Забытый рай

Сесть в машину, выехать из Москвы на Новорижское шоссе, миновать Волоколамск, приехать в крошечное местечко Ярополец и провести там день. В прошлом, которое соединяет русскую усадебную культуру, царя Алесей Михайловичка, Екатерину Великую, Баженова, Пушкина. Успеть застать и запомнить эту красоту.



В первые село Ярополец упоминается в XVI веке. В 1684 году правившая тогда царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение с окрестными «селами и приселками» Петру Дорофеевичу Дорошенко — низвергнутому в ходе длительной борьбы гетману Украины. Сыновья гетмана поделили наследство, старая часть села осталась за потомками Дорошенко (позднее здесь появилась усадьба Загряжских-Гончаровых), а вторая половина была продана Григорию Петровичу Чернышеву, принадлежавшему к поколению «птенцов гнезда Петрова».

После смерти Григория Петровича поместье унаследовал средний сын, Захар, он и стал основателем усадьбы, которую современники называли русским Версалем.

В 1760-е годы генерал-фельдмаршал Захар Григорьевич Чернышев начал растянувшееся на годы строительство. Между 14 селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, а в самом Яропольце с размахом построена барская усадьба с дворцом, храмом, служебными зданиями и огромным парком. Центром градостроительной композиции стала просторная площадь перед дворцом, обведенная каменной стеной с пятью воротами, от которых в разные концы вотчины устремлялись лучи проспектов. Эта схема идеального в тогдашних представлениях города-резиденции сближала Ярополец с Версалем.

Устроенный на французский манер, парк Яропольца был одним из лучших в России. Тремя террасами он спускался к водному зеркалу большого пруда, названного Красным. На главной аллее били фонтаны, повсюду стояли скульптуры. А в 1775 году в честь приезда Екатерины II на нижней террасе воздвигли обелиск, облицованный цветным мрамором и гранитом. Сегодня он — последнее из сохранившихся в парке украшений, свидетель звездного часа Яропольца, когда здесь гремело пышное торжество: фейерверки, музыка, высший свет. Государыня осталась довольна, даже заметила, «что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе».

Ярополец Чернышевых даже сейчас, после многих разрушений, производит сильное впечатление, как масштабом замысла, так и оригинальностью архитектурных сооружений. Загадочная своей необычностью церковь, властно раскинувший крылья хозяйственных служб дворец, парк с причудливо изогнутыми деревьями.

Усадьба Чернышевых завершается прудом, и за ним начинается усадьба Загряжских-Гончаровых.

Каменный дом, сохранившийся до наших дней, был построен в самом конце XVIII века. Знаменит он не только архитектурой (есть основание считать, что его строил архитектор И.В. Еготов, ученик Баженова и Казакова), но еще и тем, что здесь бывал Пушкин — в этом имении родилась и выросла мать Натальи Николаевны Гончаровой.

«В Ярополиц приехал я в середу поздно, — писал Пушкин жене в 1834 году, — Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Я нашел ее здоровою, хотя подле нее лежала палка, без которой далеко ходить не может. Четверг я провел у нее… Ей очень хотелось бы, чтобы ты будущее лето провела у нее. Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение».

Несмотря на утраты, Ярополец Загряжских-Гончаровых— редкий пример сохранности почти всего усадебного комплекса в его органичном деревенском и природном окружении. Ансамбль отличается цельностью и завершенностью архитектурного образа. Оказавшись на парадном дворе перед колонной лоджией дома, одновременно обозревая храм, полукружие служб с башнями, «шахматные» ворота, дом управителя и по другую сторону спускающийся к реке парк, проникаешься законченностью всей композиции. Она делает Ярополец точным слепком «образцовой» русской усадьбы. Именно такими дворянские гнезда предстают в прозе, поэзии и воспоминаниях XIX века.

Материал обновлен: 05-05-2016