• 3650
Рекомендуйте друзьям

Фильмы, которые перенесут вас за школьную парту и напомнят о важном.



Хористы

Кристоф Барратье, Франция, 2004

Лучший фильм 2004 года и одна из самых известных французских кинокартин, наполненная солнечным светом, бумажными самолетиками и — сюрприз! — хоровой музыкой.

Будь в центре сюжета не хор, а кружок рисования или труда, это ничего бы не изменило. Здесь не важно, чем занимаются мальчишки; имеет значение лишь то, что их впервые приняли всерьез, сняли оковы, сказав: «То, что все остальные поставили на тебе крест, не значит, что это правда». Слова, которые важно услышать не только детям, но и взрослым на любом этапе их жизни. Никогда не поздно обрести себя. Никогда не поздно начать все заново.



Общество мертвых поэтов

Питер Уир, США, 1989

«Хористы» — только на октаву ниже, на поколение старше. Вместо музыки — стихи, вместо субботы — «Carpe Diem». Но суть и чувства остаются прежними: оков нет, и можно быть кем угодно, если хватит сил взлететь против ветра.



Трещины

Джордан Скотт, Великобритания, 2009

«Вы можете достичь всего, чего хотите, перед вами лежит целый мир, нет ничего невозможного. Все, что только нужно, — это пожелать», — говорит мисс Джи, и ее ученицы вдохновленно кивают, глядя на нее горящими глазами. В английской школе-интернате 30х годов такая учительница — страстная, мечтающая — для девочек единственный глоток свободы. Она спасает их от скучных уроков, дает читать запрещенные книги, водит купаться в ночи. Но с прибытием новенькой, мир мисс Джи дает трещины, разрушая идиллию и обнажая то, что удалось замаскировать за обожанием учениц — она обманула себя. Простого желания оказалось недостаточно.

Очень британский, спокойный и неторопливый фильм, холодный, как вода в школьном озере. Пугающий — насколько такой может быть история о несбывшихся мечтах, слепом поклонении и связанной с ним жестокостью.



Проделки в колледже

Джон Полл, США, 2007

За отталкивающим названием, навевающим мысли о комедиях а-ля «Американский пирог», прячется история о мальчике по имени Чарли. Чарли отчаянно мечтает о популярности и находит ее в самом необычном месте — кабинке школьного туалета. В шутку он становится внештатным психологом; к нему идут выговориться, попросить совет, пожаловаться на подростковую жизнь и — получить волшебную таблетку. Только вот разобраться в чужих проблемах гораздо легче, чем навести порядок в своей голове, особенно когда тебе 16.



Хорошо быть тихоней

Стивен Чбоски, США, 2012

И еще один Чарли — полная противоположность предыдущего — стеснительный, непопулярный. Тихоня. Незаметным проходя через коридоры старшей школы, Чарли собирает истории, которые позже описывает в письмах к неизвестному адресату. Истории о том, что любовь в 16 лет не всегда счастливая. О том, что можно быть веселым и грустным одновременно. Что наша жизнь — это череда мгновений, и совсем скоро все изменится. Об одиночестве, о попытке двигаться вперед, измениться, стать счастливым. О друзьях — настоящих, тех, что прививают тебе вкус к хорошей музыке. О том, что мы — часть бесконечности.



Говори

Джессика Шарзер, CША, 2004

Однажды у Стивена Кинга спросили, почему он так жесток в своих книгах. Он ответил: чтобы люди начали ценить свою жизнь и мир вокруг них. Так же и с «Говори»: чтобы увидеть свет, зрителям вместе с главной героиней нужно пройти через несправедливость и отчаяние.

История совсем не новая — о том, что в школе «для всех» не для каждого есть место. Здесь школа — это рождественский снежный шар, уменьшенная копия настоящего, «взрослого» мира, в котором легче промолчать, чем добиться того, чтобы тебя выслушали. Но именно молчание покрывает жестокость и безразличие. Так что, «если вам есть что сказать, кричите об этом с крыш».



Клуб «Завтрак»

Джон Хьюз, США, 1985

Один на один с пятью школьниками, каждый из которых загнан в классические стереотипные рамки. Мозг, принцесса, качок, бандит и чудачка. Проще быть под ярлыком, чем самим собой. Проще отрезать себя от остальных своей кастой, чем сделать первый шаг навстречу другому.

Зрителям, как и героям, предлагается написать эссе «Кем вы себя представляете?», и, как они, мы прячемся от этого выбора. Скажешь — определишь себя, защелкнешь на себе наручники, от которых нас освобождали профессор Китинг и Клеман Матьё. Круг замкнулся.


  • 3650
Рекомендуйте друзьям