• 1072
    Рекомендуйте друзьям

    Опубликовано в журнале Seasons of life, выпуск 46

    Архивные номера и новые выпуски в онлайн-магазине


    О невидимых ниточках истории, которые соединяют ткачей древней Индии, светских дам наполеоновской Европы и предприимчивых русских помещиц, рассказала хранитель отдела тканей Всероссийского музея декоративного искусства Наталья Нечай.


    Ткань в нашем бытовом понимании — это в первую очередь одежда. В культуре древних народов одежда изготавливалась из цельного куска ткани, созданного на ткацком станке. Им покрывали фигуру, образуя красивые драпировки, которые обеспечивали свободу движения и подчеркивали его пластику. В христианский период тело укрывали с головы до пят. Примеры такой одежды мы можем видеть на иконах в образах святых. Так, Богородицу можно узнать по вишнево-коричневому покрову — мафорию, расшитому золотыми звездами на челе и по плечам.

    В Древней Руси замужние женщины непременно должны были покрывать волосы. В дополнение к головным уборам в крестьянской праздничной одежде широко использовались большого размера платки-канаватки и шали. Легкие прозрачные накидки или плотные платки-покрывала, богато украшенные ткаными узорами, — непременный атрибут костюмов светских красавиц, смотрящих на нас со старинных портретов. Особенно изысканные дорогие шали со сложным многоцветным узором появились в Европе в конце XVIII — начале XIX веков. Их появление связано с завоеваниями Наполеона Бонапарта, и в частности с Египетским походом.

    Вернувшиеся на родину офицеры французской армии опоясывали военные мундиры бесценным трофеем — узкой узорной шалью с кистями, носить которую на Востоке подобным образом могли позволить себе лишь принцы по крови. Высоко ценились шали, изготовленные в «цветущей долине» Индии — провинции Кашмир, которые на протяжении нескольких веков вывозились в страны Востока и Запада в качестве драгоценных дипломатических даров. Их ткали из пуха диких коз, который пастухи с риском для жизни собирали на неприступных скалах. Для создания бесконечного множества цветов тончайшей шерстяной пряжи, отливающей шелковистым блеском, ремесленники использовали около 300 растений. Ткачеством занимались мужчины. В начале работы мастер-ткач должен был натянуть три-четыре тысячи едва видных глазу нитей основы. Узор бортов шали строился из повторяющихся крупных стилизованных изображениях цветущего дерева — древнего символа благополучия. Чтобы запомнить сложный порядок переплетения нитей узора, его зашифровывали в слова особых песен, которые за работой пели мастера. На изготовление одной шали у опытного ткача уходило от года до трех лет.

    Вот такую драгоценную шаль к ногам Жозефины бросил Наполеон, которая, оценив по достоинству ее красоту, сделала восточные шали невероятно популярными. Тонкие и теплые, они прекрасно драпировалась и дополняли простые ампирные платья, которые были тогда в моде. Шали стали обязательным дорогим аксессуаром. Благосостояние красавицы, светской парижанки начала XIX века, оценивалось по наличию у неё знаменитых кашмирских шалей. Умение непринужденно носить шаль особенно ценилось в свете. Для создания красивых складок низ изделий утяжеляли позолоченными коралловыми бусинами. Знаменитая Жюли Бернар Рекамье ввела в моду танец «pa de shale», исполнявшийся девушками почти целое столетие.

    Шали пользовались таким спросом, что в Европе наладили их производство. Первые копии кашмирских узоров стали выпускать в Англии. Основные производства были сосредоточены в Пейсли, Эдинбурге и Норвиче. Поэтому известный восточный узор в виде «огурцов» (их еще называют «турецкие бобы» или «опахала») в наше время называется «пейсли». Возникло множество мастерских, где художники работали над узорами, восточный орнамент стилизовали на европейский вкус.


    В России производство дорогих кашмирских шалей было налажено на Купавинской мануфактуре князя Юсупова и в помещичьих мастерских Н.А. Мерлиной, В.А. Елисеевой и братьев Колокольцовых. Надежда Мерлина стала использовать в производстве пух сибирских коз и гобеленовую технику ткачества. В отличие от европейских русские шали были двусторонними. В узорах русских изделий можно видеть привычные нам кисти сирени, лесные ландыши, незабудки и маки. Цветы собраны в изящные букеты, которые, словно склоняясь от ветра, образуют очертания древних восточных мотивов. Орнамент шалей включает от 30 до 60 нитей разных цветов. Двусторонние русские, или, как их принято называть, колокольцовские шали очень высоко ценились в Европе. А Надежда Мерлина стала поставщиком императорского двора. Всероссийский музей декоративного искусства в Москве хранит образцы колокольцовских орнаментов.

    Подписка на новости Seasons

    • 1072
    Рекомендуйте друзьям