Музыка, которую надо слушать этим летом

Какая музыка может объединить разные поколения? Для фестиваля
«Seasons в Хохловке» мы собрали десять групп, в которых играют и поют музыканты из разных поколений, которые пишут разную музыку, живут в разных городах, однако их легко можно представить в одном плейлисте. Возможно, плейлист нашего летнего фестиваля станет вашим спутником на это лето.


Группа 3000K

Пер­вая ин­фор­ма­ция, ко­то­рую груп­па о се­бе со­об­ща­ет: ее со­зда­ли кан­ди­дат тех­ни­че­ских на­ук и со­вре­мен­ный ху­дож­ник. Вот от­ку­да на­зва­ние «Три ты­ся­чи кель­ви­нов» и кон­цеп­ту­аль­ные об­лож­ки ре­ли­зов. Алек­сандр Ко­ше­лев и Ни­ки­та Се­ме­нов иг­ра­ют мрач­но­ва­тый син­ти-поп, уско­рив ко­то­рый, мож­но бы­ло бы по­лу­чить груп­пу «Тех­но­ло­гия» – бла­го, во­кал Ни­ки­ты Се­ме­но­ва по­чти в том же ре­ги­стре. Впро­чем, «3000K» мог­ли бы обой­тись и во­об­ще без во­ка­ла: са­мый при­ят­ный их трек «Осень» – по­чти бес­сло­вес­ная по­строк-ком­по­зи­ция. Впро­чем, на един­ствен­ном EP груп­пы все­го че­ты­ре пес­ни, так что су­дить о чем-то по­ка ра­но. Са­ми му­зы­кан­ты го­во­рят, что пе­ре­ме­ща­ют­ся от ро­ка к элек­тро­ни­ке, за­им­ствуя мно­го от пост­пан­ка и шу­гей­за, и меч­та­ют сыг­рать на од­ной сцене с Дель­фи­ном. Что и сде­ла­ют 27 июля, от­крыв му­зы­каль­ную про­грам­му пер­во­го дня фе­сти­ва­ля Seasons.



Твое далеко

Вот уж кто дей­стви­тель­но по­хож на упо­мя­ну­тую вы­ше «Тех­но­ло­гию». Ав­то­ры до­воль­но гран­ди­оз­ной поп-строч­ки «По­зо­ви, по­зо­ви ме­ня на тан­цы/ Я бу­ду стес­нять­ся, бу­ду стес­нять­ся» ро­дом из Крас­но­яр­ска, недав­но пе­ре­бра­лись в Моск­ву, и со­би­ра­ют вос­тор­жен­ные за­лы по­ю­щих хо­ром де­во­чек вез­де. Со­еди­не­ние лег­ко­мыс­лен­ных ме­ло­дий с хо­лод­ным муж­ским ба­ри­то­ном, тек­сты от жен­ско­го ли­ца, ре­тро-флер – все это со­зда­ет про­стран­ство для по­сти­ро­нии об­раз­ца 2019 го­да. Но и для се­рьез­но­го раз­го­во­ра то­же есть вре­мя: че­го сто­ит фра­за «мо­ло­дость ищет те­ла гра­ни­цы» – прак­ти­че­ски сло­ган по­ко­ле­ния. Ну и нель­зя не упо­мя­нуть сек­са­пиль­ность фронт­ме­на груп­пы, при­чем не толь­ко ко­гда он пе­ре­оде­ва­ет­ся в жен­щи­ну в кли­пе «Маль­чик», но и на сцене. Этот тот слу­чай, ко­гда син­ти-поп в жи­вом ис­пол­не­нии вы­да­ет на­сто­я­щую рок-энер­гию. «Твое да­ле­ко» – оче­вид­но, но­вые ку­ми­ры рос­сий­ской ин­ди-поп-сце­ны и ге­рои два­дца­ти­лет­них.



