Москва пешком

Не боимся морозов, утепляемся и гуляем по Москве. Отправляемся по улицам, которые тихо повествуют о том, какой жизнь в городе была сто лет назад. Смотрим на классицизм, барокко, ампир, модерн и конструктивизм. Наш гид на сегодня — автор путеводителя «Москва пешком» Олег Рассохин, а маршрут, которым мы пойдем, называется «Москва не в глянце».


В начале пути вы пройдёте Арму. Бывший Московский газовый завод (газгольдер, долгое время обеспечивающий всю Москву газовым освещением) был построен в 1865 году, в 1997 закрыт, а в 2003 стал одним из главных творческих центров Москвы. Бывшая промзона с кофейнями, ресторанами, офисами. Пробираемся сквозь толпы студентов, берём согревающий напиток и отправляемся гулять по улице Казакова. Это один из лучших маршрутов, хотя каждый из них, бесспорно, будет открывать для вас город, словно объёмную «книгу-панораму» из детства.


Матвей Казаков — известный русский архитектор, ученик Василия Баженова, а позже учитель Осипа Бове. И тот и другой отметились в городской застройке Москвы. Мимо их творений мы проходим каждый день. Матвей Казаков скончался в 1812 году, его сердце не выдержало новости о пожаре в Москве.


Улица Казакова упирается в храм вознесения на Гороховом поле, построенный в 1790-х годах. Кстати, здесь правда выращивали сладкий зелёный горошек, который подавали к царскому столу. Сейчас об истории этого места помнит только Гороховский переулок. Казаков же построил здесь лучший образец раннего московского классицизма. Прихожанами этого храма были Пушкины. Церковь упоминается на страницах романа Льва Толстого. Считается, что именно в ней молилась Наташа Ростова.

Дальше будет настоящий старый город: усадьбы, особняки и храмы, тихие улицы, где нет потока машин, и, где старожилы архитектуры соседствуют с жилыми кирпичными домами 50-х годов XX века. Наш личный совет: заверните в любой из дворов Гороховского переулка: вы услышите тишину и увидите неспешную жизнь жилых кварталов в центре города.

Самый впечатляющий архитектурный «сюрприз» — это школа акварели Сергея Андрияки, похожая на элегантный английский замок. Здание на самом деле проектировал англичанин, и долгое время здесь находился детский лютеранский приют. А сейчас здесь учатся рисованию и живописи, устраиваются выставки, варится кофе и продаются кисточки и краски.

Рядом с этим монументальным строением скромное, но очень яркое, сочного красного цвета здание с белыми рамами на окнах — жилой дом середины XX века. Именно такие вкрапления советской застройки позволяют проследить историю не только города, но и целой страны. Наслаждаемся перспективой тихого переулка, переходим с одной его стороны на другую, чтобы вполне рассмотреть каждое здание.

Дальше выходим на Старую Басманную улицу. Справа от нас храм Никиты Мученика, построенный в 1751 году и уцелевший во время пожара 1812 года. Его строил зодчий Дмитрий Ухтомский — мастер елизаветинского барокко.

Через дорогу напротив храма мы видим вход в сад им. Баумана: концертная площадка, похожая на ту, которая попала в кадры из фильма «Покровские ворота», рестораны и, главное, — декоративный каменный грот. Сад создан в 1920 году путём объединения в себе нескольких соседних усадебных садов XVIII-XIX вв.

Басманная слобода никогда не вписывалась в туристические маршруты, а ведь это старая дореволюционная малоэтажная Москва. Почему Басманная? Здесь селились пекари — басманники, выпекавшие хлеба-басманы, которые раздавались государственным служащим в качестве хлебного довольствия. На эти хлеба наносилось клеймо, похожее на теснённые изображения на пряниках. Так возникла Басманная слобода (от татарского слова «Басма», что означает рельефный оттиск).

Продолжаем наше движение по Старой Басманной улице от Садового кольца до поворота на улицу Александра Лукьянова. Здесь мы увидим здание усадьбы Муравьевых-Апостолов. Один из красивейших московских классических особняков с зимним садом внутри. Дом с богатой историей. Один из тех случаев, когда потомкам удалось вернуться в Россию и восстановить родовое поместье. Сейчас здесь музей, посвященный движению декабристов, также проводятся выставки современного искусства.

Маршрут имеет много разветвлений, но мы с вами выйдем на Новую Басманную. Помимо всего архитектурного многообразия обратим внимание на дом №22, в усадьбе 1892 года «квартирует» государственный хор, так что в будние дни репетиции бывает слышно во всех ближайших переулках.

Двигаемся дальше по Новой Басманной. Здание под номером 11 — Храм Апостолов Петра и Павла. Строили по эскизам Петра I, вдохновлённого западноевропейскими формами. Получился один из немногих примеров петровского барокко.

Напротив храма, через дорогу здание №14. Особняк в стиле «неогрек» принадлежал купцу и золотопромышленнику Н. Д. Стахееву. После революции здесь разместилось госучреждение, благодаря чему внутреннее убранство сохранилось до наших дней. Часть приусадебного сада в 20-е годы вошла в состав новообразованного городского парка — сада им. Баумана. Фонтан с женской фигурой «Богиня ночи» действует до сих пор, и, что примечательно, фонарь¸ находящийся в руках статуи, был изготовлен в Париже в конце XIX в. Именно Стахеев стал прототипом Воробьянинова из знаменитого романа Ильфа и Петрова «12 стульев».

Чуть дальше, перед железнодорожным полотном, мы видим здание №10 — когда-то доходный дом Московского Басманного товарищества. С 1935 по 1948 в доме жил и работал поэт-песенник А. И. Фатьянов, автор послевоенных хитов «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». У дома есть и «литературная» история. Именно здесь («в доме общества Великан») происходят события повести Бориса Акунина «Любовница Смерти».

За железной дорогой здания №4-6 — Куракинская богадельня и дворец Куракиных. Должное внимание уделили реставрации здания: были восстановлены исторические дверные проемы, элементы обстановки, печи и их облицовка, полы, фрагменты живописи на потолке, колористические решения, утраченный лепной декор, освещение. Всё это было воссоздано по описи 1805 года «опись дому по кончине его сиятельства кн. Степана Борисовича Куракина».

Мы дошли до станции метро Красные ворота. Троллейбус №24 может красиво завершить ваше маленькое путешествие. Он идёт через Новую Басманную в сторону Лефортово, так что вы сможете увидеть всю историческую Немецкую слободу.

В путеводителе для каждого маршрута есть своя нарисованная интерактивная карта, где все описываемые здания отмечены цифрой, и под ней в тексте даётся вполне развёрнутая, но в то же время интересная информация. Также делаются краткие сноски с биографиями, чтобы вы понимали, почему улица — Казакова, а сад — имени Баумана.

Материал обновлен: 17-06-2021