• 2477
Рекомендуйте друзьям

Реставратор, преподаватель Строгановки и Реставрационных мастерских в Школе Seasons of life Александр Юрашевич о тонкостях работы, диване Чехова и недолговечности современной мебели.



Александр, почему нельзя самостоятельно отреставрировать старую мебель? Взять стул зашкурить его и покрасить? Почему лучше прийти к профессиональному реставратору?

Почему нельзя? Конечно можно, но вопрос результата. В реставрации нет ничего сложного, тем более сейчас, когда и литературы предостаточно, и Интернет всегда под рукой? Но это то же самое, что учиться академической живописи по книжке. Это все-таки ремесло, это прикладная работа, и если мастер не покажет своими руками, как и что, вряд ли получится сделать работу качественно. Я после окончания Строгановки пришел в мастерскую Грабаря и понял, что надо всему заново учиться. Это все опыт, это труд и набитый глаз и руки. До сих пор я стараюсь советоваться со старшими коллегами, потому что в реставрации все нужно потрогать, показать и не один раз.


Вы заканчивали факультет реставрации в Строгановке. Почему именно реставрация?

Я поступил на этот факультет случайно: поступал на проектирование (дизайн), но не добрал баллов и пошел на реставрацию. Пока учился, думал, что если я здесь, то лучше мебель буду знать. Конечно, это ребячество. Сейчас я преподаю конструирование мебели на обоих факультетах: и на проектировании, и на реставрации мебели. Работу моей студентки с факультета проектирования взяли на миланскую выставку.


Сейчас вы работаете в старейшем реставрационном центре в России — ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря. Над какими предметами вам довелось здесь поработать?

К нам очень много мебели приходит из Мелихово (музей-заповедник А.П.Чехова — прим. ред.), и сейчас уже сложилась традиция, что все достается мне.


Так вы специалист по Чехову?

Своего рода. К нам в мастерскую приходил турецкий диван Михаила Чехова. Известно, что когда Антон Павлович приезжал в гости к брату, он всегда спал именно на нем, так он ему нравился. Еще сейчас я делаю три кресла, но они не мемориальные, не чеховские. Это кресла Александра Александровича Пушкина — в музей они попали из усадьбы Ланских, которая расположена недалеко от Мелихово. Еще наша мастерская сотрудничает с Тверским императорским путевым дворцом. Оттуда к нам пришел большой царский мебельный гарнитур, сделанный по проекту Карла Росси: когда архитектор занимается планом здания, он сразу готовит план мебели, какая она будет, и где должна стоять. Из этого гарнитура мне достался диван: и столярные работы, и обивка. Хотя с ним интересная история: в плане Росси он есть, но его подробного описания нет, поэтому смело утверждать, что это его работа, нельзя.



А насколько вам, как реставратору, важно — работать с мемориальной мебелью или нет?

Когда приходит предмет, мы всегда спрашиваем мемориальный ли он, потому что если это так, то мы стараемся оставить все его важные царапины, потертости. Они — это история жизни предмета мебели и человека. Это особая ценность, и переборщить с реставрацией тут нельзя. К примеру, был шкаф из Нехорошей квартиры, который принадлежал самому Булгакову, и на нем был след от свечи. Хранительница музея сказала, что именно в этом шкафу хранились документы и рукописи, и мы оставили след, потому что «рукописи не горят». Или делали кресло театрального художника Давида Боровского: оно все было перепачкано масляной краской, но мы оставили эти следы.


Какой самый старый предмет вы реставрировали?

Самое старое — Египетский саркофаг из Исторического музея. И, конечно же, это до нашей эры.



В ваши руки чаще всего попадают предметы, имеющие историческую и культурную ценность. А стоит ли реставрировать, например, обычное бабушкино кресло?

Да, если вещь вам дорога. Но оговорюсь: лучше все же восстанавливать деревянную мебель, ДСП не подлежит реставрации.

И вообще, раньше у производителей мебели была другая задача — мебель должна была служить долго. А как сейчас продать стул? Ну ты продашь его, и что же — человек будет жить с ним всю жизнь? Нет, сейчас мебель изначально не создана для вечности. Поэтому имеет смысл реставрировать старую мебель, ее немного оживишь, и она тебе еще сто лет будет служить.Тем более, что сочетание нового и старого в интерьере, это всегда интересно. Особенно, сейчас, когда в моду вернулась мебель 50-60 годов.



Познакомиться с Александром, задать ему вопросы о реставрационном деле и вернуть к жизни что-нибудь особенное для вас можно на воскресных занятиях Реставрационной мастерской «12 стульев» в Школе Seasons of life.

  • 2477
Рекомендуйте друзьям