• 759
    Рекомендуйте друзьям

    Мы встретились с пятью посланниками велодвижения в Москве и поговорили о том, как пересесть с машины на велосипед, что нужно брать с собой в поездку и почему велопарад — это красиво, полезно и здорово.

    Айгуль Бедретдинова

    @vi66nya

    графический дизайнер, блогер

    Я начала ездить на велосипеде где-то шесть-семь лет назад. На дорогу от учебы до работы общественным транспортом уходило около часа. Мне запала в душу эта идея. Машину я тогда не водила. Уже через две недели купила велосипед.


    Оказалось, что от дома до работы всего пятнадцать минут!


    Практически везде, куда я езжу — удобно ездить на велосипеде. Магазин, салон красоты, фитнес-центр, работа — все небольшие расстояния. И это абсолютный кайф — ты знаешь сколько тебе нужно времени и просто получаешь удовольствие.

    У меня не было предрассудков про платья, каблуки, шлемы, спортивную направленность, так что меня ничего не останавливало — я просто села и поехала. Советчики с теориями о том, что «на каблуках и в платьях не ездят» и прочие, набежали позже, когда я уже поняла на своём опыте, что это всё не так.

    В Москве довольно сложно стоить маршруты. Я думаю, для новичков первые две недели нужно обкатывать маршрут. Идеальный, когда ты вообще не слезаешь с велосипеда. Такой сложно сообразить сходу, потому что в Москве слишком много подземных переходов — я бы хотела, чтобы от них градостроители избавлялись, это неудобно в принципе всем пешеходам, и мамам с колясками, и тем более инвалидам.

    Некоторое время назад обсуждался грандиозный план по строительству сети велосипедных дорожек. Но то ли план заморозили, то ли забыли про него. Я очень надеюсь, что к плану вернутся.

    Сезонность велосипеда как транспорта — спор велоактивистов. Автомобилистам не нравится, что отнимают часть дороги. Но это вопрос лишь привычки, со временем привыкнут к тому, что проезжая часть принадлежит всем видам транспорта. В Финляндии, например, с приходом зимы количество велосипедистов не уменьшается. В Амстердаме удобная инфраструктура.


    Под дождем еще никто не растаял.


    Зимой, конечно, у нас меньше велосипедистов. По-настоящему сложно ездить в Москве только тогда, когда температура низкая, меньше пятнадцати градусов ниже нуля, и когда не убирают город. Для меня велосипед — не сезонный транспорт.

    Велодвижение, конечно, развивается, но медленнее, чем могло бы. В том же Подмосковье убираются хуже. Еще один стереотип, что велосипед — это только спорт. И это тоже мешает развитию транспортной системы велодорожек, ведь первые велодорожки строили в парках. Термин «кататься» по отношению к велосипеду я очень не люблю. В городе велосипед, в первую очередь, транспорт, на небольшие расстояния, естественно, очень удобный.

    Let's bike it проводит уже тринадцатый велопарад. Это не велопробег, а именно парад. Это не спортивная история, не гонка. Парад — это повод показать, что велосипед — это транспорт, можно одеться красиво, по-городскому. Что в Москве много людей, которым велосипед нужен как транспорт, и они готовы использовать его именно так, если будет больше возможностей.


    К слову, термин «велопарад» появился у нас.


    Я опытная велосипедистка и могу спокойно ездить по проезжей части, а большинству людей хочется спокойствия. Когда меньше опыта — нужны велодорожки, и они действительно нужны в Москве.

    Организация самого первого велопарада проходила при моем участии. Мне кажется, что изменения начались именно с велопарадов. Тогда у нас не было бюджета на рекламу, мы искали деньги вчетвером, без промо и прочего. Пять тысяч человек получилось собрать, тогда велопарад стал заметным. Со второго, третьего, четвертого велопарада начались какие-то изменения «сверху». В Москве невозможно просто выйти и построить себе велодорожку, недостаточно даже общественной инициативы — это должен быть общественный запрос. Появились велодорожки и велопрокаты, пусть, может, не такими быстрыми темпами как хотелось бы, но изменения по сравнению с тем, что было три-пять лет назад, громадные, конечно.

    Мои самые популярные маршруты — от дома до любимых кафе и парков. Больше всего нравится ездить внутри Бульварного кольца и, может быть, на северо-востоке Москвы. Иногда доезжаю до Музеона , но ездить на велосипеде по паркам мне уже скучно, там много людей.