OQJAV

Ча­ще, чем ме­ня­ет со­став, OQJAV сни­ма­ет толь­ко кли­пы. При­чи­на – неуго­мон­ная ар­ти­сти­че­ская на­ту­ра ли­де­ра груп­пы – Ва­ди­ка Ко­ро­ле­ва, ко­то­рый, ка­жет­ся, ин­те­ре­су­ет­ся всем: со­вре­мен­ной по­э­зи­ей, те­ат­ром, ли­те­ра­ту­рой, тан­цем. В сво­ем фейс­бу­ке Ко­ро­лев пред­ста­ет эда­ким жиз­не­по­этом, со­чи­няя ги­пер­ре­а­ли­стич­ные рас­ска­зы про сво­их зна­ко­мых с аб­сур­дист­ски­ми диа­ло­га­ми. Что ка­са­ет­ся со­ста­ва груп­пы и кол­ла­бо­ра­ций, OQJAV при­вле­ка­ет са­мых та­лант­ли­вых: от Ка­ти Пав­ло­вой («Обе Две») и Да­ни­ла Шай­хи­ну­ро­ва («Мы») до пи­а­ни­ста и му­зы­каль­но­го эру­ди­та Яро­сла­ва Ти­мо­фе­е­ва. Ин­те­рес­но на­блю­дать, как взрос­ле­ет звук груп­пы и об­рас­та­ет ин­тел­лек­ту­аль­ным кон­тек­стом ее пре­зен­та­ция. При этом про­ис­хо­дит все это без ущер­ба со­вре­мен­но­сти – сре­ди по­клон­ни­ков OQJAV по-преж­не­му мно­го со­всем юных лю­дей.


«Сансара»

«Сан­са­ра» не стес­ня­ет­ся бить на­от­машь – со­чи­нять ста­ди­он­ные хи­ты с рас­ка­ти­сты­ми при­пе­ва­ми. Будь они ан­гли­ча­на­ми, зва­лись бы Coldplay. Но «Сан­са­ра» – по-на­сто­я­ще­му рус­ская груп­па и вряд ли на­шла бы при­зна­ние сре­ди тех, в ко­го ни­ко­гда не по­па­да­ла ба­цил­ла «На­ше­го ра­дио» или груп­пы «Ки­но». При­мер­но каж­дая вто­рая пес­ня груп­пы зву­чит как по­тен­ци­аль­ный ра­дио­хит, и за бо­лее чем два­дца­ти­лет­нюю ис­то­рию груп­па на­пи­са­ла их предо­ста­точ­но. Но рас­свет «Сан­са­ры» при­шел­ся на то без­вре­ме­нье, ко­гда зна­че­ние име­ло «уже не ра­дио, но еще не ин­тер­нет». По­это­му сей­час это ста­ди­он­ная груп­па – но без ста­ди­о­на. Тем при­ят­нее по­клон­ни­кам – на кон­цер­тах ца­рит ат­мо­сфе­ра веч­но мо­ло­до­го ро­ка. А при­зна­ние при­хо­дит, на­при­мер, из хо­ро­ше­го ав­тор­ско­го ки­но: в филь­ме Бо­ри­са Хлеб­ни­ко­ва «Арит­мия» зву­чит пес­ня «Об­ла­ка». А еще Га­га­рин как пе­сен­ный по­эт по­вли­ял на це­лую пле­я­ду мо­ло­дых му­зы­кан­тов – по­рой со­всем неоче­вид­ных: от Ка­ти Пав­ло­вой («Обе Две») до Фе­лик­са Бон­да­ре­ва (RSAC).



