• 2015
Рекомендуйте друзьям

После успеха документального фильма «Эми», мы решили вспомнить еще несколько фильмов о классных музыкантах и их неспокойной жизни.



Девушка, которую вы не знаете

«Я не из тех, кто пытается урвать свои пятнадцать минут славы. Я просто музыкант и я пытаюсь быть честной» (Эми Уайнхаус).


Эми Уайнхаус родилась в 1983 в Лондоне. Ее судьба стать музыкантом была предрешена: братья ее матери были профессиональными джазменами, а ее бабушка имела близкие отношения с известнейшим джазовым музыкантом — Ронни Скоттом. Эми вспоминала, что отец часто пел ей, когда она была маленькой, от него она и переняла привычку петь везде и всегда.

Первую группу девушка собрала в десять лет. В двенадцать лет поступила в театральную школу, откуда ее исключили спустя два года за плохое поведение. Плохо себя вести и много петь Эми продолжала всю жизнь — до того, как умерла в 27 лет. Она вошла в «Клуб 27», куда входят музыканты, оказавшие влияние на развитие рока и блюза и умершие в 27 лет, причем иногда при странных обстоятельствах. Туда, помимо Эми, входят Джим Моррисон, Курт Кобейн и другие известные музыканты.

Эми Уайнхаус — талантливейшая исполнительница жанров R&B, джаз, блюз и соул, она известна своим низким контральто, а еще она пятикратный лауреат музыкальной премии «Грэмми». Эми занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как первая и единственная британская певица, выигравшая пять наград Грэмми. Ее альбом «Back to Black» был признан самым успешным альбомом XXI века в Великобритании.

«Эми» режиссера Азифа Кападиа рассказывает о том, как певица начинала свой творческий путь, о ее друзьях и близких, фильм останавливается на ключевых моментах в жизни Уайнхаус. Мировая премьера ленты состоялась в рамках внеконкурской программы Каннского кинофестиваля в мае 2015. Ее хорошо восприняли критики, хотя родственники певицы были недовольны им.

В фильме жизнь певицы буквально пролетает перед глазами. Вот детские домашние кадры, Эми что-то говорит и задорно улыбается, вот у нее в руках гитара, вот она в звукозаписывающей студии. Вот она исполняет свои первые песни в тесном кругу родных. А вот она, освещенная вспышками фотоаппаратов, пытается сбежать от папарацци и очередного скандала.

Уайнхаус — не ангел и никогда им не была. Она часто выходила на сцену сильно нетрезвой, употребляла наркотики и курила. Интернет пестрит фотографиями девушки с различных пьянок, где она, мягко говоря, не в лучшем виде. И совсем не ангелом показывает ее режиссер. Но и не недоступной для людей и поклонников дивой вышла Эми в этом фильме.

Она — просто девушка, которая любит петь — так и показывает ее Азиф Кападиа. И в этом основная заслуга фильма: он очень близок к зрителю. Такое ощущение, что Эми — не кто-то из звезд, до кого сложно дотянуться, а близкий человек. И все ее переживания зритель переживает вместе с ней. Это не то кино про какую-то известную личность, где она преподносится как некто загадочный и непонятный (на мой взгляд, именно так показывается Майкл Джексон в документальном «Майкл Джексон: Вот и все»). Здесь видно Эми так, будто она смотрит фильм вместе с вами.

Режиссер честен и правдив. Было плохое, но было и хорошее, и хорошего больше, и музыканты, художники или поэты это всегда те люди, к которым надо относиться немного по-особому. И к их вредным привычкам, проблемам тоже.


Есть музыкант Блейк, и ему очень плохо

Еще один член «Клуба 27». Курт Кобейн и фильм «Последние дни». Правда, речь даже не о Курте, потому что он в фильме не упоминается вообще. Есть музыкант Блейк, и ему очень плохо. Но по растрепанным светлым волосам и солнцезащитным очкам в желтой оправе легко угадывается лидер группы «Nirvana».

События фильма режиссером позиционируются как «вымышленные», хотя моменты из биографии Кобейна угадываются очень легко. Картина является последней в «трилогии смерти», снятой Ван Сентом. Первые две — «Джерри» и «Слон».

Обращаясь к сюжету, можно вспомнить одну цитату, которую часто приписывают Курту Кобейну: «Лучше сгореть, чем угаснуть». Так вот, в фильме показано именно медленное угасание музыканта. Блейк усиленно отгораживается от внешнего мира, он находится в состоянии полной апатии. И легко предположить, что через некоторое время действие окончится печальным финалом: у «Клуба 27» появится еще один участник.

«Лучше сгореть, чем угаснуть».
У режиссера своеобразная, «эллиптическая» манера съемки: многие моменты в фильме показываются с разных планов, повторяются по несколько раз, «закольцовываются», из-за чего кино может быть сложным для восприятия. К тому же, диалогов мало, а большую часть времени занимает показ того, как Блейк слоняется по дому и окрестностям.