    Для новичков, тех, кто едва-едва умеет кататься, важно знать правила дорожного движения и для катания выбирать парки и спальные районы. Я советую относиться к велосипеду как к транспорту: поймите, куда вы хотите попасть, постройте маршрут и попробуйте доехать до цели. И так целую неделю. До продуктового магазина, фитнес-центра, салона красоты. Вы заметите, насколько интереснее становится жизнь, когда едешь куда-то на велосипеде.


    Луиза Нестерова

    @luiza.fun

    руководитель группы по работе с клиентами в Центре Финансовых Технологий, блогер

    Ездить на велосипеде каждый день я начала четыре года назад, пересела после автомобиля. Тогда стала путешествовать и сравнивать европейские города с Москвой, познакомилась с темой экожизни, взглядами современных урбанистов на устройство городов, где комфортно живётся всем людям, а не только автомобилистам.

    Четыре года назад я жила за МКАДом и ездила на велосипеде только внутри своего района. Узнала про акцию «На работу на велосипеде» и попробовала добраться до работы полностью на велосипеде. Прочитала ПДД, собралась с духом и поехала. Это был сложный опыт. Ярославское шоссе — не лучшее место для езды на велосипеде. Когда машины стоят в пробке, там нечем дышать, а когда пробок нет, машины едут со скоростью 100 км/ч — страшно. Но я твердо решила, что это мой маленький вклад в улучшение экологии родного города. Велосипед стал основным транспортом. Я искала альтернативные маршруты, совмещала велосипед с общественным транспортом. Велосипед можно провозить бесплатно. Важно при этом не мешать другим пассажирам.

    Когда-то в Лондоне я увидела плакат с социальной рекламой о том, что умные люди оптимизируют свои передвижения, используют ближайшую инфраструктуру и живут рядом с работой.


    Это экономит ценное время жизни, уменьшает вред для экологии и делает человека счастливым.


    Я переехала в центр. Большой городской велосипед использую для поездок внутри ТТК, а маленький складничок, — когда нужно добраться до удаленных районов и совместить велосипед с общественным транспортом. Велосипед для меня спасение, я всегда в движении, легко добираюсь до нужного места, чувствую себя счастливой. Передвижение на велосипеде стоит 0 рублей. Деньги, которые я сэкономила на передвижении по городу на автомобиле (бензин, страховки, ТО, парковки и штрафы — а у меня малолитражка), я использую на путешествия. Благодаря такому подходу удается путешествовать каждый месяц.

    Любые трудности для меня — задачи, которые нужно решить. Например, было страшно ездить по дороге на велосипеде — я выучила ПДД, потренировалась на маленьких улочках и теперь чувствую себя комфортно на дороге. Я не знала как ездить в дождь, нашла специальные бахилы и качественный дождевик. Неудобно, когда автомобили нарушают правила парковки, подрезают. Чем более опытной я становлюсь, тем меньше таких ситуаций. Установила приложение «Помощник Москвы» и отправляю фотографии нарушителей. Важно не проходить мимо и делать то, что от тебя зависит. Только так можно изменить ситуацию. Неудобно, что машины превышают скорость, есть эти 20 км/ч, которые не фиксирует камера: все гоняют и оказываются безнаказанными. В ДТП гибнет больше людей, чем в терактах, поэтому я за то, чтобы снизить максимальную разрешенную скорость в городе до 40 км/ч (как это делает большинство современных развитых городов мира).

    Я езжу круглый год. Зимой даже резину не меняю. В центре оперативно убирают снег с дорог. А если не убирают, я фотографирую ситуацию и отправляю жалобу через приложение «Наш город». И вуаля! Дороги начинают чистить.


    Если не закрывать глаза на проблемы, а решать их, оказывается, что можно ездить на велосипеде круглый год.


    Только в гололед я оставляю велосипед и пользуюсь общественным транспортом или такси. Стереотип — ездить по дороге невозможно, тебя обязательно собьют. Я езжу четыре года и жива. Стереотип — ездить зимой или в дождь нельзя. Можно! Это лишь вопрос правильной одежды. Стереотип — велосипед про спорт, и надо выбирать спортивную одежду, а потом переодеваться в офисе. Я езжу в спокойном темпе в обычной одежде, в том числе в платьях и на каблуках.

