По кругу, по кругу

16 лет назад Эрик Лэндон переехал из Америки в Данию, закончил школу искусств. Занимается керамикой, которая продается в лучших концептуальных магазинах Европы.


Керамическая мастерская Tortus Copenhagen припрятана в центре города, на нешумной Kompagni­strade. Ни витрины, ни вывески — пришлось звонить хозяину, Эрику Лэндону, и сообщать, что мы пришли. Он сразу же открыл нам тяжелую деревянную дверь под резными буквами Johns A. Smith, которая, оказалось, ведет не в дом, а в секретный внутренний дворик. В нем живет кролик Херман — любимец сына соседей, зимуют растения в кадках и слышен бой часов с ближайшей ратуши. Сюда выходят огромные окна мастерской Эрика, в которую он приходит каждый день.

Окна мастерской смотрят прямо в секретный сад

«Как это видно из названия (tortus — «черепаха»), мы движемся с собственной, комфортной, скоростью».

Эрик вырос в городе Милуоки, штат Висконсин: «Отец работал на сталелитейном заводе и никогда не жаловался на ночные смены или сверхурочные. Как большинство афроамериканцев, в 60-е он был счастлив, что у него вообще есть работа». Тем не менее семья поддержала творческое увлечение сына и даже обустроила ему небольшую мастерскую: «Мои сверстники молились на звезд спорта, а я просиживал сутками за художественными альбомами и восхищался гончарным искусством». После получения диплома по экономике Эрик отправился в путешествие по Европе, в Дании влюбился в местную керамическую традицию, совсем не похожую на американскую. Он закончил датскую Школу искусств по классу керамики и уже 16 лет живет в Копенгагене, в богемном районе Норебро с женой и двумя малышами.

Над мастерской Эрик обустроил комнату, в которую жена иногда приходит отдохнуть от детей и побыть наедине со своими мыслями. Здесь и правда очень приятно сидеть у окна и листать книги и журналы по керамике. Антикварная мебель 1870-х годов, французские кресла и датские дизайнерские иконы, никаких занавесок, функциональные полки, немного графики на стенах, много естественного света. Сюда доносится жужжание электрического гончарного круга из мастерской. Эрик делает 100-200 предметов в месяц, все вручную — от лепки до финального обжига. Его вазы и сосуды очень просты по форме и напоминают традиционную африканскую керамику, но способы глазурования и эффекты, которых добивается Эрик, совершенно необычны. В подтеках, сеточках трещин, пятнышках — в том, что обычно считается браком, он увидел красоту и намеренно повторил в разных цветах и сочетаниях. Когда-нибудь Эрик напишет об этом книгу, а пока что готов давать мастер-классы керамистам и делиться своими находками.



Материал обновлен: 16-11-2015