• 6133
Рекомендуйте друзьям

Подборка четырех фильмов о четырех людях — талантливых и выдающихся, которая скрасит пасмурный выходной. Качество фильмов проверено Академией кинематографических искусств и наук — каждый получил по несколько статуэток «Оскар».



Амадей

Милош Форман

«Это Амадей» — Лоуренс Оливье на церемонии вручения премии «Оскар» 1985, объявляя лучший фильм года.

Одна из первых мыслей о Моцарте в культуре — это «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина. Да, угадали, фильм снят по мотивам именно этой трагедии, только Форман в своем творении представляет все совершенно по-другому. Хотя особой разницы это не дает (большей правдоподобности тоже).

Вообще, как было у Пушкина: Сальери, посредственность, отравил Моцарта, гения. Здесь же он по-другому повлиял на смерть: ответственность за приходящего к Моцарту «черного человека», требующего написать Реквием, лежит на нем.

Вопрос теперь состоит в том, кто в итоге победил в той игре, которую затеял Сальери. Сальери — богоборец, причем в фильме этот мотив гораздо сильнее, чем в трагедии Пушкина. В трагедии композитор ненавидит своего коллегу, который гораздо талантливее его, ненавидит его за детскую непосредственность, за легкость, с которой он пишет прекрасную музыку. Ненавидит, наверное, за то, что он не такой, за то, что Сальери не такой. Здесь все иначе — один из основных мотивов это религиозность героя, а потому он борется не с Моцартом, а с Богом, который, по его мнению, побеждает, убивая Моцарта.

Но взглянем на Моцарта — какой он живой! В исполнении Тома Халса он немного излишне ребячливый, но от того больше удивляешься: «Как? Он — гений?!». И ведь так и было, как утверждают исследователи: небольшого роста, не самый симпатичный, но при этом веселый и жизнерадостный гуляка с пронзительным, похожим на скрип ногтей по доске смехом. Сразу думаешь: наверное, потому он и гений, ведь в нем есть живость гения, в нем есть любовь гения.

Что до самого фильма, то он снят хорошо, хотя, возможно, не каждому зрителю понравится кино 1984 года. Но там есть на что посмотреть, несмотря на некоторую затянутость.

Первое, что поражает — красота музыкальных сцен. Нет, это не фильм-мюзикл, но музыкальное сопровождение на высшем уровне.

Второе сокровище фильма — Элизабет Берридж, играющая жену Моцарта. В фильме ее не так много, но при этом она потрясающе смотрится рядом с Халсом. Он, кстати, тоже хорошо вжился в образ, но все же именно ему чего-то не хватило.

Зато хватило Сальери — Ф. Мюррею Абрахаму. Вот он — замечателен, вот ему — браво. Сдержанная ненависть, разгорающееся безумие — все получилось настолько великолепно, что даже удивляешься, почему режиссеру Оскар дали, а актеру — нет.

Фильм о Моцарте — гении музыки.


Влюбленный Шекспир
Джон Мэдден

«Чума на оба их театра!»

Гений литературы — Уильям Шекспир. Каким вообще его можно себе представлять? Спокойным, величавым, интеллектуальным? У Джона Мэддена на него свой особый взгляд: он похож на мальчишку, взбалмошного хулигана. Но почти с первой минуты в игре Джозефа Файнса виден образ гения: полет мысли, неиссякаемая энергия.

Шекспиру для того, чтобы творить, нужна любовь. Если у Моцарта все выходит и без того хорошо, то драматургу обязательно нужно это чувство. Без него не выходит вообще ничего. Но если он влюблен, то работа идет как по маслу.

Когда смотришь фильм, где-то в середине начинаешь понимать, что он похож на американскую комедию. Ну вот правда, ведь видел уже где-то момент, где герои объединяются для того, чтобы помочь друг другу, ведь видел где-то момент, где злой персонаж становится добрым и помогает нашим героям. Но фильм хуже от того не становится, ведь это история о настоящем гении, а не о бейсболистах или еще ком-то.