    Мне нравится, что выделенных линий для автобусов стало больше. Велосипеды тоже могут по ним передвигаться, маршруты стали более оптимальными, появились наземные переходы, хотелось бы их больше. Считаю, что абсолютно нелогично загонять людей под землю. Человеку в машине живется комфортнее. Пусть машины останавливаются на светофорах, а не пешеходы, которые вынуждены спускаться по бесконечным лестницам в подземелья. Я рада, что проводятся велопарады, рада, что мои знакомые пробуют велосипед и начинают использовать его, как основной транспорт. Одного любимого маршрута у меня нет — я езжу по всем улицам в пределах ТТК, езжу по дорогам. Если спешу, то по большим улицам прямыми маршрутами. Когда есть время, заезжаю в маленькие переулки, изучая город.


    Согласно ПДД, нужно оборудовать велосипед передним и задним фонарем для езды в ночное время. У меня еще есть запасные фонари, маленький насос, влажные салфетки, смазка для цепи, мультитул с ключами и отвертками, держатель для смартфона. Когда я еду по маршрутам приложения STRAVA, располагаю телефон на руле велосипеда. Еще у меня есть ремонтный комплект с заплатками для резины. Но пока ни разу его не использовала, потому что на месте ремонтировать колесо для меня проблематично. Пару раз, когда возникали такие проблемы, я просто оставляла велосипед и ехала на общественном транспорте, а потом возвращалась за ним и увозила, заказав такси. Можно вызвать минивэн с перевозкой велосипеда. Я участвую в в велопарадах, которые устраивают мои друзья из Lets Bike It. Не участвую в гонках и прочих спортивных заездах. Для меня велосипед — это транспорт на каждый день.


    Раду Модырка

    наш системный администратор

    Первый велик в Москве мне подарила жена десять лет назад, на 34-летие. Я тогда жил в 13 км от работы. Решил использовать велосипед в качестве транспортного средства: оптимизировал маршрут до 10.8 км, а потом до 16 км. Москва — город большой, и это пугает ровно до первой попытки добраться из точки А в точку Б. Потом боязнь «больших» расстояний исчезает, и город открывается по новому.

    Сейчас офис от дома находится в 20 км. На автомобиле по пробкам минимум полтора часа, на общественном транспорте чуть больше часа, на велосипеде — 50 минут стабильно. От «Лужников» до Белорусского вокзала — 17 минут, до Красной площади — 15 минут.


    Для меня главное преимущество — скорость.


    Неудобства есть. Планирование дня, одежды (и не только про тепло/холодно, но и сколько «нарядов» в рюкзак запихнуть), возможность безопасно оставить велосипед, а лучше забрать его с собой. Грязь, мойки, дождь, солнце, ветер, штиль, отсутствие душа... Строгой привязки к велосезону нет. Есть здоровье, настроение. Мне комфортно кататься до −12° и желательно по сухим улицам. В снегопад или зимний проливной дождь очень неприятно. Но такого, что я ставил велосипед на хранение зимой, нет.

    Автомобилисты начали замечать и даже уважать велосипедистов. Еще три года назад приходилось часто с ними ругаться, объяснять ПДД (я даже себе респиратор купил, чтобы рот закрыт был). Сейчас этого почти нет. Велосипедистов в хорошую погоду стало очень много. Но увеличивается количество воспитанных и неадекватных. Можно увидеть велосипедиста по встречке на Дмитровке, а про тротуары вообще молчу. Приятнее всего кататься по набережным в воскресение в шесть-семь часов утра: город не проснулся, улицы чистые, воздух прозрачный.

    Я вожу с собой маленький ремонтный комплект. Это всё что нужно на дороге. А многим даже этого не нужно. Сломался — сел на автобус (туда пускают) и доехал до дома или сервиса.

    Очень нравятся заезды GranFondo, которые устраивает команда «Корса Медиа». Кажется был на всех, которые устраивали в московской и соседних областях. Был на первых велопарадах, сейчас там слишком много людей. Ночные парады обычно тематические: помимо общения можно послушать лекции о метро, архитектуре, футболе. Появились много клубов и школ, найти компанию для катания просто.


    Павел Сергеев

    @pavlinmaster

    путешественник

    Основным транспортом велосипед стал для меня в 2010 году. Мы, с тогда ещё девушкой, а ныне супругой Луизой, купили велосипеды. Они были тяжёлые и громоздкие. Тогда мы жили на у метро «Краснопресненская». Сначала строили маршруты рядом с домом, со временем отправлялись всё дальше. Так мы проехали Садовое кольцо, ездили в Сокольники, на Поклонную гору и Измайловский парк. Когда мы переехали на север (на Ярославское шоссе) — купили новые велосипеды, красивые и качественные. И с тех пор автомобиль всё чаще оставался во дворе, пока мы его не отдали родственникам. Сейчас велосипед — основной вид транспорта, если мне нужно добраться до удаленных уголков города или области, я совмещаю его с общественным транспортом.