Дельфин

Вер­ши­на рус­ско­го три­п­хо­па – аль­бом «Звез­да» вы­шел в 2004 го­ду, и до сих пор каж­дый трек от­ту­да зву­чит ак­ту­аль­но и све­жо. В тот год «Дель­фин» мо­мен­таль­но стал клас­си­кой и оста­ет­ся ею до сих пор, при этом не за­кос­не­вая и не ухо­дя в тень. Ес­ли при упо­ми­на­нии име­ни «Дель­фин» у вас в го­ло­ве не зву­чит над­лом­лен­ное «мы обя­за­тель­но встре­тим­ся, слы­шишь, ме­ня про­сти», зна­чит, вас не су­ще­ство­ва­ло в на­ча­ле ну­ле­вых. Но есть шанс вос­пол­нить про­бел. Се­год­ня Ан­дрей Лы­си­ков по-преж­не­му вир­ту­оз­но со­еди­ня­ет сти­хи и му­зы­ку, уде­ляя вни­ма­ние да­же со­че­та­е­мо­сти соб­ствен­но­го темб­ра и ин­стру­мен­тов. На аль­бо­ме 2018 го­да «442» все пес­ни на­зва­ны трех­знач­ны­ми чис­ла­ми – та­кая кон­цеп­ту­аль­ность как буд­то под­чер­ки­ва­ет рав­но­знач­ность всех тре­ков и вы­зы­ва­ет ас­со­ци­а­ции с во­ен­ны­ми на­име­но­ва­ни­я­ми. Ан­ти­во­ен­ный па­фос ре­ли­за под­чер­ки­ва­ли кри­ти­ки, на­звав­шие эту ра­бо­ту луч­шим рус­ско­языч­ным аль­бо­мом 2018 го­да. Ко­ман­да му­зы­кан­та обе­ща­ет пер­фор­манс, вы­стро­ен­ный по всем пра­ви­лам те­ат­раль­но­го дей­ства.



GNOOMES

Перм­ские кра­ут-ро­ке­ры, ре­гу­ляр­но га­стро­ли­ру­ю­щие по Ве­ли­ко­бри­та­нии и вы­сту­па­ю­щие на мос­ков­ском фе­сти­ва­ле «Боль» – ко­то­рый, как из­вест­но, про все мод­ное и мо­ло­дое. Это тот слу­чай, ко­гда му­зы­кан­ты из Рос­сии ста­но­вят­ся ед­ва ли не бо­лее вос­тре­бо­ва­ны на За­па­де, чем в Рос­сии – во вся­ком слу­чае за­ра­ба­ты­ва­ют там боль­ше. Зву­ча­ние у Gnoomes ин­тер­на­ци­о­наль­ное и ан­глий­ско­го язы­ка, ес­ли кто его не лю­бит, в пес­нях немно­го. Сло­ва тут не так важ­ны, суть в зву­ча­нии: та­кое вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние к за­пи­си и син­те­за­то­рам мож­но об­на­ру­жить толь­ко у со­всем за­мо­ро­чен­ных саунд-ар­ти­стов. Неуди­ви­тель­но, что бри­танcкий лей­бл Rосket Recording сра­зу же рас­по­знал са­мо­род­ков, хо­тя са­ми му­зы­кан­ты го­во­рят о кон­трак­те с ан­гли­ча­на­ми как о чу­де. Из Пер­ми не уез­жа­ют, а на­о­бо­рот – фа­си­ли­ти­ру­ют перм­скую му­зы­каль­ную куль­ту­ру: про­во­дят Gnoomes Fest, на ко­то­рый при­во­зят бри­тан­ские и рус­ские груп­пы. «Пря­мо сей­час мы за­ме­ча­ем, как си­ту­а­ция в Рос­сии на­чи­на­ет ме­нять­ся, по­яв­ля­ют­ся про­мо­у­те­ры, лейб­лы, бу­кинг-аген­ты, класс­ные пло­щад­ки для вы­ступ­ле­ний, это да­ет воз­мож­ность слу­ша­те­лям раз­ви­вать­ся, и это не мо­жет не ра­до­вать нас», – го­во­рят му­зы­кан­ты.


