Опытным шитьем: пять модных дизайнеров будущего

Опубликовано в журнале Seasons of life, выпуск 56

Архивные номера и новые выпуски в онлайн-магазине


Знакомимся с дизайнерами-экспериментаторами, которые исследуют отношения между одеждой и телом, ищут смыслы, пробуют новые технологии. Они не боятся думать о будущем, когда даже настоящее таит в себе много страхов.

Взаимоотношения с телом

LR3

В испанском бренде LR3 на первый взгляд нет ничего экспериментального. Простые вещи понятных цветов, которые подходят всем, — что в этом нового? Дизайнер Луис Руби, на самом деле, даже не претендует на звание новатора, хотя совершает пусть и маленькую, но революцию. Во-первых, его одежды не существует, пока нет конкретного человека, который закажет ее. Чтобы не расходовать лишние ресурсы, человеческие и природные, Руби создает вещи для каждого конкретного клиента. Все потому, что за долгое время работы в больших корпорациях вроде Mango он успел разочароваться в устройстве fast fashion и захотел сделать что-то, что будет идти вопреки растущим темпам производства и выпуска коллекций. Так родился набор вещей, которые подходят всем. Брюки-юбки, жилеты, жакеты и кейпы LR3 создаются так, чтобы быть с нами всю жизнь, и это не фигура речи. Они могут расти, уменьшаться, худеть и толстеть, стареть, молодеть и переживать другие метаморфозы вместе со своими обладателями благодаря особенным конструкциям. Их Луис продумал так, чтобы одну и ту же модель могли носить люди любого возраста, пола и комплекции. На вопрос, как удалось это сделать, Руби отвечает так: «Я просто пробовал сажать вещи на сотни людей разных типов фигур, пока не создал такие модели, которые идеально подошли каждому из них». Так иногда самые простые формулы рождаются из долгих сложных экспериментов.

Гротеск

Harikrishnan

Хотите увидеть эксперименты в моде — отправляйтесь изучать коллекции выпускников фэшн-школ. В этом году особенно отличился студент Лондонского колледжа моды со звучным именем Харикришнан. В его выпускной коллекции было много любопытных деталей — топы, сплетенные из бусин, жакеты-трансформеры, — но абсолютным хитом стали «надувные» штаны из латекса, c помощью которых Харикришнан предлагает посмотреть на мир иначе. Эти штаны одновременно напоминают и утрированные шаровары, и цирковые шатры, но в реальности обязаны своим появлением эффекту искажения при взгляде на предметы снизу вверх. Идея сделать такие вещи пришла к дизайнеру во время игры с псом Каем — в один момент Харикришнан задумался, воспринимает ли животное его как гигантскую фигуру или вообще не видит его голову, когда смотрит на своего хозяина. Так и родились облегающие штаны с графичным узором, которые надуваются через специальный клапан. Сейчас дизайнер продолжает играть с пропорциями в одежде и объектах. Так, например, появилась его
серия деревянных фигурок, сделанных вместе с индийскими ремесленниками Чаннапатны.

Технологии

Iris van Herpen



Голландский дизайнер Ирис ван Херпен в каждой своей коллекции перекладывает научные исследования на фэшн-язык. Например, свое недавнее выступление на кутюрной неделе моды она посвятила основоположнику нейробиологии Сантьяго Рамону-и-Кахалю, испанскому врачу и гистологу, лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине за 1906 год. А в 2019 году она показала платья по мотивам работ американского кинетического скульптора Энтони Хоу, который изучает свойства стали, алюминия и ветра. Тогда модели появлялись на подиуме в подвижных платьях, будто собранных из воздуха и звуковых волн. Впрочем, технологичность всегда отличает работы ван Херпен, ведь при подготовке коллекций 3D-принтер дизайнер использует так же часто, как швейную машинку. Одежда Iris van Herpen как будто должна рассказать людям, которые придут после нас, как отчаянно мы изучали новые технологии, пытаясь их интегрировать даже в самые отдаленные от чисел и механизмов сферы жизни — искусство и моду. Не зря многие из проектов Ирис ван Херпен хранятся как экспонаты в MoMA, Музее Виктории и Альберта, Музее Cooper-Hewitt и Palais de Tokyo.

Переработанные материалы

Botter



Бельгийские дизайнеры Рашеми Боттер и Лизи Херребруг давно разделяют почетный пост креативного директора французского дома моды Nina Ricci. Там они создают классические коллекции с изящными платьями, пальто и шляпами. Но у Боттер и Херребруг есть и отдушина — свой бренд Botter, в котором они следуют традициям родной Антверпенской академии искусств: экспериментируют с переработанными материалами, деконструкцией и формами. В январе этого года эксперименты увенчались большим успехом — Botter впервые пригласили с собственным показом на Парижскую неделю моды. Казалось бы, в коллекции не было ничего революционного — обычные рубашки, многослойные жакеты и джинсы, — но это если не знать, что для вещей дизайнеры не использовали ни одного нового лоскутка. Даже декоративные элементы и аксессуары стали синонимами термина «вторичное производство»: головные уборы, манжеты и кроссовки украшала бахрома из пластиковых держателей для ценников, а в руках модели несли сумки из сдувшихся воздушных шаров. Настоящий праздник устойчивости в моде! Пускай же он станет постоянной традицией.

Национальная идентичность

Jahnkoy



Дизайнер Мария Казакова основала марку Jahnkoy, чтобы исследовать многообразие современной культуры в широком смысле, отыскивать утраченные связи с прошлым и укреплять их. Каждый ее показ — ритуальный танец, а каждая коллекция — сплетение разных фольклорных традиций. Их Мария собирает на протяжении всего творческого пути, от Сибири, откуда она родом, до Нью-Йорка, где творит сейчас. В ее работах орнаменты северных народов, древнерусские мотивы, кириллица, слоганы на английском языке и современные спортивные силуэты уживаются так же гармонично, как хоровые песни и рэп-треки, сопровождающие шоу Jahnkoy. Все потому, что этот бренд — одно большое исследование темы национальной идентичности в мире без границ, который будто больше и не делится на национальности. «Моя работа всегда была движением к тому, к чему тянулась моя душа, — к древней культуре различных народов. <…> Понимая, что произошло с народами Америки, что произошло с африканскими племенами, я постепенно распутываю клубок вопросов, которые всегда себе задавала: почему мы так одеваемся, почему мы выглядим одинаково, почему мы носим одно, а в музеях — другое?» — рассказывала Мария в одном из интервью. Эксперименты дизайнера настолько убедительны, что смогли вдохновить жюри главного конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize, финалисткой которого Мария стала в 2017 году, и Puma, с которыми бренд Jahnkoy регулярно выпускает коллаборации.

Материал обновлен: 17-06-2021