• 1681
Рекомендуйте друзьям

Этой весной наше внутреннее путешествие — в Латинскую Америку: собираем в дорогу по-настоящему жаркий плейлист.




Музыкальный коктейль, на рубеже 19 и 20 веков перетопившийся в самбу, состоял в первую очередь из замысловатых африканских ритмов. Как и в США, в Бразилию были привезены несколько поколений с «чёрного континента»: люди, принадлежавшие различным народностям и племенам. Африканская ритмическая культура не знает себе равных: бывают явления вроде оркестра из ста одинаковых барабанов, где каждый исполняет индивидуальную партию, в результате чего получается сложный, слоистый шумовой текст; кроме того, в их религиозных культах музыка служила средством обращения к богам.


На буйное ритмическое цветение накладывались песнопения, и постепенно эта гремучая смесь синтезировалась в светскую музыку, где искусство ритма встретилось с простыми мелодиями, что распевали европейские эмигранты.



Кроме своих ритмов, бразильская самба хороша гармониями и мелодиями, такого разнообразия не встретишь ни в одной другой стране Латинской Америки, и истоки этого — именно в европейской музыке, которую привезли колонисты.
Из Португалии приехали матросские песни, из-за океана же прибыла традиция академического салонного музицирования тогдашней аристократии; но манера пения была своеобразной — гортанной, немного тягучей. В отличие от США, в Бразилии никогда не получила широкого развития идея сегрегации, и африканской музыке было легко переплестись с европейской, войдя в создававшуюся тогда культурную матрицу.


Условно «самбой» называется и барабанный бой карнавальной процессии, оглушающий, как рёв самолета, и мягкая песня под гитару.



Однако, прежде всего, самба — танец, а значит — пульс: характерный, узнаваемый с первых тактов.
Она стремительна по темпу и сочетает кратный ритм с рваной акцентировкой: если мысленно вычесть из неё мелодию, то останется нечто вроде очень ускоренного сердцебиения.



Гитара в ней появилась не сразу: около 30-х годов. Она пришла из шоро — это отдельный жанр, который, в отличие от самбы, не был танцевальным или карнавальным. Скорее, шоро — инструментальная музыка, которую маленькие составы могли играть в ресторанах и питейных заведениях. В силу традиционного звучания, в котором она нуждалась, туда не вписывался контрабас, а из-за бедности не вписалось фортепиано: в результате и гармония, и басовая партия пришлись на гитару — в такой же ситуации оказалась лютня между Возрождением и Барокко. Этим бразильская гитара кардинально отличается от классической: та никогда не умела «дирижировать» ансамблем. Для расширения возможностей к ней, как и к лютне в Европе, решили добавить струны: только у лютни их в результате оказалось до двадцати трёх, а бразильцам хватило благоразумия ограничиться одной лишней — басовой. Таким образом, бразильская гитара — семиструнная, причем существует даже миф, что родилась она еще и под влиянием цыган, привезших в Бразилию русскую «семиструнку».



Музыкальная импровизация расцвела в бразильской музыке только с приходом босановы — симбиоза самбы и американского джаза.



И тем не менее, импровизация, конечно, присуща самбе, как музыке народной: как ни смешно, она там похожа на ту, что бывает в русских частушках — они часто сочиняются в процессе исполнения. Сама форма песенной самбы — с припевом, который подхватывают все, и запевом, который поёт кто-то один, напоминает об афро-американском блюзе, этой основе всей импровизационной музыки ХХ века. В самбе и шоро существует строгая форма, похожая на стихотворную, и если в джазе излагается тема, после чего следует каскад импровизаций, то здесь при неизменной мелодии варьируется аккомпанемент, причем фантазия исполнителя в основном играет с временем: на один и тот же мотив накладываются прихотливые ритмические кульбиты, акцентировка, синкопы, фигурации. Именно умение держать пульс, грув, отпускать и сжимать музыкальное время — главный параметр мастерства.



Культура гитарной игры в Бразилии не знает себе равных — к ней высочайшие требования и в ансамбле, и в соло. Гитару слышишь повсюду — от серьёзных концертов до уличных вечеринок; популярны школы с «гитарными оркестрами», где могут играть до ста человек, для них специально аранжируются произведения. Пожалуй, наибольшее воздействие на гитару в Бразилии оказал Augusto Sardinha по кличке Garoto. Он сочетал самбу, шоро, элементы джаза — результат работы в Америке. Другой патриарх — Pixinguinha: он тоже поработал в Штатах и во Франции, занимался композицией и аранжировкой, играл на флейте и саксофоне; можно проследить, как он и музыка Шопена повлияли на Жобима, результатом чего стала босанова. Из ранних самбистов стоит послушать Cartola, Nelson de Cavaquinho, Odete Amaral, чтобы окунуться в смесь негритянской, европейской и еврейской музыки. Ни на кого не похож Дино-Семиструнник (Dino de 7 Cordes) с его феноменальной техникой басового контрапункта для музыки шоро. Поколение их учеников — Rafael Rabello, Luis Bonfa, Ze Menezes, и «внуков», уже ближе к нам по времени — Yamandu Costa, Guinga. Слегка особняком стоит Baden Powell: он ближе к негритянскому джазу и парадоксально — к классике; а уж если говорить о ней, то главным именем будет, разумеется, Эйтор Вила-Лобос.



Смотреть

«Черный Орфей», реж. Марсель Камю

«Донна Флор и два ее мужа», реж. Бруно Баретто

«Бразильские ритмы», реж. Мика Каурисмяки


Слушать

Paulinho De Viola

Baden Powell

Luiz Bonfa

Rafael Rabello

Paulinho Nogueira

Yamandu Costa

Guinga

Toninho Horta

Подписка на новости Seasons

  • 1681
Рекомендуйте друзьям