«Любовь убивает»

Первоначально фильм Алекса Кокса должны были назвать именно по песне Ramones «Love kills», в которой и поется об известной парочке — басисте Sex Pistols и героиновой наркоманке. Но в итоге назвали проще и понятнее — «Сид и Нэнси».

Этот фильм об известном музыканте для тех, кто не любит и не знает панк. Еще из выбора названия видно, что режиссер ориентируется на массовую аудиторию, которая и не знает о том, что у Ramones есть песня о Сиде и Нэнси. Да и о Ramones она тоже не знает.

Они — своеобразные Ромео и Джульетта от мира панка.
Фильм рассказывает о звездной парочке — Сиде Вишесе и Нэнси Спанджен. И режиссер рассказывает нам их историю: Вишес попал в «Sex Pistols», оказался в лучах славы, хотя и играть толком не умел, познакомился с Нэнси, влюбился до беспамятства, а затем они умерли от того, что сильно любили друг друга. Но режиссер представляет все слишком просто, да и, видимо, не утруждает себя тем, чтобы претендовать на хотя бы малую правдивость.

Гэри Олдмэн в роли Вишеса ситуации не спасает, хотя и играет великолепно. И Сид, и Нэнси у Кокса выглядят неумолимо картонно. А Джонни Роттен, лидер «Пистолетов», в фильме изображен идиотом. Он, кстати, прокомментировал фильм в автобиографии «Роттен: ирландцам, неграм и собакам вход воспрещён», где категорично и жестко отозвался о режиссере и фильме.

Почему же стоит посмотреть фильм? Это все равно красивая история-символ, а картинка приятна глазу. Но нужно понимать, что правды о Sex Pistols, о Сиде и Нэнси, там мало.


Обнаженный Леннон

Следующий фильм об одном из самых известных и самых влиятельных музыкантов в истории рока вообще — о Джоне Ленноне. Название фильма на английском — «Lennon Naked», что можно перевести как «Обнаженный Леннон». Но вернее тут будет написать «Леннон без прикрас».

Фильм Эдмунда Каултхарда рассказывает нам о жизни Джона Леннона в период с 1967 по 1971 год. Именно в это время Леннон увлекается движением хиппи. Это время политической активности музыканта. Его образ меняется: он отращивает волосы до плеч, начинает носить свои знаменитые круглые очки. Таким мы и видим его в фильме.

В сущности, фильм о взаимоотношениях Джона Леннона и Йоко Оно. Но основная цель режиссера, конечно, показать музыканта таким, каким он его видит. А видит он его действительно без прикрас:

иногда срывающийся на людей, нервный, местами злой человек, который часто груб к своим поклонникам
В этот образ идеально вписывается британский актер Кристофер Экклестон.

Если обобщить, то цель режиссера — показать зрителю «темную сторону Леннона», и хотя это, возможно, не самая положительная цель, но фильм в целом хороший и качественный.



У нас святая миссия. С нами Бог

Двое братьев-блюзменов возрождают свою группу для того, чтобы материально помочь сиротскому приюту, в котором они выросли. Речь здесь не идет о каком-то конкретном исполнителе, но образ двух братьев объединяет, пожалуй, всех блюзовых музыкантов. Встречайте и любите — «Братья Блюз».

Первое и основное качество фильма — его юмор. Братьям будто абсолютно наплевать на все, что происходит вокруг — на нападающих на них неофашистов, на полицию, которая преследует их.

Они продолжают играть свою музыку, а когда случаются вооруженные стычки, братья отряхивают одежду и снова надевают очки.

В конце они уплачивают налог, который нужно было заплатить за сиротский приют, а затем отправляются в тюрьму.

Я уже сказал, что фильм ценен юмором. Вторая важная составляющая — атмосфера блюза, которая появляется не только в музыкальных сценах, но сопровождает зрителя на протяжении всего фильма.

В итоге, это хорошая комедия о блюзе, в которой много хорошей музыки и отсылок к ней.



Вот и все

«Майкл Джексон: Вот и все» был встречен с огромным восторгом. Время проката было продлено на три недели из-за невиданного успеха фильма. И не зря: именно такого фильма заслуживает такой музыкант, как Майкл Джексон.

Он пышный, грандиозный, в нем много шоу.

Фильм — это видеоконцерт, собранный из черновых записей репетиций концертного тура «This Is It» Майкла Джексона, который так и не состоялся.

Это не художественный фильм, а документальный, но он может быть интересен тем, что зритель действительно узнает о Джексоне много нового. И речь не о каких-то конкретных деталях, но о том, как он общался с людьми, пел и жил.


  • 2015
Рекомендуйте друзьям