Ручная работа

Минималистичный стиль, камерная обстановка и переливы японской флейты — о студии Handcraft нам рассказали студенты весеннего интенсива «Делаем журнал с командой Seasons» в Школе Seasons. Мы познакомились с основателями студии Лизой и Никитой и поговорили о ремесле, гармонии и работе с керамикой. Никита работает с формой, он гончарит и обучает ремеслу других. Лиза — художник, она чувствует цвет. Глазури, декор — это ее — так же, как и фотографии, ведение Instagram и общение с учениками по организационным вопросам.


Как в вашей жизни появилась керамика?

Лиза: По образованию я графический дизайнер, второе высшее тоже художественное — текстильный институт при МГТУ им. А. Н. Косыгина. Работала и в типографии, и в рекламном отделе. В какой‑то момент работа за компьютером меня стала убивать. У меня всегда была тяга делать что‑то руками. Как‑то раз я пришла в Строгановку в гости к друзьям. В коридоре была выставлена керамика. И мне захотелось ее всю, я не знаю, съесть! Она такая вкусная! Я начала учиться в студии ручной лепки, рассказала обо всем Никите, он заразился этой идеей. Тогда у него была работа, совсем не связанная с творчеством.

Никита: По образованию я программист, работал администратором в банке.

Лиза: Курсы у нас были недолгие, и когда мы их окончили — как раз под Новый год — мы успели до праздников купить глину и в январские каникулы просто «залипли» дома.

Сейчас так много керамических мастерских. Чем ваша студия отличается от других?

Лиза: Мастерские сейчас появляются как грибы, но быстро разоряются. Конкуренция огромная. Многие студии открываются в центре, где просто запредельная аренда, и ставят низкие цены на занятия, видимо, не осознавая, что все это не будет приносить особого дохода. Считаю, что мы отличаемся от многих студий тем, что не ставим обучение на поток, не гонимся за толпами учеников. Мы дорожим тишиной в студии и тем, чтобы действительно доносить знания до людей, а это невозможно в группе, где десять учеников на одного мастера. У нас стоит всего два круга, и на занятиях бывает всего один ученик. Мы общаемся, пьем чай, разговариваем. В конце занятий Никита всегда играет на японской флейте, это уже стало традицией. Такой обмен энергией идет. И от этого спокойно. Ради этого можно потерпеть некоторую финансовую нестабильность. У нас нет суеты, нет толпы, и если вы придете учиться на курсы, то вы действительно будете учиться.

Почему именно керамика, а не другое ремесло?

Лиза и Никита: Это творчество, которое дает очень много возможностей. Когда ты понимаешь материал, идеи начинают сыпаться в голову — не успеваешь записывать.


«У нас есть большая мечта, чтобы жить где-то не в Москве, на природе, заниматься керамикой не только, чтобы себя прокормить, а чтобы получать удовольствие. Будь что будет, главное — процесс».


Как сложился такой гармоничный стиль?

Лиза: Не думаю, что у нас есть какой-то стиль. Но что точно есть — это постоянное движение к простоте. Как у многих керамистов, есть любовь к Японии. Вот была выставка «Керамика Раку: Вселенная в чайной чашке» в «Пушкинском» — это просто космос! Прошлым летом мы пробовали создавать в этом стиле.

Мы знали о раку до выставки, но никакие фотографии не могли передать главного — бешеную энергетику. Настолько много было вложено мастерами в каждую вещь, что это все очень чувствуется. Никита сделал печку из садовой бочки, купили термопару на AliExpress. Обжиг происходит при обычной для керамики высокой температуре. Раскаленную посуду достают из печи и помещают в яму, на опилки. Опилки вспыхивают, яму плотно забрасывают землей, чтобы остановить приток кислорода. Там происходит так называемое восстановление металлов. Цвет глазури при этом может измениться, например, из зеленого стать медным. Процесс непредсказуемый, керамика нереально «живая», но видно это только когда отмоешь ее от черных опилок. И все действо напоминает археологические раскопки.

Вы проводите мастер-классы по тактильной керамике. Есть в этом что-то от восточной практики, йоги.

Лиза: Действительно, очень похоже. Название появилось от ощущений: такую посуду хочется держать в руках. Занятие по тактильной керамике двухдневное. На первом занятии вы делаете, скажем, кружку на гончарном круге. Потом глина подсыхает и переходит в так называемое кожетвердое состояние. На втором занятии с помощью разных инструментов на кружке создается рельеф. Процесс обтачивания, да и гончарку в целом, часто называют медитативными, потому что нужно сконцентрироваться. Во время настоящей медитации приходится прилагать усилия, чтобы сконцентрироваться, а с гончаркой это просто. Два часа проходят, и ты понимаешь, что вообще не думал о проблемах, а занимался своей кружечкой.

В жизни случается всякое. Но вы явно как-то с этим справляетесь и несете позитив людям. Поделитесь рецептом?

Никита: Есть две противоположности: страх и любовь. Негатив всегда от страха, от непонимания. Чем больше любви в человеке, тем он более открытый, улыбчивый.

Лиза: Наш рецепт света — это Никита. Он действительно как будто излучает что-то. После занятий в мастерской люди пишут нам добрые слова. Люди возвращаются к Никите.

Лиза: Первое, что я обычно говорю ученикам: все будет не так, как на красивых видео на Vimeo и Youtube. А легко будет только после того, как ты уже год гончаришь. Но пробовать точно рекомендую всем и в любом возрасте. Керамика дарит радость!

Материал обновлен: 17-06-2021