«Вечный свет» и другое модное кино
Спустившись с подиумов и выпорхнув со страниц глянца, мода давным-давно вошла в кинематограф. Режиссеры получают потрясающие костюмы и финансирование, модные дома – рекламу, которую будут вспоминать еще много лет. Раньше достаточно было одеть Одри Хепберн или Марлен Дитрих в платье, чтобы оно стало культовым, сегодня бренды захватывают территорию кино совсем в другом объеме. Просто продать платье – скучно, новый потребитель не покупает вещь ради вещи. Он платит за идеи и ценности, которые транслирует бренд. Вместе с A-One Films мы собрали самые яркие кинопроекты последних лет, в которых мода не столько про одежду, сколько про смыслы.
«Вечный свет», Гаспар Ноэ (2019)
Спродюсированный креативным директором Saint Laurent Энтони Ваккарелло, новый фильм главного провокатора современного кино Гаспара Ноэ только вышел в российских прокат. 50-минутная сатирическая комедия «Вечный свет» – это не реклама, а часть арт-проекта Self («Личность»). Для него фотографы, художники и режиссеры, которых отбирает сам Ваккарелло, представляют свое видение бренда через искусство. С Гаспаром Ноэ союз получился ярким. Даже пылающим – в прямом и переносном смысле слова. Основные ценности Saint Laurent – любовь, свобода, жажда жизни, бунтарство – близки и самому режиссеру «Экстаза» и «Необратимости».
«Вечный свет» – это фильм о съемках фильма, который, скорее, напоминает видеоперформанс. До конца так и не понятно, то ли он документальный, то ли игровой. Вроде все в роли самих себя, но не совсем: по сюжету режиссер Беатрис Даль снимает ленту, где Шарлотту Генсбур в роли ведьмы собираются сжечь на костре. Все идет не по плану, и съемки превращаются в сущий ад. А сам Гаспар Ноэ с ухмылкой за кадром наблюдает за происходящим.
В картине, снятой на деньги Saint Laurent, режиссер признается в любви кинематографу и искусству, которое рождается из хаоса. А также "подмигивает" своим идолам: Фассбиндеру, Годару, Бунюэлю, и внезапно Достоевскому. Почему? Поймете, посмотрев фильм.
«Невероятная», Лука Гуаданьино (2019)
Вместе с «Вечным светом» Гаспара Ноэ на Каннском фестивале в 2019 году состоялась премьера другого модного фильма – «Невероятная». Картину спродюсировали бренд Valentino и его креативный директор Пьерпаоло Пиччоли.
Один из главных современных итальянских режиссеров, автор ленты «Назови меня своим именем», номинант на Оскар, премию BAFTA и награду Венецианского фестиваля в 2018 году, Лука Гуаданьино снял 40-минутную картину, в которой Джулианна Мур играет нью-йоркскую писательницу. На светском приеме она видит картину авторства ее матери-художницы. Это пробуждает в ней ностальгию по детству и юности, проведенных в Италии. Сюжет в этом фильме не главное: эмоции у зрителя вызывает атмосфера в кадре. Невозможно оторвать взгляд от струящихся под гипнотизирующую музыку японского композитора Рюити Сакамото тканей Valentino. Иногда сложно понять, что реально, а что воспоминания и мираж героини – но выяснять это и не нужно, достаточно любоваться.
Помимо Джулианны Мур главные роли исполняют «живописные» наряды от Valentino. В них Пиччоли и Гуаданьино зашифровали настроения и чувства героинь. Обратите внимание на титры: каждое платье названо по имени мастера, который его создал. Так Valentino выворачивают наизнанку модную индустрию: обычно те, кто делает самую сложную и важную работу, остаются за кадром. Но в этот раз их имена стоят в одном ряду с авторами и актерами.
Le Mythe Dior, Маттео Гарроне (2020)
В 2020 году модные дома были вынуждены выйти за пределы классических показов и придумать новые способы презентации своих коллекций. Так, команда Dior во главе с креативным директором Марией Грацией Кьюри нашли вдохновение в двух культурных явлениях XX века: искусстве сюрреализма и гастролирующей выставке Théâtre de la Mode («Театр мод»), которая возникла в сложные послевоенные 1945-1946 годы.
Возможности провести полноценные показы с моделями тогда тоже не было, поэтому одежду демонстрировали на куклах. И перевозили их в небольшом чемодане. Спустя более чем полвека Мария Грация Кьюри адаптировала эти приемы и применила их в мистическом, завораживающем ролике Le Mythe Dior, режиссером которого выступил итальянец Маттео Гарроне. Кьюри считает Гарроне волшебником, способным сотворить сказку, «даже вопреки тому, что в целом он ничего о моде не знает». В получившейся короткометражке нимфы, русалки, дриады примеряют наряды из чемодана, который странным образом оказался в лесу и теперь путешествует между деревьями. Этим роликом Dior поддержал выход осенне-зимней коллекции. При ее создании Мария Грация искала вдохновение в менее известном, женском сюрреализме: в работах художниц Ли Миллер, Доротеи Таннинг, Леоноры Каррингтон, Доры Маар и Жаклин Ламба. Так, в новый лукбук Dior и в мини-фильм пробрались перья, вышивка, ретро-силуэты, кристаллы и другие приметы женщин эпохи авангарда. В титрах указано имя каждого платья, а чемодан, в котором их переносят, имеет форму штаб-квартиры Dior на Авеню Монтень в Париже.
Everything's Fake Until It's Real, KidSuper, Колм Диллан (2020)
Ещё один фэшн-фильм, который появился во время локдауна – презентация осенне-зимней коллекции 2020-21 нью-йоркского бренда KidSuper, дебютанта Недели высокой моды в Париже.
Креативный директор марки и режиссер фильма Колм Диллан считает анимационный дизайн идеальной формой выражения для KidSuper. Яркие цвета и наивные линии хорошо подкрепляют кибер-эстетику бренда, посыл которого «ставь перед собой нереальные цели и достигай их». Сам Колм, прежде чем показывать свои ролики на Неделе высокой моды, продавал футболки старшеклассникам в кафе, гладильные доски на улице в Сохо, а потом открыл магазин прямо в комнате своего общежития.
Полет фантазии Диллана в этом 9-минутном фильме смел и дерзок: под динамичную музыку по подиуму ходит игрушечная Наоми Кэмпбелл и модели, напоминающие Квентина Тарантино, Мерил Стрип и даже Стивена Хокинга. Гости на показе соответствующие: никто не может запретить Кольму пригласить пластилиновую Анну Винтур, Пабло Пикассо, Трэвиса Скотта, Сальвадора Дали, Кевина Спейси, Джеки Чана и других легенд.