• 2727
    Рекомендуйте друзьям

    Преподаватели


    Музыкант, журналист, один из постоянных авторов Seasons, ведущая авторских лекций по истории классики и умению слушать музыку.



    Двадцатый век с его любовью к интеллектуальной игре, условности и балагану традиционно считается триумфом балетного жанра. Действительно, век войн и машин, экстазов и медитаций скорее танцевал, чем пел: большинство опер, хорошо знакомых слушателю, относятся к XIX столетию и ранее. Однако оперные партитуры ХХ века, сильные и выпуклые, каждая — в собственной непростой, концентрированной эстетике, зачастую требующей комментария, увлекают так же и сильнее, чем кино: в них много драмы и изыска, много экзотической жути, игры тонких состояний, и вникать в это — настоящее удовольствие. В течение курса мы послушаем отрывки из оперных произведений разных композиторов — от Клода Дебюсси до Родиона Щедрина, внимательно обсудим каждую из партитур, погрузимся в их густую, прихотливую красоту.



    Записаться на открытый урок 13 октября


    «Пеллеас и Мелизанда»

    Редкий случай — импрессионистская опера: дымчатый четырёхчасовой сон, написанный Клодом Дебюсси по пьесе Мориса Метерлинка: лесные чащи, замок в вечных сумерках, слепой король и волшебный источник, потерянные кольца и затопленные гроты, влюблённые, виноватые в единственном детском поцелуе, в котором, из-за музыки Дебюсси, больше тайны и истомы, чем в ином триллере.



    «Енуфа»

    Написанная всего через два года после «Пеллеаса», опера чешского композитора Леоша Яначека — абсолютно другая: трудная и трогательная, с детоубийством и клеветой, о женщине, являющейся полной противоположностью полупрозрачной французской Мелизанде: страстной, измученной обстоятельствами, пещерностью провинциальных нравов, насилием, которое чинит над ней чужая любовь, воля и неправда.



    «Лулу»

    Альбан Берг оставил «Лулу» незавершенной, уйдя из жизни в 1935г. В конце семидесятых она была завершена другим австрийским композитором — страшноватое и роскошное полотно, развёрнутое вокруг главной героини: не то сластолюбивой дряни, манипулирующей людьми с механистичной бессовестностью, не то — живой женщины, выживающей, как получается, под бременем собственной эротической притягательности и связанного с ней всевластия, униженности, одиночества. Лулу, вроде бы, делает один уродливый выбор за другим, а иногда кажется — она беспомощнее всех в этой истории.



    «Каприччио»

    Последняя опера Рихарда Штрауса — настоящая Джоконда от оперного жанра: лукавая и загадочная, на поверхности — обаятельная салонная штучка, исполненная венской сладости и текучего лоска, свойственного позднему Штраусу. В действительности — глубокое, ювелирно выполненное музыкальное рассуждение о том, что первично — поэзия или звук. А может быть, и о чём-то ещё: за бессобытийным либретто, за тёплой гармонией штраусовской музыки раскрывается хрупкий лабиринт, становящийся тем подробнее, чем дольше на него смотришь.



    «Турандот»

    Сказочная опера Джакомо Пуччини, атмосферой отрешенного волшебства чем-то напоминающая «Волшебную флейту»: белёная ледяная принцесса Турандот церемонно загадывает женихам загадки в выдуманном хрустальном Пекине, где ее замок обнесен частоколом с головами неудачливых ухажёров; позванивают шляпы, судачат кукольные философы, а влюбленная невольница Лю вонзает в грудь кинжал.



    «Замок герцога Синяя борода»

    Оперный хоррор Бэлы Бартока, где во всем блеске развёрнут арсенал экспрессионистской драмы: набухают в пелене тёмные страсти, шумят бесплотные сады, кровь проступает на платьях, цветах и стенах, пугает и манит клейкая роскошь музыки.



    «Похождения повесы»

    От двух рафинированнейших интеллектуалов — Игоря Стравинского и Уистена Хью Одена — великого британского поэта, принявшего участие в создании либретто, к тому же, вдохновлённых сатирической живописной серией 18-го века, да и вообще — от оперы с таким названием ждёшь умного, с усмешкой и акробатическими вывертами, повествования, где всё — экивок, каламбур и розыгрыш. На деле у них получилась одна из наиболее щемящих и пронзительных опер, написанных в двадцатом столетии.



    «Смерть в Венеции»

    Поздняя опера Бенджамена Бриттена по новелле Томаса Манна — томительная и прозрачная, уже выслушавшая приговор. Бриттен писал её, будучи болен, в самом конце жизни — историю любви, которой нет ни названия, ни места, которая пеленает, раскатывает тебя, одолевая, как водоворот, инфекция или изливающаяся память.



    «Никсон в Китае»

    Явление редкое и любопытное — минималистская опера, написанная в 80-е годы американцем Джоном Адамсом, озадачивается механизмом рождения и взросления мифа, повествуя об эпохальном визите американского президента в Китай. Тут всё необычно: смешение нарочитой прозрачности минимализма со стареньким джазом тридцатых, наличие в оркестре синтезатора и саксофонов, беседующие на сцене Мао и Киссинджер.




    «Очарованный странник»

    Опера Родиона Щедрина по одноимённой повести Николая Лескова написана в 2002 году. Она рассказывает о любви послушника валаамского монастыря к цыганке Груше, и наполнена оживающими снами, хоровым лепетом, таинствами, звонами, воркотом жалеек, прохладой и туманом. Мы закончим курс, постаравшись погрузиться в эту изумительной красоты материю, шагающую за пределы века и в то же время пьющую из колодезной чистоты русского церковнопевческого искусства.




    Отзывы учеников


    Анастасия Завершинская

    Понравилось абсолютно всё! Ляля – фантастический рассказчик. Могу только сожалеть о том, что невозможно запомнить все. Все идеально на мой взгляд. Мне было безумно интересно.



    Оплата

    10000 р.

    Стоимость курса

    1250 р.

    Стоимость одного урока

    0 р.

    Записаться на открытый урок

    Партнеры

    Подписаться на новости Школы

    • 2727
    Рекомендуйте друзьям