    Ездить на велосипеде выгодно, я экономлю на поездках в метро и автобусах. И приятно. Вы когда-нибудь видели грустного человека на велосипеде? Это полезно. Многие считают, что по дорогам ездить вредно, мол, выхлопы от автомобиля и учащённое дыхание губительны для лёгких. Но не стоит забывать, что на этой же дороге находятся водители и пассажиры, а также пешеходы. Велосипедист же, располагается выше остальных и дышит более чистым воздухом, так как все вредные выбросы тяжелы и оседают внизу. Также, есть исследование, что весь возможный вред нивелируется пользой от поездки на велосипеде. Это мобильно, я могу «спешиться» в любой момент и передвигаться как пешеход. А могу, проскочив все пробки, долететь куда мне нужно. Экологично!

    Появились велополосы, прокаты, появились и велосипедисты. Самое большое достижение — велопарады, вот это действительно показатель интереса горожан. Водители стали более вежливы к велосипедистам и, похоже, смирились с соседством на дороге.


    Основное неудобство — это незнание, неуважение правил дорожного движения К сожалению, многие водители считают, что велосипедист, как и пешеход, должен передвигаться по тротуару. Меня часто спрашивают, потею ли я или не холодно мне. Потею, и бывает холодно, поэтому важно одеваться по погоде. Если солнечно, то лёгкую рубашку и брюки, стараюсь держать ритм. Если снег и вьюга, одеваюсь теплее. Если дождь, надеваю дождевик и специальные бахилы на ноги. Я езжу круглый год. Одеваюсь по погоде. В Москве дороги чистят лучше, чем тротуары, а потому даже резину менять не надо.


    Про стереотипы о поездках на велосипеде можно книгу написать.


    Велосипед — это спорт. Не для мужчин. Мужчина должен иметь машину, а если он ездит на велосипеде, значит нищеброд. Велосипед нужен только для лета. Ездить тяжело, нужна подготовка. Нельзя кататься по дороге, на тротуаре велосипед главный, нужна экипировка, без шлема никак. Хорошие велосипеды — дорогие. Хороший велосипед — это горный велосипед с обвесами.

    Я участвую во всеx велопарадаx. Это и весело и полезно для велодвижения. Выезжаю на велопрогулки с друзьями. Беру с собой задний и передний фонарь, зимой — перчатки и шарф, а также воду, влажные салфетки, насос, запасные фонари, велосипедный ключ или портативный набор инструментов, комплект для шиномонтажа. Всё это помещается в небольшую сумку на велосипеде (30x15 см). Ещё очки и звонок (гудок).

    Соблюдайте ПДД: переходите по нерегулируемому пешеходному переходу только пешком; по тротуару — только если по дороге невозможно или страшно. Относитесь с уважением к пешеходам: они главные. Поворачивайте налево только с однополосных дорог, в остальных случаях — используйте «датский поворот», то есть проезжайте перекресток, останавливайтесь, поворачивайте налево и дальше по правилам. На перекрёстках и поворотах смотрите в глаза водителю, с которым пересекаются пути. Так вы сразу поймете, видит ли он вас.

    Новичкам советую поездить по паркам, набережным и в своем районе. Более опытным — осваивать маршруты на работу, в гости, магазин или любимый парк.


    Оля Корчагина

    @korchagina_o

    Проект Let's bike it!

    В марте 2014-го года я купила себе велосипед и ездила на нём в основном только в парках. Первая поездка на работу случилась только в сентябре благодаря акции «На работу на велосипеде». Она полностью перевернула отношение к велосипеду как к транспортному средству. С тех пор постоянно езжу на велосипеде на работу, по делам, к друзьям, в магазин или кафе. Велосипед не стал основным транспортом, но стал прекрасной альтернативой общественному транспорту (часто даже превосходит его). После акции я вдохновилась деятельностью проекта Let's bike it! и присоединилась к команде.