Но на самом деле, в фильме запоминается больше всего не сценарий (хотя он и получил «Оскар»), не игра актеров (хотя там тоже есть обладатели золотой статуэтки), но атмосфера средневековья. Пусть она немного приукрашена (хотя кадры с выливающимися из окон помоями проскакивают), но все же она замечательна, смотреть кино стоит хотя бы ради нее.


Фрида
Джули Тэймор

— Что нужно для успешного брака?
— Короткая память.
— А почему ты женился?
— Я не помню.

Фрида — это тот фильм, который рассказывает о гении лучше всего. Хотя мы и не можем назвать мексиканскую художницу Фриду Кало гением разряда Моцарта, Шекспира, но, тем не менее, этот фильм превосходит все другие в этой подборке.

Но начнем с самого простого: кто вообще такая Фрида Кало?

Фрида — горячая мексиканская художница, любившая старых русских революционеров, мексиканских художников, сигареты и текилу.
В юности девушка намеревалась стать врачом, но автомобильная авария на год приковала ее к постели. Именно в это время Кало начинает рисовать, а некоторое время спустя знакомится с известным мексиканским художником — Диего Ривьерой, с которым у нее завязываются романтические отношения. Рассказывать всю биографию не имеет смысла, лучше посмотреть фильм или (не лучший вариант) почитать Википедию. А мы поговорим о фильме.

Начнем с того, что Сальма Хайек. Сальма. Хайек. Сальма Хайек вообще потрясающая и обворожительная, о ней можно говорить часами (я бы так и сделал, но у нас фильм), а в этом фильме она показывает себя так, что раз и навсегда становишься поклонником ее творчества. Она горячая мексиканка — именно такая, какой была Фрида Кало. Она потрясающе играет, даже не играет, а живет. Известно, что племянница Фриды Кало была настолько впечатлена фильмом, что подарила Сальме Хайек ожерелье художницы. И не зря.

Вы когда-нибудь видели картины Босха? Это такой художник, при взгляде на картины которого понимаешь, что таракан на стене кухни выглядел не так уж плохо. Похожие чувства возникают, когда видишь Сальму Хайек, маленькую и красивую, в объятиях Альфреда Молины, который играет Диего Ривьеру. Или в объятиях Джеффри Раша, играющего старого Льва Троцкого. Но фильм за этот счет только выигрывает, потому что это своеобразная эстетика отвратительного.

Фрида. Вообще, жизнь самой Фриды гораздо интереснее этой картины, как и ее творчество. Так что для затравки можно посмотреть фильм, а затем изучить творчество.


Список Шиндлера
Стивен Спилберг

«Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир»

Вы спросите, а причем здесь Шиндлер, немецкий промышленник? Написал ли он гениальную симфонию, замечательную картину? Нет. Шиндлер — гений иного толка. Шиндлер — гений милосердия.

Именно из-за этого гениальный фильм Стивена Спилберга и завершает данную подборку, потому что без милосердия не нужны ни музыка, ни живопись, ни литература. Именно потому, что они-то и должны учить человека простым человеческим ценностям.

Немного введу в курс дела. Шиндлер — это немецкий промышленник, который во время Второй Мировой войны спас жизни почти 1200 евреев. Он устраивал их на предприятия, давал им работу, благодаря чему они могли кормить семью. Дальше — больше, он создавал неэффективные предприятия, которые выпускали непригодные боеприпасы. В конце он вообще тратит свои собственные деньги для спасения жизней.

Да, Шиндлер — гений милосердия. Но не только его, но еще и человечности, еще и небезразличия. Не зря в эпиграф вынесено изречение: «Триумф зла — бездействие доброго человека». Как говорят, добро должно победить нейтралитет.

Кстати, Шиндлер гений еще и предпринимательства, только по мере развития фильма он превращается в того, о ком действительно снят фильм. Сначала он хочет лишь заработать денег, затем происходит сильный и заметный личностный рост героя, проходя который он становится настоящим гуманистом и спасителем жизней.

Сам фильм — тоже замечательный. Он красивый, сюжет обрисован детально, но не скучно, а последняя сцена заставляет плакать. А еще там есть Райф Файнс, ради которого вообще в принципе стоит смотреть любое кино с его участием.

  • 6133
Рекомендуйте друзьям