• 1606
Рекомендуйте друзьям

Один из самых частых вопросов, который мне задают про изучение языков: «Как найти преподавателя английского?» Давайте разбираться вместе, по каким приметам можно распознать хорошего педагога.



Очень часто можно услышать споры, необходим ли диплом языкового ВУЗа хорошему педагогу или нет. Кто-то говорит, что можно и так выучить язык и начать его преподавать («Я же сам выучил!»), другие настаивают на необходимости высшего образования в этой сфере.

У хорошего преподавателя обязательно должно быть профессиональное образование. А вот что это будет за образование, вариантов очень много.

ВУЗ

Хороший ВУЗ дает человеку возможность не только довести знание языка до необходимого уровня (в институте отдельно преподается и фонетика, и грамматика, и теоретические дисциплины, такие как лексикология, теоретическая фонетика, языкознание, и многие другие) но и понять процессы развития языков и особенности их преподавания.

CELTA, DELTA, и другие сертификаты Кембриджского Университета

Кроме хороших российских ВУЗов есть британские сертификаты Кембриджского университета CELTA (Certificate of English Language Teaching to Adults) и DELTA (Diploma of English Language Teaching to Adults), которые также дают право преподавания языка. Это очень интенсивные практические курсы, рассчитанные прежде всего на носителей языка, которые хотят преподавать английский. Есть специализированные сертификаты для обучения детей, например, TKT: Young Learners (Teaching knowledge Test: Young Learners).

Стажировки заграницей

Я, отучившись в обеих системах образования, скажу, что это был для меня бесценный опыт, очень разный, но очень важный для становления меня как преподавателя.

Спросите у потенциального преподавателя: Где и когда вы учились? Какой у вас был факультет? (иногда необходимый вам язык может быть далеко не первым) Почему вы пошли в этот ВУЗ?


Этот фактор я как раз не считаю краеугольным. Конечно, в любой области опыт работы способствует улучшению качества преподавания, но зачастую можно найти сознательного студента с большим запасом энтузиазма, и он/а будет преподавать не хуже (а, может, и лучше) опытного преподавателя, работающего по старым методикам, с опытом в 70 лет. Все очень индивидуально. Человек, у которого опыт есть, однако, чисто психологически вызывает больше доверия.

Хороший преподаватель также не боится работать с любым уровнем групп от никогда не изучавших язык до продвинутых. Многие боятся брать студентов уровня advanced, потому что к таким урокам нужно очень долго готовиться. Другие не любят новичков, потому что они еще совсем ничего не знают и с ними трудно.

Спросите у потенциального преподавателя: А где вы работали/работаете? На каком возрасте вы специализируетесь? (преподавание детям и взрослым — две совершенно разные истории) Какое место работы было у вас любимым? На каких уровнях вы преподаете? Работали ли вы с группами начального и продвинутого уровня?


У хорошего преподавателя есть в голове четко-осознанная структура, как преподавать язык. Он сразу опишет вам правила, по которым он работает, расскажет, что нужно делать, чтобы побороть ваши слабые стороны, раскроет секреты изучения слов, грамматики или чтения. Он всегда открыт к общению. Если у вас появляются в течение обучения определенные сомнения, вы должны обратиться к своему преподавателю и получить от него достаточную поддержку, чтобы эти занятия хотелось продолжать. В какой-то момент каждый изучающий язык вдруг понимает, что это большой труд и нужно понимать, что необходимо сделать изучение языка привычкой.

Хороший преподаватель терпелив, вдохновляет и умеет поддерживать мотивацию.

Хороший преподаватель смотрит на систему языка с птичьего полета и может научить вас и ваших детей прежде всего изучать язык самостоятельно.

Спросите у потенциального преподавателя: Как вы считаете, что самое сложное в изучении языка? Есть ли у вас какие-то правила, которых вы придерживаетесь? Расскажите, как вы преподаете?


Хороший преподаватель постоянно развивается. Человек, который приходит на занятие с одним учебником, открывает его и начинает планомерно проделывать все задания и больше ничего, не повторяя пройденного, не разбивая урок на несколько отрывков, облегчая таким образом восприятие — это преподаватель, который относится к своей работе, как к легкому зарабатыванию денег. В учебниках нет ничего плохого, они сейчас прекрасно написаны и разработаны. Но при огромных ресурсах, доступных сейчас по изучению языков — практически преступление не использовать дополнительные материалы.

Спросите у потенциального преподавателя: Какие материалы вы используете в обучении?


Преподаватель должен быть вам приятен как человек. С ним должно быть интересно и комфортно. Вы должны его уважать. Уважение заслуживается качественно и честной работой. Хороший преподаватель не стесняется сказать, что чего-то не знает, но обязательно это уточнит и расскажет на следующем занятии.

Хороший преподаватель пунктуален и относится к вам индивидуально, учитывая ваши особенности и способности.

Спросите себя: Нравится ли мне быть с этим человеком? Комфортно ли мне с ним? Вижу ли я прогресс наших занятий?


Проблема в поиске преподавателя ребенку заключается в том, что вы зачастую не можете оценить его работу и пускаете дело на самотек. Я столько раз наблюдала бедных родителей, отправивших свое чадо на курсы; и гордых, что их ребенок уже 5 лет учит язык. На самом деле, получая на выходе практически нулевой уровень знаний. Такое отношение приводит к тому, что многие школы относятся к бедным школьникам, как к самым легким деньгам, никто ничто не проверяет, ходят дети на такие занятия добрых 10 лет и все остаются на уровне elementary.

Учить детей языку в современном мире необходимость, делайте это правильно.

Что делать?

Попросите один раз прийти на занятие и попробуйте оценить его качество. У хорошего преподавателя нет закрытых уроков. Конечно, стоит вежливо предупредить испросить разрешения посетить занятие, и, убедившись, что все хорошо, уже довериться и успокоиться.

Попросите человека, знающего язык, оценить адекватность уровня учебника вашего ребенка его знаниям.

Спросите у преподавателя: Что должен знать мой ребенок в конце курса? Не могли бы вы в конце курса устроить для нас открытый урок, где дети продемонстрируют все, чему они научились?


Все мы разные, и преподаватели для каждого из нас нужны разные. Старайтесь отличить профессионала от дилетанта. Найдите своего преподавателя и, конечно, учите языки, это один из самых увлекательных способов вдруг стать немного англичанином, французом или прекрасной фрёйлин!

Если вы неплохо знаете английский язык и хотели бы обучать своего ребенка, но не знаете как, вам поможет книга Екатерины Нигматулиной Becausebook — курс для самостоятельного обучения детей от 2 до 6 лет.


Читайте другие статьи с советами Екатерины Нигматулиной:

5 советов для родителей

Курсы, репетитор или домашнее обучение?

Использовать или нет русский язык на уроках?

  • 1606
Рекомендуйте друзьям