Сальвадор Дали: пять образов с картин сюрреалиста

До 25 марта в московском Центральном выставочном зале «Манеж» проходит выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» от Музея Фаберже. Экспозиция включает более 180 оригинальных работ гения сюрреализма – это самая масштабная и всесторонняя выставка Сальвадора Дали в России. Для подготовки к выставке изучаем знаковые образы на пяти картинах великого художника.

Пейзаж с загадочными элементами

«Пейзаж с загадочными элементами» Дали соединяет реальные и воображаемые элементы пейзажа в едином пространстве под ослепительно ярким небом. Зритель может найти для себя различный смысл в деталях картины. Однако в пейзаже есть несколько элементов, которые невозможно интерпретировать по-другому и имеют однозначное толкование.

Так, например, центральное место на картине занимает фигура голландского художника Яна Вермеера, который по мнению Сальвадора Дали был одним из величайших живописцев всех времен. Сюрреалист обращался к технике и образам голландца и назвал его «изобретателем цветной фотографии» за мастерское изображение света и тени на картинах. Для точного изображения элементов на холсте Вермеер использовал камеру-обскуру. Сальвадор Дали также использовал оптические инструменты при создании картин.

В «Пейзаже с загадочными элементами» Вермеер изображен сидящим за мольбертом спиной к зрителю, что отсылает нас к известной картине самого голландца «Искусство живописи».

Максимальная скорость мадонны Рафаэля

Трагедия Хиросимы сподвигла Сальвадора Дали к изучению квантовой теории и переходу к новому этапу творчества, который получил название «ядерный мистицизм». Сюрреалист стал всерьез размышлять о мощи атома и важности понимания связанных с ним физических процессов. Одной из наиболее известной картиной периода «ядерного мистицизма» является «Максимальная скорость мадонны Рафаэля». Здесь Сальвадор Дали обращается к одному из великих мастеров эпохи Возрождения Рафаэлю Санти – в основе композиции находится голова Марии из картины «Мадонна со щегленком». Мадонна распадается на геометрические фигуры и формы, что символизирует сочетание классического искусства и художественного изображения квантовой теории.

Дали со спины, пишущий Галу со спины… Стереоскопическое произведение

Сальвадор Дали часто цитировал художников, которыми восхищался на протяжении своего творчества. К мастерам, которым сюрреалист уделял особое внимание, относится Диего Веласкес. Во многих работах Дали можно заметить влияние творчества Веласкеса на гения сюрреализма. Так, картина «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» прической и формой отсылает к знаменитому шедевру портретиста «Менины». Зеркало на картине сюрреалиста также напоминает зеркало на картине Диего Веласкеса, на которой изображены король и королева.

Главным персонажем полотна является муза всей жизни Сальвадора Дали — Гала (Елена Дьяконова). Гала стала главной моделью сюрреалиста и ее образ присутствует практически на всех его работах. Художник называл возлюбленную «Победоносной богиней», «Еленой Троянской», «Святой Еленой», «Галатеей безмятежной». Они были вместе 53 года. После смерти Гала в 1982 году Дали считал себя потерянным и брошенным.

Галлюциногенный тореадор

Как и многие работы гения сюрреализма, «Галлюциногенный тореадор» полон элементов и символов. Сам Дали называл работу своим отражением в одной картине, так как на ней представлена вся антология образов художника. Здесь можно увидеть самого шестилетнего художника, к которому летят мухи (символ разложения по Дали); возлюбленную Галу, которая присутствует во всех его картинах. Наиболее ярким элементом работы является Венера Милосская, которая изображена 28 раз. Венеры Милосской постепенно поворачиваются, меняя пол. Лицо самого тореадора можно обнаружить в образе второй справа Венеры Милосской.

На создание «Галлюциногенного тореадора» Сальвадора Дали вдохновила коробка цветных карандашей марки «Венера», на которой была изображена одноименная статуя. Затем он решил связать образ Венеры с тореадором, с темой смерти и воскрешения, которая изображена в лице ребенка: смерть — старший брат Дали, который умер еще до его рождения сюрреалиста, воскрешение — сам Дали, который родился после смерти брата.

Портрет сестры

Сестра Дали Анна-Мария, которая была младше художника на 4 года, была одной из самых любимых моделей Дали до встречи с возлюбленной — Галой. Для сюрреалиста Анна-Мария была близким другом и товарищем, которая поддерживала его во всем, что приходило в голову эпатажного художника. Художник часто рисовал сестру в реалистичном и неоклассическом стиле. «Портрет моей сестры» демонстрировался на первой персональной выставке Сальвадора Дали в галерее Далмау в Барселоне в 1925 году, вызвав восхищенную реакцию публики и критики. В период создания портретов сестры художник интересовался творчеством и техникой итальянского художника Джороджо де Кирико, к которому и отсылает «Портрет моей сестры». Здесь Сальвадор Дали изображает задний фон при помощи геометризированных элементов, что свойственно технике де Кирико.

Изображения: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019, картина на обложке — «Два куска хлеба, выражающие любовное чувство».

Материал обновлен: 17-06-2021