Боги, обжигающие горшки

Мы взяли на себя смелость исполнить мечту художников и представили, как керамика Пикассо и гобелены Фернана Леже смотрелись бы в современных интерьерах.

До 20 июня еще можно успеть в Пушкинский музей на выставку «Не живопись» – в Галерее стран Европы и Америки показывают керамику Пабло Пикассо, Анри Матисса и Мориса Дени, а еще шпалеры Фернана Леже и панно Рауля Дюфи.

В течение XX века представленные на выставке художники единодушно искали понятную и доступную многим форму, которая позволила бы вывести изобразительное искусство из области элитарного. Что может быть утилитарнее и яснее, чем керамика, предметы которой есть в каждом доме, независимо от статуса и дохода хозяина?

Во французском Аньер-сюр-Сен с 1906 по 1911 в мастерской у керамиста Андре Мете работали несколько художников: Андре делал практически одинаковые фаянсовые вазы, а они расписывали их, примеряя современный художественный язык на классическую форму, старую как мир. Лучше всех эксперимент удался фовистам – их «диковатые», прямолинейные, иногда нарочито простые линии и цвета хорошо подружились с объемами горшков.

Андре Дерен. Ваза декоративная. Птицы, конец 1900-х

В этой же мастерской, кстати, впервые попробовал себя в керамике Анри Матисс, но после нескольких экспериментов бросил это занятие и вернулся к нему уже перед смертью, во время проектирования его знаменитой Капеллы Четок в Вансе.

Анри Матисс. Цветы. 1950

Работы Андре Дерена, Морис де Вламинка и Жана Пюи открывают выставку, а Матисса – закрывают ее, будто закольцовывая эту историю. В отдельном зале красуются четыре большие вазы с двусторонним изображением обнаженных женских фигур и купидонов работы Мориса Дени – его керамика так полюбилась Морозову, что он заказ их специально для Музыкального салона своего особняка на Пречистенке.

Морис де Вламинк. Ваза декоративная. Листья и плоды, конец 1900-х

Позже (с 1947 по 1970 годы), в испанской мастерской Мадура плодотворно работал с глиной Пикассо, придумывая прототипы тарелок, ваз, кувшинов и целых сервизов для массового производства. Свою задачу он сформулировал так: «хочу увидеть женщину, идущую за водой к фонтану с одним из моих кувшинов». По сравнению с остальными художниками, его предметы действительно тиражные – в 2016 году на аукционе Sotheby’s было выставлено единовременно 230 лотов посуды и керамики работы Пикассо.

Пабло Пикассо. Настенное украшение. Танец, середина XX века

Шпалера или гобелен, почти утраченное и непопулярное в 20 веке искусство получило вторую жизнь благодаря текстильным экспериментам Жана Люрса и Фернана Леже, а также Рауля Дюфи, одного из ведущих художников по ткани эпохи ар-деко.

Рауль Дюфи. Панно. Охота, 1911

Материал обновлен: 17-06-2021