• 3706
Рекомендуйте друзьям

Мы спросили искусствоведов, директоров и кураторов нескольких московских музеев о выставках этой весны, на которые они уже сходили или только собираются пойти.



Ольга Свиблова
директор Мультимедиа Арт Музея


Хироси Сугимото «Прошлое и настоящее в трех частях»

до 9 мая

Хироси Сугимото — один из самых метафизических художников современности! Когда мы встречаемся с его работами, они отправляют нас в «дочеловеческий период» Земли или показывают, как время сжимается в одну вспышку белого света. Это магия, которая отгоняет от нас все ежесекундное и оставляет вечное, чтобы наше внутреннее «Я» получило настрой божественной гармонии.

цена: 250–500 рублей
адрес: Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16 (м. Кропоткинская)


Фотобиеннале–2016 в ММОМА

до 17 апреля

фото Thierry Bouot

В филиале ММОМА, который находится в Ермолаевском переулке, сейчас открыта экспозиция, посвященная поиску идентичности. В основном это молодые современные российские художники: Женя Миронов, Яна Романова, Елизавета Чухланцева, Мария Ионова-Грибина, Люция Ганиева, Екатерина Мамонтова, Дмитрий Старусев, а также два французских фотографа — Паскаль Кольра и Тьерри Буэ. Тьерри Буэ в серии «Частные объявления» фотографирует предмет каждого из маленьких объявлений о продаже в газете «Au coin des affaires». Чего здесь только нет: от неиспользованного гроба до пальто Энди Уорхола. И за каждым объявлением — история человека, забавная, трогательная или грустная.

цена: 100–250 рублей
адрес: ММОМА, Ермолаевский переулок, 17 (м. Маяковская)


New York's Photo League. 1936–1951

В Еврейском музее идет выставка «New York's Photo League. 1936–1951» — посмотрите, как зарождалась американская фотодокументалистика.

цена: 200–400 рублей
адрес: ул. Образцова, 11, стр. 1А (м. Менделеевская, Марьина Роща)




Снежана Крастева
куратор Музея «Гараж»


Мауро Рестифф «Постсоветская Россия. 1995/2015»

до 26 июня

В Музее «Гараж» 7 апреля открылась выставка бразильского художника Мауро Рестиффа, в рамках которой представлены две серии черно-белых фотографий, снятых с разницей в двадцать лет: первая — в 1995 году, вторая — в 2015. Эта выставка стала для Мауро Рестиффа первой в России. Проект продолжает многолетнее исследование художника, посвященное взаимодействию архитектуры и урбанистической среды. Новый цикл работ выполнен по заказу Музея «Гараж» — Рестифф был приглашен вести фотографическую летопись реконструкции нового здания Музея — павильона «Времена года», построенного в Парке Горького в 1968 году. В итоге процесс реконструкции здания стал для Рестиффа метафорой его новой встречи с культурой, оказавшей на него решающее влияние в 1990-е, в период его формирования как художника.

цена: 100–400 рублей
адрес: Музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32 (м. Октябрьская, Парк Культуры)




Виктор Пивоваров «Потерянные ключи»

до 15 мая

Виктор Пивоваров. Автопортрет в юности

И, конечно, я рекомендую сходить на выставку классика московского концептуализма Виктора Пивоварова «Потерянные ключи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, ставшую логичным продолжением ретроспективы художника «След улитки» в Музее «Гараж» и организованную при поддержке «Гаража». Выставка включает восемь работ, отсылающих по своей стилистике к искусству XV–XVI столетий, и создает уникальную атмосферу эстетического диалога и одновременно игры.

