• 1979
Рекомендуйте друзьям

Залина Кантемирова о спектаклях, которые ни в коем случае нельзя пропустить в фестивальной Москве этой осенью.



Однажды я повела своих весьма натренированных высоким искусством детей на вполне безобидный спектакль. «Красная шапочка» известного французского режиссера игрался на языке, моим детям тогда неизвестном, но да разве же это проблема! В темном зале, без декораций и костюмов, на чистейшем французском языке угрюмая актриса в одиночестве разыгрывала на сцене знакомый сюжет. Я находила спектакль любопытным. Пятилетняя дочь сидела у меня на коленях с широко раскрытыми глазами. Я тихонько шептала ей в ухо перевод, поскольку читать субтитры она еще не могла.

И вот когда трагедия уже была близка к развязке, и злобный хищник разделался со всем семейством, ребенок повернулся ко мне и тихонько спросил: «Мам, а когда спектакль начнется?»...

Если современное искусство время от времени вызывает у вас тот же вопрос, то театральная афиша московской осени станет для вас настоящей работой, но, Боже мой, какой прекрасной работой! Фестиваль Артмиграция, Solo, фестиваль «Территория», Сезон Станиславского, NET, Гаврош, Danceinversion — не успеваешь вынырнуть из одного, как пора нырять в следующий. Расскажу лишь о тех спектаклях, которые жду лично я.

«Три сестры» на фестивале современного искусства «Территория» (2-10 октября).

Самый ожидаемый внутренний гастролер — новосибирский театр «Красный факел» — привозит Чехова в постановке Тимофея Кулябина.
После запретного «Тангейзера» интерес к молодому кудряшовцу, имеющему, кстати, номинацию на «Золотую Маску», вышел за пределы узкотеатральных кругов. Я не видела, к сожалению, «Тангейзера», но кулябинский «Онегин» был одним из лучших спектаклей, которые мне приходилось смотреть. Это был опыт из разряда чистейшего восторга, который не отпускает тебя еще несколько дней.


фото Фрол Подлесный. Спектакль «Три сестры». Предоставлено пресс-службой фестиваля «Территория»


Еще одной драматической остановкой на хореографической карте «Территории» будет премьера Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо». Думаю, что «Кому на Руси» — больше размышления Серебренникова про сегодня, чем Некрасова про вчера, тем более что за пластическое решение спектакля отвечает Антон Адасинский.

Кстати, дивным бонусом «Территории» в этом году являются ретроспективные видеопоказы лучших спектаклей предыдущих сезонов фестиваля, которые будут нон-стопом демонстрироваться в Гараже — весьма бюджетный шанс ознакомиться с тем, на что в предыдущие годы билеты было не достать.
Учитывая, что афиша сплошь состоит из таких имен как Каролин Карлсон, Акрам Хан, Остермайер, Кастелуччи, Жозеф Надж и тот же Серебренников, предлагаю стены Гаража не покидать вовсе.

Еще два спектакля, которые возбуждают мое любопытство — «Торобака» (11 и 12 ноября) Акрам Хана и Исраэля Гальвана и «Безумная чашка чая» (23 и 24 октября) театральной группы KREPSKO, в рамках фестиваля DanceInversion. Первый хочу посмотреть, потому что была покорена ITMOI Хана в прошлом году (его как раз можно будет увидеть в Гараже), а «Чашку чая» — потому что заинтригована фрагментами из спектакля.

«Торобака» — дуэт двух супер-танцовщиков с совершенно разным подходом к танцу, «Чашка чая» — обаятельная буффонада с элементами танца, цирка и чего-то пронзительного.

Спектакли «Безумная чашка чая» и «Торобака». Фото с сайта www.dance-inversion.ru


Еще одним ожидаемым мной событием будет приезд на фестиваль NET (Новый Европейский Театр, 15-29 ноября) спектакля «Много шума из ничего» (18-22 ноября в 19:00 и в 21:00) испанца Дэвида Эспинозы. Вся его труппа умещается в небольшом чемоданчике, поскольку живых актеров он заменил на маленькие фигурки, используемые обычно при проектировке архитектурных макетов. Совершенно завораживающие картины создаются в прямом смысле перед носом зрителей — на столе, с помощью нехитрых, но оттого не менее эффектных приспособлений.

Если вы помните свои чувства от закопанных в детстве секретиков, крошечных немецких пупсиков с фарфоровой посудой, то вы и есть целевая аудитория спектаклей Эспинозы.
На этот раз «играть» он будет в Шекспира. Вообще, фестиваль NET на сегодняшний день, наряду с Чеховским, это наше «окно в Европу» — все самое лучшее привозится к нам в рамках именно этих двух событий, поэтому, по большому счету, если вы любитель режиссерского театра, программу NET рекомендую проштудировать всю.

«Много шума из ничего». Фото David Espinoza


«Сезон Станиславского» уже заявил приезд «Бориса Годунова» Эймунтаса Някрошюса (10 и 11 октября), «Братьев и сестер» Додина (10 и 11 октября) и «Фуги» Сэмюэля Ашаша. Если Додин, понятно, почти беспроигрышная рекомендация, то Някрошюс — тяжеловес, блистательно жонглирующий своими смыслами там, где, казалось бы, эти смыслы давно и всем хорошо знакомы — абсолютно эстетское удовольствие, но оттого не менее восхитительное. Что касается Ашаша, то нам его предлагают посмотреть по следам Авиньонского фестиваля, где он был показан летом, а этого уже достаточно для интриги.


Фотографии спектаклей «Братья и сестры», «Борис Годунов» и «Фуга»

  • 1979
Рекомендуйте друзьям