    Преимуществ у велосипеда много. Во-первых, зная маршрут, вы всегда можете рассчитать время прибытия с точностью до минуты. Вам не придётся стоять в пробках, тратить время на поиски парковочного места или долго идти от остановки общественного транспорта. Во-вторых, даже получасовая поездка на велосипеде покрывает ежедневную потребность организма в физической активности. В-третьих, это приносит удовольствие! У многих велосипед ассоциируется с полётом и свободой, и я — не исключение.

    Велоинфраструктура в Москве только начинает появляться. Не везде человек на велосипеде может чувствовать себя комфортно и безопасно. Регулярные поездки вырабатывают оптимальные маршруты, но до этого придётся не раз столкнуться с неудобствами: высокими бордюрами, подземными переходами, плотным потоком машин.

    Чаще всего приходится сталкиваться со стереотипными мнениями о велотранспорте от людей, которые ни разу не пробовали пересесть на велосипед. «Я живу слишком далеко от работы», «Я в плохой физической форме», «На работе нет душа» или «У меня в офисе дресс-код» — самые частые отговорки. Для всех этих проблем есть решение.

    Раньше я и сама не могла предположить, например, что на велосипеде можно передвигаться не только в тёплое время года. Опыт северных стран помог пересмотреть отношение. Например, город Оулу в Финляндии, который расположен примерно на широте Архангельска. И климат там соответствующий: в январе средняя температура −10°, но для 40% населения велосипед — основной транспорт. Главная причина высокой популярности — развитая вело-пешеходная инфраструктура. Я стала ездить круглый год только с приобретением городского велосипеда в 2016 году. Благодаря прямой посадке на таком велосипеде удобно ездить как в юбке, так и в длинном пальто, а полные крылья лучше всего защищают от брызг, летящих из-под колёс. Зимой я езжу не так часто и не на такие дальние расстояния, как летом. Причина вовсе не в низкой температуре, а в страхе быть забрызганной грязью проезжающим мимо автомобилем.

    За последние несколько лет Москва очень сильно изменилась, это касается и велокультуры. Человек на велосипеде перестал восприниматься как что-то необычное.


    Пересаживаются на велосипед по разным причинам: кто-то из-за скорости или из-за экономии, другие не любят толкаться в общественном транспорте.


    Но несмотря на все изменения, за прошедшие два года в Москве почти не появилось новых велодорожек и велополос. Я всегда стараюсь строить маршрут таким образом, чтобы он максимально проходил через велодорожки, велополосы и выделенные полосы для общественного транспорта. Не люблю затяжные подъёмы, предпочитаю потратить лишние пять минут и поехать в объезд.

    Езжу на велосипеде в повседневной одежде. Содержание моего рюкзака ничем не отличается от того, как если бы я отправилась по делам пешком или на общественном транспорте. Единственное исключение — надёжный замок U-lock, который крепится к велосипеду. Здесь многие могут не согласиться и посоветовать всегда при себе иметь насос, комплект для ремонта на случай, если проколется камера, компактный набор ключей, аптечку и т.д. По опыту скажу, во всем этом нет необходимости. Шины накачиваю бесплатно в ближайшем шиномонтаже. В случае проколов (которые случаются крайне редко) ищу близлежащую веломастерскую. Гораздо важнее для велосипедиста — соблюдение правил ПДД. Их должен прочесть и запомнить каждый, кто собирается передвигаться по городу на велосипеде.

    Проект по развитию велокультуры Let's bike it!, частью которого я являюсь, проводит ряд мероприятий в поддержку развития велосипедной инфраструктуры и за безопасность на дорогах. Московский Велопарад при поддержке Департамента транспорта проходит четыре раза в год: зимой, весной, летом и осенью.


    Ближайший велопарад пройдет 16 сентября. Приглашаем всех неравнодушных к велосипедам принять участие и проехать красивейший маршрут по перекрытым дорогам с тысячами людей.


    С 2016 года мы ежегодно проводим Международный московский велоконгресс, где люди со всего мира обсуждают проблемы использования велосипеда в городах. И, конечно, акция «На работу на велосипеде», которая положила начало моей веложизни.


    Ближайшая акция состоится в пятницу 21 сентября в рамках Европейской недели мобильности и будет приурочена к Всемирному дню без автомобиля.


    Весной мы запустили петицию с просьбой раз в месяц перекрывать Садовое кольцо и отдавать его в распоряжение пешеходов, велосипедистов и владельцев других видов активного транспорта. На данный момент петицию подписало более 1400 человек. Присоединяйтесь!

    Подписка на новости Seasons

    • 759
    Рекомендуйте друзьям