цена: 150–300 рублей (по пятницам с 17:00 — 500 рублей), дети до 16 лет — бесплатно
адрес: Главное здание ГМИИ имени Пушкина, ул. Волхонка, 12 (м. Кропоткинская, Боровицкая)



Анна Пожидаева
кандидат искусствоведения, доцент кафедры Всеобщей истории факультета истории искусства РГГУ, преподаватель курса «История искусства»
Школы Seasons


Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом

до 15 мая

Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)

Выставка немецких мастеров начала XVI века, эпохи самого краткого в Европе Возрождения, совпавшего с началом Реформации в Германии. Главный мастер выставки — Лукас Кранах Старший, придворный живописец курфюрста Саксонского — почти полный ровесник Микеланджело, один из родоначальников светской станковой картины в Северной Европе, знавшей до конца XV века преимущественно стенопись и алтарный образ. Его Мадонны, Евы и Венеры соединяют изящество и стилизованность готического стиля (в Германии готика продолжается до XVI века включительно — дольше, чем где-либо в Европе) вместе с готической же серьезной и цепкой наблюдательностью в станковой картине нового типа, писанной маслом или смешанной темперно-масляной техникой. Заимствованный у итальянцев интерес к перспективе, внимание к пропорциям обнаженной фигуры идет здесь об руку с мелочной тщательностью проработки деталей и райски-сияющими, до искусственности чистыми цветами, напоминающими о красках готического витража.

цена: 150–300 рублей (по пятницам с 17:00 — 500 рублей), детям до 16 лет — бесплатно
адрес: Главное здание ГМИИ имени Пушкина, ул. Волхонка, 12 (м. Кропоткинская, Боровицкая)



Федор Рокотов (1735/36–1808)

до 9 мая

Ф. С. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772

Рокотов — из тех мастеров, которых надо смотреть в натуре, а не на репродукциях. Мир этого мастера портрета 60-80-х годов XVIII века оказывается сложнее и больше рамок определенного стиля, хотя формально его работы можно отнести к рококо. Но камерность, изящество и обаятельность как мужской, так и женской модели, любовь к овальным форматам и перламутрово-пастельной гамме далеко не полностью определяют суть этой живописи. Зрелая манера Рокотова связана с исключительной по сложности техникой «мерцающего подмалевка» — живописи по яркому, горячего темно-красного или терракотового цвета нижнему слою, проступающему сквозь тончайшие, как бы втертые в холст верхние слои и придающему внутренний жар и живость лицам его героев. Глубину и загадочность образов 70-х (бесспорные шедевры выставки — «Неизвестная в розовом» и парный портрет Струйских), причудливо-неправильная красота моделей и блеск лессировок в портретах 80-х способен оценить даже не слишком искушенный в оценке живописи зритель. Виртуозность манеры мастера оттеняется более традиционными работами живописцев его круга и подражателей.

цена: 150–400 рублей
адрес:
Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 12 (м. Третьяковская)




Наталья Гомберг
сотрудник центра эстетического воспитания детей «Мусейон»


Виктор Пивоваров «След улитки»

до 18 июня

Виктор Пивоваров. Предчувствие, 1977. Оргалит, нитроэмаль. Предоставлено Музеем Искусства Авангарда (МАГМА)

Последние два месяца я только и ждала, что, как только пройдет 11 апреля и акция «Я покажу тебе музей», я наконец-то посмотрю Пивоварова в «Гараже».

цена: 100–400 рублей
адрес: Музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32 (м. Октябрьская, Парк Культуры)



Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях

до 22 мая

Еще хочу сходить на «Одноэтажную Америку» в ММОМА на Тверском бульваре — про путешествие Ильфа и Петрова, с открытками от Маруси, жены Ильи Ильфа, и фотографиями из личного архива.

цена: 50–150 рублей

адрес: ММСИ, Тверской бульвар, 9 (м. Тверская, Чеховская, Пушкинская)



Алина Сапрыкина
директор Музея Москвы


Вокруг Провиантских

до 15 мая

В 2016 году Музей Москвы отмечает 120-летие, и на протяжении всего юбилейного года мы готовим специальные выставки и мероприятия. Одним из таких проектов стала выставка о районе, который находится рядом с нашим музеем: фотопроект, подготовленный вместе с партнерами из фонда «Московское время», погружает нас в Хамовники конца XIX века. Это удивительная прогулка по исторической части района (известно, что сегодня он гораздо шире, чем в конце позапрошлого века), где мы одновременно видим Москву глазами фотографа Эмиля Готье-Дюфайе и столицу сегодняшнего дня. Фото-сравнение помогает нам увидеть, как изменилась Москва за последнее столетие.

