КРЕАТИВНЫЙ ТЕКСТ 2015 - Seasons

КРЕАТИВНЫЙ ТЕКСТ 2015


КРЕАТИВНЫЙ ТЕКСТ (часть первая)



Если я с удовольствием читаю ту или иную фразу, ту или иную историю, то или иное слово, значит, и писавший их испытывал удовольствие…

— Ролан Барт. Удовольствие от текста

Восемь занятий, на которых мы будем снова учиться писать, только теперь — не выводить буквы, как в начальной школе, а формулировать мысли. В новом пространстве и новом времени, когда к человеку бесконечно возвращаются слова: в смс и имейлах, в щебете Твиттера и в комментариях Фейсбука — важно оставаться собой и уметь выразить себя в тексте.


1-й урок: ТЕКСТ-МИР В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Переступаем порог текста-дома. Знакомимся с качественными характеристиками текста (цельность, связность, информативность). Знакомимся с его архитектурой и архитектоникой. Постигаем атмосферу («тему») и душу («эйдос») текста-дома, изучаем элементы, из которых сложен дом-текст. Знакомимся с семьей текста: предтекст, подтекст, дитекст, контекст, гипер-текст. Листаем домашний альбом с текстами выдающихся авторов. Изучаем идеостиль. Пытаемся создать собственные наброски первых впечатлений от встречи с миром-текстом.

2-й урок: ТЕКСТ-ПРОСТРАНСТВО

Переживаем мир как картину. Постигаем горизонтали и вертикали «пространственного» текста; ищем центр и определяем периферию. Изучаем особенности описательных текстов. Осваиваем приемы композиционного «пазла», «мозаики». Создаем словесный портрет города/дома/человека, описываем предмет/ситуацию.

3-й урок: ТЕКСТ-ВРЕМЯ

Проживаем мир как историю. Вглядываемся в проспекцию и ретроспекцию «временных» текстов. Изучаем особенности повествовательных текстов. Примериваем на тексты композиционные «бусы» и шагаем по композиционным «лестницам». Рассказываем в словах об одном дне жизни.

4-й урок: ТЕКСТ-МЫСЛЬ

Исследуем мир как событие. Изучаем особенности объяснительных текстов, логические основы речи. Осваиваем «кустовые» композиционные приемы. Ищем связи между местом и человеком, исследуем столкновения человека с предметом в ситуации. Размышляем об этом на бумаге.

5-й урок: ТЕКСТ-ЖАНР В МЕДИАТВОРЧЕСТВЕ

Выходим в сад текста. Знакомимся с территорией жанров в медиадискурсе. Интервью как основа всех жанров. Выбираем любимый жанр. Изучаем особенности «скрещивания» жанров в современном медиадискурсе. Пытаемся представить в жанрах сами себя, интервьюирую друг друга.

6-й урок: ЭТОС ТЕКСТА

Нравственна ли новость? Изучаем новостной медиаландшафт. Ищем информационный повод в тексте и ядро конфликта в драматургии новостей. Выходим на уровень поиска информации. Ищем главных ньюсмейкеров собственной жизни. Создаем новость дня/новеллу недели.

7-й урок: ПАФОС ТЕКСТА

Учимся чувствовать текст как весну (вдыхать его ароматы, пробовать на вкус, ощущать прикосновение слов). Синтезируем действительность через эмоциональные медиажанры. Изучаем классику жанра: вчитываемся в лучшие образцы репортажей, очерков, портретов. Создаем собственный эмоциональный текст.

8-й урок: ЛОГОС ТЕКСТА

Наблюдаем за цветением мысли в рациональных медиажанрах. Анализируем действительность в комментарии к фотографии, кино- и театральной рецензии, в авторской колонке.



Продолжение: КРЕАТИВНЫЙ ТЕКСТ В ДЕЙСТВИИ (часть вторая) июнь 2015


Человеческий поступок есть потенциальный текст…

— Михаил Михайлович Бахтин

Совершенствуем навыки и технику письма. Теперь, когда мы знаем, что тексты бывают образные и рациональные, романные и панорамные, когда мы умеем видеть и слышать мир, задавать вопрос человеку, создавать его словесный портрет, рассказывать о нем историю, попробуем воспринять тексты функционально, попробуем ощутить их через действие, которое они оказывают на пишущего и на воспринимающего. Знание жанровой системы в литературе и публицистике поможет нам в этом. Обращение к уже известным авторам, как и знакомство с новыми, придаст уверенности в собственных силах и вдохновит на новые маршруты по территории креативного текста.