Бумажный солдат: зачем нужны печатные журналы в эпоху интернета

Опубликовано в журнале Seasons of life, выпуск 51

Архивные номера и новые выпуски в онлайн-магазине


Оформить подписку или купить журнал в своём городе


В то время, когда все говорят о смерти печатных СМИ, британец Стивен Уотсон основал сервис
Stack. Каждый месяц его подписчики получают запечатанный крафтовый пакет, в котором собрана подборка лучших бумажных журналов мира. Что внутри — каждый раз сюрприз. Stack любит непредсказуемость. Мы поговорили со Стивеном о его «любимчиках», «медленной журналистике» и о том, зачем ему все это нужно.

Как вы придумали Stack?

Однажды в блоге сценариста «Доктора Кто» Рассела Дэвиса я прочел, что если читать каждую неделю новый журнал, то идеи в голове никогда не закончатся. Мне ужасно понравилась тогда эта мысль. В это же время жена моего друга оформила ему необычную подписку: он получал каждый месяц футболки с разными рисунками, но никогда не знал заранее, как будет выглядеть его подарок. И я тогда подумал, что здорово каждый месяц у своей двери находить стопку новых журналов, наполненных идеями.

Stack — это миссия или бизнес?

Пять лет я занимался Stack параллельно со своей основной работой в корпоративном журнале. Сначала я ничего не получал от проекта и делал его только потому, что очень хотел. Но спустя годы проект стал превращаться в бизнес, и довольно успешный — я смог уволиться из своей компании и нанять сотрудников. Число наших подписчиков растет, мы стабильно работаем уже десять лет. И все же главная причина существования Stack — любовь к журналам и желание открывать для людей новые миры. Мы называем людей, преданных печатным книгам и журналам, «бумажными» людьми. Вы из их числа? Когда я изучал в университете английскую литературу, мне надо было читать тонны книг. Я очень это люблю. Но со времен экзаменов моим guilty pleasure стали журналы. Это полная свобода — читай с начала, читай с конца, пролистывай, перечитывай, вовсе не читай, а только смотри иллюстрации…

Gather Journal, США — гастрономический журнал, который использует еду как тему для разговора о чем угодно — о моде 30‐х годов, астрономии или социальных различиях.

Десять лет назад, когда появился iPad, все были уверены, что бумажным изданиям пришел конец. Но этого не произошло. Разве это не удивительно? Всегда будут люди, которым нравится запах бумаги.

Но бумажные журналы и правда умирают…

С одной стороны, это так. Но посмотрите: закрылись многие крупные издательские проекты, похожие друг на друга. А маленькие независимые журналы продолжают существовать. И, судя по нашим подписчикам, у них все больше и больше поклонников. Ведь это не «желтая» пресса, не глянец, не таблоиды, а настоящие арт-проекты, шедевры графического дизайна и эссеистики. И каждый год возникают новые издания — люди понимают, что им есть что сказать миру, и делают свой журнал.

«ГЛАВНАЯ ЭМОЦИЯ, КОТОРУЮ Я ХОЧУ ВЫЗВАТЬ У ЧЕЛОВЕКА, ВСКРЫВАЮЩЕГО КРАФТОВЫЙ ПАКЕТ STACK, — УДИВЛЕНИЕ».

Anxy, США — отличный дизайн и иллюстрации. Журнал рассматривает социальные и политические проблемы с точки зрения обычного «маленького» человека и создает картину современного мира.

Сейчас много говорят о «медленной» журналистике, которая стремится осмыслить события как социокультурные явления, разобраться в причинно- следственных связях. Ее главные вопросы не «Что?», «Где?», «Когда»?, а «Почему это случилось?», «Что будет дальше»? Вы разделяете этот подход? Прямо перед нашим разговором я просматривал новости в телефоне. Это фантастика — узнавать про то, что происходит в мире, в режиме реального времени. Важно соблюдать хорошо сбалансированную диету — уравновешивать быстрые углеводы медленными. Важная задача медленной журналистики — отложенное осознание происходящего. Это другой уровень осознания и анализа.

Как вы отбираете журналы для Stack?

