• 2485
Рекомендуйте друзьям

Как же важно оглядываться и смотреть на то, что сделано. Благодаря этому рассказу дизайнера Тани Чулюскиной можно узнать и увидеть, как менялся художественный мир Seasons — от журнала до фестивалей, с 2009 года до сегодняшнего дня.



В 2009 году я работала в детском журнале в издательстве Independent Media, и однажды в коридоре увидела старые номера Seasons. Я полистала, и мне понравилась концепция и атмосфера, а офис их тогда оказался по соседству. Мы познакомились через общих знакомых, и вот уже 6 лет мы сотрудничаем, за это время накопилось много работ. Ставлю в этот обзор не все работы, а только те, в которых есть какая-то работа с буквами, хотя бы заголовок.

Конечно, иметь такого заказчика — профессиональная удача, мне очень нравится работать с проектом, мне дают пространство для экспериментов, нам достаточно легко договариваться.
Первое время я рисовала на общественных началах, потому что мне было интересно, потом заказы стали коммерческими.

Во многих иллюстрациях был текст, который мне не хотелось делать набором, поэтому мне приходилось рисовать надписи по-разному, менять техники, и только через несколько лет я узнала, что это называется леттеринг. Можно сказать, что работа в Seasons стала творческой платформой для развития моего проекта.

Вот самые первые иллюстрации — опенеры для разделов «русского» номера июль/август 2010. Простая идея — вышивка крестиком, но именно нарисованная в векторе, мне кажется, дала осовремененное звучание, такой пиксель-арт.


Следующие опенеры были для номера про эклектику (сентябрь/октябрь 2010), поэтому в иллюстрации я соединила гравюры и вектор, и все думала, как бы смягчить наборный текст, как бы органично включить его в иллюстрацию. Поэтому подкладывала фактуры и добавляла декоративные буквы. Сейчас, смотря старые работы (еще до Seasons), я поняла, что у меня давно есть склонность к коллажу, просто сначала он был компьютерный.


В «детском» номере (март/апрель 2011) лепила заголовки из пластилина. С тех пор убедилась, что чтобы найти необычную пластику, нужно поменять материал. Что-то новенькое точно да получится.


В следующем номере (январь-февраль 2011) мне хотелось сделать как можно больше шрифтов (уже и не помню, про что он был), такую живописную шрифтовую кашу. Какие-то формы подсматривала в работах с леттерингом на латинице, какие-то просто придумывала из головы.


И опять — про смену материала (май/июнь 2011), первый раз вырезала буквы из бумаги с фактурой акварели. Простой прием, но фишка была в том, что вырезала без карандашного наброска, именно так получились живые свободные формы.


В какой-то момент добавилась новая задача: нужно было делать визуальное сопровождение фестивалей: афиши, флаеры, баннеры, билеты. Мы работали и работаем в паре с арт-директором журнала, на мне лежит больше креативная часть, а Женя дает ценные советы, помогает по композиции, адаптирует макеты под разные форматы.

Самый первый Субботник был сделан 6 лет назад. Сейчас конечно многие старые работы мне кажутся наивными и простыми, но наверно это хорошо, значит есть эволюция. В этом макете леттеринг только в заголовке. У меня был буклетик про какую-то современную выставку в Тейт Модерн, на которой на латинице было буквально несколько слов написано этим шрифтом. Мне очень нравились эти формы, и казалось, очень подходили для слова дизайн, что-то обтекаемое и модульное. На основе нескольких букв я отстроила весь алфавит на кириллице. Второе слово было тоже сделано с какой-то латиницы, но очень примерно. Я тогда не знала о существовании сайта MyFonts, вдохновение находила в работах иллюстраторов и в реальных образцах из жизни, в поездках в Европу собирала буклетики, открытки, фантики, газеты.

Я еще долгое время не могла отказаться от наборных шрифтов, и использовала леттеринг только точечно. Например, в следующем «Дизайн-субботнике» — можно сказать, первая каллиграфия кистью, очень кривенький и очень живой заголовок.

Я, конечно, видела примеры более аккуратной каллиграфии, но намеренно не хотела так делать, мне она казалась немного безликой. Некоторые считают меня каллиграфом, но на самом деле, кроме базовых занятий в институте, я не занималась каллиграфией специально, не делала ни одной каллиграфической прописи. Я просто писала фразы в том характере, который, мне казалось, нужен по смыслу, старалась пробовать разное из работы в работу, и незаметно немного набила руку.

Я прекрасно осознаю, что далеко не самый техничный человек в этой области, но специально не иду на какие-то курсы, мне кажется, я могу что-то потерять для художественно образа. Кто-то может быть со мной и не согласен. Но некоторые говорят, что у меня есть свой узнаваемый стиль в каллиграфии, может это как раз из-за отсутствия школы. Посмотрите работы одного из моих любимых дизайнеров — Джеймса Викторе, его работы — это радикальная каллиграфия, почти мой идеал, главное применять к месту.

Вторая ярмарка — тоже заголовок, такая «винтажная» антиква линером. Винтаж мне кажется хорошо подходит для нового года, мне в целом до сих пор нравится эта картинка.