«НААДЯ»

Вы­ве­рен­ное элек­трон­ное зву­ча­ние, без­упреч­ный во­кал, ла­ко­нич­ные ум­ные тек­сты – На­а­дя де­ла­ет иде­аль­ную му­зы­ку, и вряд ли на све­те есть че­ло­век, ко­то­рый мо­жет предъ­явить ей хоть ка­кие-то пре­тен­зии. По­след­ний аль­бом «Оскол­ки» слу­ша­ет­ся на од­ном ды­ха­нии и не успе­ва­ет на­до­есть – он с од­ной сто­ро­ны за­тя­ги­ва­ет в ме­ди­та­цию, так как все пес­ни очень спо­кой­ные, с дру­гой – каж­дый раз пред­ла­га­ет тво­е­му вни­ма­нию удоб­ную точ­ку для фо­ку­си­ро­ва­ния. От­дель­но­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ют тек­сты. На­деж­да Гриц­ке­вич пред­став­ля­ет за­ме­ча­тель­ный жен­ский об­раз – внешне спо­кой­ная и уве­рен­ная, по­чти непро­ни­ца­е­мая, в пес­нях она про­из­но­сит ве­щи, од­но­вре­мен­но ра­ци­о­наль­ные и страст­ные: «мне не нуж­на по­ло­ви­на, я се­бя чув­ствую це­лой вполне, / но ты нра­вишь­ся мне».



Алина Орлова

Аль­бо­мом, ко­то­рый вы­шел в 2018 го­ду, Али­на Ор­ло­ва за­кры­ла свой «юно­ше­ский цикл», и ка­жет­ся, пред­ла­га­ет и сво­им по­клон­ни­кам сде­лать то же – по­про­щать­ся с ней юной. Во вся­ком слу­чае, на аль­бо­ме Daybreak слыш­но, ку­да сво­ра­чи­ва­ет пе­ви­ца – в ее пес­нях по­яви­лись бо­лее взрос­лые во­каль­ные мо­ду­ля­ции и по­чти шан­сон­ные – в хо­ро­шем клас­си­че­ском смыс­ле – ин­то­на­ции. А та­к­же сти­хи Ан­ны Ах­ма­то­вой, Тен­нес­си Уи­льям­са и Да­ни­и­ла Харм­са. Ощу­ще­ние, что пе­ви­ца зву­чит с те­ат­раль­ных под­мост­ков, а не со сце­ны клу­ба. Неуди­ви­тель­но, что Али­на Ор­ло­ва ме­ня­ет­ся: с тех пор, как хру­сталь­ный го­лос куд­ря­вой кра­са­ви­цы за ро­я­лем по­ра­зил всех в Лит­ве, Рос­сии и Ев­ро­пе, про­шло уже де­сять лет. За это вре­мя бы­ли неболь­шие от­ступ­ле­ния от аку­сти­че­ско­го, бес­при­мес­но­го зву­ча­ния – в аль­бо­ме «88» бы­ло мно­го элек­тро­ни­ки, на­при­мер – но в це­лом оба­я­ние пе­ви­цы стро­и­лось на чи­сто­те го­ло­са, про­зрач­но­сти ме­ло­дий и кра­со­те ро­яль­ных пат­тер­нов. Али­на го­во­рит, что бу­дет ме­нять­ся. Но по­ка вый­дет на фе­сти­валь­ную сце­ну од­на и ис­пол­нит но­вые и ста­рые пес­ни за ро­я­лем – то есть вы­сту­пит в том хруп­ком об­ра­зе, за ко­то­рый мы ее и лю­бим.