Главная эмоция, которую я хочу вызвать у человека, который вскрывает запечатанный крафтовый пакет, — удивление. И мы стараемся быть непредсказуемыми. Если в прошлом месяце вы получили гастрономический журнал (правда, у нас нет гастрономических журналов в обычном понимании этого слова, еда — всего лишь повод для разговора о космосе, искусственном интеллекте или конфликтах между людьми), то вы не получите его в следующий раз.

Perdiz, Испания — журнал, который умудряется писать о том, что делает людей счастливыми, обходясь без розовых пони и единорогов. Это личные и пронзительные истории о счастье, которое совсем не похоже на то, что мы под ним понимаем.

И, конечно, мы гонимся за качеством — отличными текстами и дизайном. Журнал должен быть таким, чтобы его хотелось читать и перечитывать. Но лично для меня главное — идея. Я ищу издания, которые открывают что-то новое — говорят о том, о чем никогда не говорили, или так, как никогда до этого не делали. Обычно так всегда бывает, если люди, которые делают журнал, любят то, что они делают.

Four&Sons, США — журнал про собак, который невозможно выпустить из рук. Собаки в литературе, искусстве, кино, потрясающие съемки, иллюстрации и тонкие, умные собеседники‐собаковладельцы.

Бывали ли случаи, когда подписчики возвращали вам журналы?

Такое бывает, но, по нашим правилам, можно обменять один журнал на другой не чаще раза в год. Но вообще я верю в то, что у нас нет журналов, которые могут быть неинтересны. Даже если вы получили, к примеру, журнал о собаках, а вы их ненавидите, поверьте, вы найдете в нем что-то для себя — о людях, отношениях, искусстве. Мы собираем издания, которые никогда не раскрывают тему линейно, «в лоб».

Есть ли у вас любимчики?

У нас есть правило (вы заметили, что у нас вообще много правил?), что мы можем выслать один и тот же журнал раз в два года. Но недавно я сам нарушил правила. Я отправил подписчикам «A Weapon Of Reason», который пишет про глобальные мировые проблемы, в прошлом месяце и, о ужас, в этом. Но дело в том, что они сделали выпуск, посвященный искусственному интеллекту. И я так был увлечен этой идеей, что просто не мог не поделиться ею с подписчиками. Сейчас я очень жду отклика на последний номер «Am design», который посвящен сплетням как способу коммуникации. И вот они показывают, как сплетни в Интернете собирают миллионы просмотров, что это целая стратегия, которая хорошо работает. И так обычно и бывает — острая влюбленность вспыхивает то к одному, то к другому проекту.

Flow, Нидерланды — нам кажется, что этот жизне‐ радостный и рукотворный журнал — родственник Seasons. О людях, развивающих свой творческий бизнес, о путешествиях, доме, обычной жизни, которая, на самом деле, совсем не обычная.

Вы не думали сделать набор журналов по подписке индивидуальным?

О нет! Это было бы безумие. Но знаете, я думаю — сейчас такой мощный тренд на все индивидуальное… Netflix составляет список рекомендаций для меня, исходя из того, что я люблю смотреть, Amazon показывает мне список книг, основываясь на моих вкусах. Все пытаются узнать, кто ты и что ты любишь. И в какой-то момент ты обнаруживаешь себя среди знакомых людей, которые разговаривают об одном и том же. Stack придуман совсем по-другому. Мы ничего не знаем о том, кто вы, не знаем, чем вы интересуетесь. Все, что у нас есть — только ваш адрес. Мы не хотим угадывать, кто вы, мы хотим предложить вам то, что вы наверняка не видели, и вывести за пределы вашего привычного мира.

Почему вы не выпустите свой собственный журнал?

Если честно, каждый раз, когда что-то откликается во мне, мне хочется сделать журнал об этом. Например, у Лондона, на самом деле, нет журнала специально для Лондона. Но, наверное, если бы мы начали делать свой журнал, мы бы сравнивали себя с теми изданиями, которые считаем лучшими в мире, а я совсем не уверен, что сравнение будет в нашу пользу. Так что пусть журналы делают свою работу, а мы будем делать свою.

Материал обновлен: 17-06-2021