15 идей для осенних прогулок с детьми от Екатерины Мурашовой

Как встретить осень и провести то самое качественное время с ребенком? Публикуем 15 идей для прогулок с детьми из книги психолога Екатерины Мурашовой «Пойдем гулять» в преддверии ее онлайн-курса «Онтогенез». Курс начнется 25 сентября в мастерских издательства Самокат.

«Осень в наших широтах — самое красивое и яркое время года и одновременно — самое печальное. Время для размышлений, наблюдения и медитации. Не торопитесь никуда, наблюдайте неторопливо вместе с ребенком, как постепенно осенью завершается трудолюбивый и чуточку суетливый круг весны и лета.

Picture of Екатерина Мурашова

Екатерина Мурашова

семейный психолог, писатель, автор подростковых драматических книг.

Ребенку 0,5–2,5 года

  • Собираем на прогулке красивые листья и мешками уносим домой (потом выбросим) — ребенку это нравится. Осенью все архетипические добытчики, и наш ребенок тоже.
  • Осень, как и весна, — хорошее время для обучения маленького ребенка всяким природным звукоподражаниям — кап- кап, топ-топ, шлеп-шлеп, буль-буль, бух-бух и т. д. Не упустите.
  • Трогайте все мокрое и холодное — стволы, листья, песок, асфальт, железные перила. Что-то скользит, что-то прилипает, что-то гладкое, что-то шершавое. Помните: маленький ребенок накапливает именно ощущения, и этот период в его жизни никогда больше не повторится.
  • Если вы делаете на даче осенние заготовки (солите огурцы, варите варенье и т. д.), не изолируйте ребенка (из соображений безопасности) от всего этого, а наоборот, по возможности приближайте, просите помочь и тщательно называйте каждый этап ваших действий. Дайте ему что-нибудь помешать в тазу или съесть пенки от варенья. Помните: у маленьких детей наглядно-действенный тип мышления, и игры и манипуляции с яблоками, кабачками, огурцами и пахучими черносмородиновыми листьями для них намного естественнее и прогностически полезнее, чем с пластиково-фенольными игрушками кислотных цветов.

Ребенку 2,5–5 лет

  • Опавшие листья классифицируем и раскладываем. По цветам, по форме, по размеру — на сколько хватит родительской классификаторской фантазии. Особенно удачные композиции cфотографируйте. Можно еще красивые узоры из листьев прямо на детской площадке выкладывать.
  • Сплетите ребенку венок из осенних листьев клена (где- нибудь поблизости клен точно есть), сфотографируйте ребенка в венке и покажите ему его отражение в зеркале. Ребенок будет похож на небольшое лесное божество и уже по возрасту сам это оценит. А если вы сплетете венок еще и себе, будет совсем здорово и ваше совместное отражение в зеркале (или в луже на асфальте) станет только интереснее.
  • Когда все уже опало, зарываем где-нибудь в известном нам месте несколько желудей, каштанов или каких-нибудь других больших семян. Можно зарыть пару картофелин. Ставим там цветной колышек. Посмотрим весной, не прорастет ли чего.
  • Делаем вместе с ребенком всякие осенние украшения — букеты, гирлянды из осенних листьев, бусы из черноплодки, венки из колосьев и т. д. 

Ребенку 5–7 лет

  • Собранные желуди и каштаны приносят домой. Пусть лежат и используются. Они годятся не только для изготовления фигурок (кто их сейчас делает-то, если честно?), но и для всяких ролевых игр — в качестве жителей дома, населения города, пассажиров..
  • Осенние дожди в водостоках, стук дождей по жестяным крышам, желобам, навесам и т. д. Наблюдаем, обсуждаем, как устроена городская канализация, немного истории, немного литературы (помните эпизод про Парижскую канализацию у Гюго?). Немного мистики — кто там водится в этой самой канализации под городом? Бог весть! Дети в этом возрасте очень любят страшилки, а осенние дождливые дни — самое время для таких рассказов…
  • Обязательная, полная включенность во все осенние дела на даче. Сбор урожая, его сортировка, переработка. Когда потом будете все это есть — ребенок понимает, говорит, думает: «В этом есть часть и моего труда». Это важно, современные дети слишком много учатся и потребляют и слишком мало всего делают в обычной реальности.
  • Опавшие листья классифицируем и раскладываем. По цветам, по форме, по размеру — на сколько хватит родительской классификаторской фантазии. Особенно удачные композиции cфотографируйте. Можно еще красивые узоры из листьев прямо на детской площадке выкладывать.
  • Сплетите ребенку венок из осенних листьев клена (где- нибудь поблизости клен точно есть), сфотографируйте ребенка в венке и покажите ему его отражение в зеркале. Ребенок будет похож на небольшое лесное божество и уже по возрасту сам это оценит. А если вы сплетете венок еще и себе, будет совсем здорово и ваше совместное отражение в зеркале (или в луже на асфальте) станет только интереснее.
  • Когда все уже опало, зарываем где-нибудь в известном нам месте несколько желудей, каштанов или каких-нибудь других больших семян. Можно зарыть пару картофелин. Ставим там цветной колышек. Посмотрим весной, не прорастет ли чего.
  • Делаем вместе с ребенком всякие осенние украшения — букеты, гирлянды из осенних листьев, бусы из черноплодки, венки из колосьев и т. д. 

Ребенку 7–9 лет

  • Ранней осенью в этом возрасте ребенка обширная иссле- довательская программа по теме всяческих вредителей и пара- зитов. Смотрим всякие наросты и пятна на листьях. Объясняете ребенку, что все это вовсе не просто так — там везде кто-то живет. Листьям скоро конец, а природа — существо экономное, смотри, сколько там накануне листопада всякой жизни!
  • Поднимите тему осеннего сплина творческим заданием — придумайте какого-нибудь героя, живущего в вашем дворе (человека, паука, кустик, барабашку — это все равно, зависит только от силы вашей с ребенком фантазии) и сочините про него печальную осеннюю историю с хорошим концом.
  • Когда вся осенняя разноцветная красота по максимуму отражается в воде озера, придите с ребенком хотя бы один раз на берег «на пленэр» на этюды. Вот прямо так — хрестоматийно, «по-взрослому», как в книжках пишут — краски, альбом, листы бумаги, кисточки, тряпки, может быть даже что-то вроде этюдника. Рисуйте вы, и пусть рисует он. Неважно, как у вас (и у него) получается. Вы в любом случае что-то приобретаете, и это что-то останется на бумаге в виде говорящих цветных пятен — вот увидите».