цена: 100–200 рублей
адрес: Зубовский бульвар, 2 (м. Парк Культуры)



Гелий Коржев

до 13 июня

Гелий Коржев. Художник, 1960

А еще хочу порекомендовать выставочный проект наших коллег в Третьяковской галерее на Крымском Валу — монографическую выставку Гелия Коржева. Я слышала, что организаторы обещают полностью трансформировать привычные залы, сделав их «намеренно некомфортными» под стать тяжелому, неоднозначному художественному миру Коржева и его персонажам с их личными историями.

цена: 150–400 рублей
адрес: Третьяковская галерея на Крымском Валу, 10 (м. Октябрьская, Парк Культуры)



Ирина Коробьина
директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева


Московское метро — подземный памятник архитектуры

Выставку посетить просто необходимо потому, что она раскрывает истинную суть хорошо знакомого места. Мы все знаем, что такое московское метро, но, пользуясь им каждый день, не отдаем себе отчета о том, что это уникальнейший подземный памятник архитектуры: он проектировался как «восьмое чудо света» — таковым и является, прожив 80-летнюю историю. И за эти долгие годы метрополитен других столиц мира, решенный исключительно как инженерно-технические коммуникации, получил от своих пассажиров не слишком респектабельное прозвище — «подземкa».

Европейское и американское метро, инновация в свое время, с течением лет утратило свою передовую позицию и сегодня воспринимается как дешевый вид транспорта, не более того. Московское метро остается беспрецедентным примером того, что подземный вид транспорта играет колоссальную роль для имиджа столицы и является настоящим национальным достоянием России. Не случайно к его созданию привлекались выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники своего времени. Этот проект сегодня не просто жив — с каждым годом его актуальность возрастает.

Многие туристы со всех концов света приезжают для того, чтобы увидеть чудо московского метро, какого нет нигде в мире. Для нас оно — каждодневная реальность.
Являясь его пассажирами, особенно в час пик, мы не часто вспоминаем о выдающейся роли московского метро для российской культуры, даже не смотрим с восхищением по сторонам. Выставка позволяет открыть глаза. У нее есть еще одна сверхзадача: мы надеемся, что эта выставка продвинет тему включения московского метро в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Моя любимая станция метро (я, конечно, хотела бы быть оригинальной, но, наверное, не получится) — это, как и у многих, «Маяковская»(арх. А. Душкин) — благородство ее пропорций и прорывы мозаичного «неба» над головой каждый раз оставляют ощущение значительного события просто от того, что ты там находишься. В детстве это была «Новослободская», которая завораживала и казалась фантастическим миром и настоящим чудом.

цена: 100–250 рублей
адрес: Музей архитектуры им. А.В. Щусева, ул. Воздвиженка, 5/25 (м. Библиотека им. Ленина, Боровицкая, Александровский Сад, Арбатская)



Музей истории ГУЛАГа

Очень хочу спокойно, без спешки cходить в Музей ГУЛАГа (директор — Роман Романов). Музей переехал в новое место — в здание, которое было реконструировано по проекту архитектора Дмитрия Барьюдина. Судя по фотографиям, это вполне выдающееся архитектурное решение. И конечно же меня очень интересует развитие этого музея. Cчитаю, что Роман Романов, не только административно возглавляющий музей, но и выстраивающий его идеологию и стратегии развития — один из самых сильных музейных директоров в Москве; он молодой человек, но эффективность его работы меня восхищает.

цена: 100–300 рублей
адрес: Музей истории ГУЛАГа,
1-й Самотечный пер., 9, стр. 1 (м. Достоевская)

  • 3706
Рекомендуйте друзьям