Они не делали танки, они спасали искусство

Премьера этой весны в Театре Наций — спектакль «Живые картины». В основе — документальная история художника Моисея Ваксера и искусствоведа Антонины Изергиной, разворачивающаяся в стенах Эрмитажа во время блокады Ленинграда. Ближайшие спектакли — 9 и 10 мая. Об идее, пьесе, жанре «документ-сказка» рассказывает режиссер спектакля Виктор Алферов.


Сначала я познакомился со стихами Полины Барсковой, потом с ней самой, потом узнал, что последние 10 лет она занимается темой блокады Ленинграда. Прочел ее «Ленинградские картины». Эти тексты уже просились в театральное пространство. После этого был «Прощатель » — проза на грани стиха. Я читал и понимал, как многого не знаю о блокаде. Тогда возникла мысль: надо написать пьесу про блокаду. Я предложил Полине, и она согласилась. Хотя никогда не писала пьес!

В основе пьесы история жизни и любви реальных людей — художника Моисея Ваксера и искуствоведа Антонины Изергиной. Полина Барскова так сформулировала жанр пьесы — «документ-сказка». Оба этих понятия для меня противостоят фальшивке, патетическому сентиментальному вранью о войне, блокаде, подвиге совесткого народа. Мы не в состоянии понять, что пережили эти люди. Но мы можем найти документы: письма, дневники, архивные материалы — и признать, что их опыт, их ужас из области пронзительной сказки.

Моисей Ваксер, архитектор, художник


Антонина Изергина, искусствовед, научный сотрудник «Эрмитажа»


Когда пьеса была готова, я отнес ее в «Театр Наций», Малая сцена которого отдана под разные театральные эксперименты молодых драматургов, режиссеров, художников. Евгений Миронов, худрук театра, проект поддержал и очень помог с выбором актеров: позвал в спектакль великую Аллу Борисовну Покровскую на роль смотрителя музея и Рустама Ахмадеева на роль Моисея. Спасибо ему за это. Роль Тоти, Антонины Изергиной, играет Евгения Дмитриева.

Нам было важно дать голос тем, кого не принято вспоминать в разговорах о войне. Искусствовед, смотритель музея, художник. Они не делали танки, не сражались на фронте – они спасали искусство, спасали Эрмитаж.

Из дневника Моисея Ваксера:

«Бриолин горит очень ароматно и аккуратно, но страшно неярко—приходится писать ощупью. Сегодня, выбравшись из-под одела часам к 11, больше часа провозился с новой баночкой с фитилем (кусок ваты). Испоганил в помаде все руки, кисти, столик, но что-то заедает — в руках нету чёткости.

Позавтракали часов в 11 — я глоток рыбьего жира и 2 лепёшки витамина Б, Тоня — 2 ложки хвойного экстракта. Роскошь».

Материал обновлен: 10-05-2016