Zventa Svetana

Элек­трон­ный фолк-про­ект во­ка­лист­ки Ти­ны Куз­не­цо­вой и быв­ше­го участ­ни­ка «Го­стей из бу­ду­ще­го» Юрия Уса­че­ва – по­жа­луй, луч­шее, что есть се­год­ня в этом на­прав­ле­нии. При­ме­ча­тель­но, что фолк-му­зы­ка Zventa Sventana, в ко­то­рой ис­поль­зу­ет­ся в том чис­ле и перм­ский фольк­лор, про­зву­чит на тер­ри­то­рии ар­хи­тек­тур­но-эт­но­гра­фи­че­ско­го му­зея «Хох­лов­ка», хра­ня­ще­го те же тра­ди­ции. Про­ект Zventa Sventana дол­го на­би­рал си­лу и вы­шел на но­вый уро­вень бла­го­да­ря кол­ла­бо­ра­ции с Ива­ном Дор­ном. Клип на их об­щую пес­ню «Му­жа до­ма нету» стал со­бы­ти­ем вес­ной 2019. По­клон­ни­ки обо­их ар­ти­стов со­чли ви­део смеш­ным и стиль­ным, и со­гла­си­лись, что под эту му­зы­ку – «на­род­ный ха­ус» – невоз­мож­но уси­деть на ме­сте. Од­но­имен­ный аль­бом был пре­зен­то­ван в «Ве­чер­нем Ур­ган­те», где Zventa Sventana по­ка­за­ли, как мо­жет зву­чать фолк­ха­ус вжи­вую. Ес­ли хо­ти­те по­тан­це­вать и ото­рвать­ся, не про­пу­сти­те этот сет.


ZEROLINES & Олег Нестеров

Zerolines – но­вый про­ект Оле­га Несте­ро­ва («Ме­га­по­лис»), ко­то­рый он сам опре­де­ля­ет как «про­ект ин­ту­и­тив­ной му­зы­ки». Что это озна­ча­ет, луч­ше все­го пой­мут те, кто услы­шит все вжи­вую, но зна­то­ки от­сы­ла­ют немно­го нема­ло к Шток­ха­у­зе­ну, а Олег Несте­ров го­во­рит так: «Са­мая кра­си­вая му­зы­ка это та, ко­то­рая при­хо­дит пря­мо в серд­це. Ду­ша раз­го­ва­ри­ва­ет с на­ми го­ло­сом ин­ту­и­ции, а ин­ту­и­тив­ная му­зы­ка это то, на что на­стра­и­ва­ет­ся на­ша ду­ша, по­ми­мо на­ших мыс­лей и во­ли». Аль­бом Zerolines до­сту­пен для ска­чи­ва­ния: это най­ден­ное несколь­ко лет на­зад Несте­ро­вым де­ли­кат­ное зву­ча­ние, со­еди­ня­ю­щее пуль­си­ру­ю­щие ги­та­ры и рас­слаб­лен­ную ре­чи­та­тив­ную ма­не­ру ис­пол­не­ния тек­стов. Толь­ко в этом ре­ли­зе есть еще и аб­со­лют­но вы­да­ю­щи­е­ся ве­щи вро­де тре­ка «Ан­ге­лы», в ко­то­ром про­ис­хо­дит нечто со­вер­шен­но иное. А имен­но – по­ют ан­ге­лы. Му­зы­кан­ты вы­би­ра­ют необыч­ные ме­ста для вы­ступ­ле­ний: на­при­мер, осе­нью они отыг­ра­ли кон­церт в Мос­ков­ском пла­не­та­рии – на ку­пол про­еци­ро­ва­лось спе­ци­аль­но со­здан­ное ви­део. «Кон­церт го­да», – на­пи­сал кри­тик Алек­сей Му­ни­пов. «ZEROLINES ухо­дит в небо, окон­ча­тель­но та­ет в эфи­ре, при­чем са­мым за­во­ра­жи­ва­ю­щим об­ра­зом. Ком­по­зи­ции не то что­бы раз­ви­ва­ют­ся, а слов­но тя­нут­ся из ни­от­ку­да в ни­ку­да, при­мер­но как об­ла­ка по небу» (Colta.ru). Вол­шеб­ное со­еди­не­ние ме­ста, вре­ме­ни и ви­део долж­но сра­бо­тать и в кра­си­вой ве­чер­ней Хох­лов­ке.

Материал обновлен: 17-06-2021