.

  • 3858
Рекомендуйте друзьям