Кстати, этого ангела уже несколько раз крали, перерисовавали или буквально сканировали и использовали в разных дизайнах. Но это уже отдельная история. Здесь в первый раз хватило смелости вообще отказать от наборного шрифта (поверьте, после Строгановки, где мы пользовались 6-10 проверенными наборными шрифтами, это было непросто), написала текст от руки, как могла. Не идеально, но здесь и не может быть идеала, а непосредственность в нем есть, для меня это главное.

И еще один стиль — для второго More Amore. «Морской» заголовок сделан пером и тушью и вдохновлен работами Джона Контино, правда, тогда я не знала, что это он, и не выделяла его как дизайнера со своим стилем среди других.

Ну и имидж — родился из моей собственной фотографии с моря, наверно, у многих такая есть.

Оперены для «шведского» номера (май/июнь 2012) — гуашь дала такую облизанную пластику букв. А желто-черный лапидарный паттерн — это, по-моему, очень по-скандинавски.


Опенеры в номер про осень и про город (сентябрь/октябрь 2012) решили сделать в форме указателей, искала соответствующие силуэты — минималистичный дизайнерский, про еду, про сад. Силуэты были реально вырезаны из бумаги и неровно заполнены фактурой с помощью валика.


Афиша для «Экоклуба» вырезана из... фетра. Ну чтобы не получилось чересчур рукодельно, взяла простые формы узкой жирной Хельветики.


Этот имидж получился не с первого раза (как и многие другие), сначала было просто все карандашом, но потом добавили второй слой кисточкой, стало нарядно, все были довольны.

В следующем году поставили более сложную задачу — сделать все имиджи фестивалей в одинаковом стиле. Тут больше важен персонаж — человек, который сажает свое сердце. Это о любви к земле, к природе.

Уже смелее нарисовала подписи, правда то ли просто антиква, то ли курсив, еще не понимала разницу. И мой любимый прием в заголовке — прыгающая базовая линия, часто это использую, прием видела в разных работах западных леттереров.

Второй имидж из этой серии для More Amore. Получилось продолжить идею, но в итоге макет, по-моему, получилися недостаточно чистым, еще обязательно надо было поставить фотографию, лого спонсоров (ну вы знаете, мейк май лого биггер). В итоге не очень-то горжусь этой работой, но оставлю для истории и для понимания того, что жизнь — это жизнь, не всегда получается сделать все идеально.

Осенний фестиваль этого года был про дизайн стран СНГ, про такой новый взгляд на советское прошлое. Поэтому в заголовке шрифт первого слова с советского холодильника, второго — со штандарта (нашла на старой открытке). И именно перерисованный руками, вектор не давал нужного мне ощущения.

В следующем году сделала имиджи полностью на основе леттеринга, что считаю большим достижением, сам факт. К леттерингу можно и попридираться, но в целом работы мне нравятся, довольна ими, получилось живо, чисто, плакатно.


Лихие опенеры в номер про оптику (июль/август 2014) с простым оптическим эффектом. Как и во многих работах важна игра с пропорциями и с базовой линией. Берегу и усиливаю выносы в кириллице, их у нас немного.


Одна из маслениц — достаточно удачная по-моему работа. Векторный заголовок и минималистичные иллюстрации на основе фигурок какого-то национального промысла дали в сумме чистый и современный результат. Еще небольшая графическая рифма с красным овальчиком — ракрытые рты и капля л — все орут и веселятся. Может никто этого и не заметил, а мне приятно.

И еще одна масленица — совсем простая и понятная идея. Иногда приходилось придумывать очень быстро, это реальная работа, сроки не всегда такие, какие хотелось бы. Результат, как минимум, по-моему эффектный.

В следующем году надо было что-то кардинально другое, придумались персонажи-звери, как люди. Сейчас много таких иллюстраций, я смотрела старые работы Оли Езовой-Денисовой. Очень долго искала образ лиса, с 9-ого раз получилось, льва — с третьего, а еж и обезьяна — с первого. Ну и рисованные буквы в каждом имидже соответствующие: в Дизайн-субботнике — что-то газетное, в More Amore буквы как чайки, в Индейском лете — клинопись или что-то такое, в Ярмарке — нарядно-декоративное. Откуда такое разнообразие в моих работах — от разнообразия поставленных задач.


Опенеры для «американского» номера (сентябрь/октябрь 2015), в общем-то, просто каллиграфия, все с первого раза без исправлений, а срок на выполнение был очень маленький. По крайней мере точно видно эволюцию, если сравнить с первыми работами.


Ну и имиджи этого года сделаны в технике коллажа, на что конечно сподвиг мастер-класс Джюли Ваземайл, про который был отдельный пост. Сама Джюли приводила в референсах Сару Фанелли, которую я уже давно горячо люблю. Конечно в этих работах нельзя не почувствовать ее влияние, но все равно нужно это было все адаптировать под конкретную задачу, и мне кажется получилось довольно свежо. Теперь еще к каждому имиджу — бандероль с предметами, а это мое самое любимое — вещь в материале, в жизни, для людей.



Третья бандероль уже на подходе, не переключайтесь.


Пересматривать работы полезно, можно проанализировать с расстояния, увидеть ошибки и эволюцию.
Еще я очень хорошо понимаю, что в первую очередь я дизайнер, а уж во вторую художник. Я привыкла решать задачи, и в своем проекте я работаю также, я придумываю как минимум тему, общую стилистику и стараюсь работать сериями, это еще из Строгановки тянется.

  • 2485
Рекомендуйте друзьям