Город засыпает, просыпается… ночной мэр: Рамон де Лима о том, зачем городам ответственный за темное время суток

«Ночной мэр — это что, шутка такая?». А вот и нет, обычная для многих городов Европы должность. Ведь в ночное время, когда рабочий день подошел к концу, жизнь в городе не останавливается, в нем происходит множество событий, перемен, и больше всего — в культурной сфере.

Музыканты, художники, танцоры — те, кто зачастую делает первые свои профессиональные шаги «под покровом ночи», когда нет никаких рамок. Работа ночного мэра заключается как раз в том, чтобы отслеживать все то культурно значимое, что зарождается и развивается ночью, создавать необходимые для этого условия и способствовать профессиональному росту артистов, которые зарекомендовали себя на ночных площадках.

Мария Турти поговорила с Рамоном де Лима, председателем Фонда Ночного Мэра Амстердама.


— Рамон, расскажи, зачем людям и городам ночной мэр?

— Ночной мэр в Амстердаме — это активный представитель клубов, фестивалей, баров и всех жителей города, креативных индустрий в ночное время. Людям нужен ночной мэр, потому что то, что происходит в это время суток, имеет большое значение для города: много талантов развивается, искусства и культуры, и, если мы не будем заботиться о ночной жизни, все это может быть вытеснено из города. Поэтому нам важно выступать за права: за право вечеринки и за право делать искусство и культуру.

— А какие еще сферы искусства (кроме музыки) развиваются ночью?

— В ночном клубе есть артисты и музыканты, танцоры и перформеры — те, кто на виду, а есть бэк-офис: дизайнеры, декораторы, арт-директора. В Амстердаме, как и в Берлине, есть клубы, где проходят выставки.

Очень много вещей происходит ночью, потому что в ночной жизни нет рамок и правил, здесь возможно все. Если у тебя нет профессионального образования или соответствующего опыта, но ты хочешь заниматься искусством, ночью это сделать гораздо проще. Например, приходишь в художественную галерею и говоришь: «Привет, можно мне здесь заниматься искусством?», а они тебе отвечают: «Окей, а где ты выставлялся?» и «Какое у тебя образование?» и бла-бла-бла. А в ночном клубе тебе ответят: «Конечно, расскажи, каким рода искусством ты занимаешься?». А если такого клуба нет, ты можешь запросто запустить свой.

— У тебя ведь тоже был свой клуб. Расскажи о нем.

— Думаю, это как раз лучший пример того, о чем я только что сказал: я тоже хотел запустить клуб и сделал это без каких-либо денег и опыта (за исключением организации мероприятий). Я просто занял старое неиспользуемое здание, и мы открыли свой клуб для каждого. И еще мы позвали всех своих знакомых творческих друзей. Моя подруга-аниматор создала разные активности, друзья-граффитчики сделали афиши и все оформление клуба плюс диджеи и артисты, которым до этого негде было выступать. Они начинали в нашем клубе и уже спустя несколько месяцев давали концерты в самом большом клубе города. Так что это действительно было местом, где они все могли развиваться как артисты, набираться опыта, чтобы потом покорить другие площадки.

— Но разве не запрещено вот так самовольно занимать помещения?

— В Амстердаме нехватка места, его осталось очень мало, и, если есть какое-то неиспользуемое помещение на краю города, почему бы не использовать его для искусства? Если ты решил вопросы безопасности и с уважением относишься к соседям — почему бы и нет? Как-то к нам пришли полицейские, мы объяснили, что обо всем позаботились, что у нас есть тот, кто может оказать первую помощь, есть противопожарная система, все под контролем, и они уехали. Город должен учитывать, что творческим людям нужно место, и если его у них нет, не надо запрещать им искать варианты.

— А что случилось с твоим клубом?

— Нам пришлось закрыться через полгода из-за стройки — сейчас на месте клуба жилое здание.

— И после этого ты стал ночным мэром?

— На тот момент я уже работал в ночной мэрии. Вообще я учился на менеджера в искусстве и развлечениях, начал организовывать собственные мероприятия и писать о ночной культуре. А тут было много, о чем писать, потому что эта тема затрагивает очень много вопросв: искусство, сексуальность, социальные темы — такие, как дискриминация — все заключено в этом маленьком ночном мире. Я все глубже погружался в закулисье и стал задаваться вопросом, как мы можем защитить то, что делаем. Однажды мы делали вечеринку в ночной мэрии, мы разговорились с мэром, и он спросил: «Как насчет работать на нас?». Так я начал работать на ночную мэрию: писал пресс-релизы, материалы для сайта и социальных сетей, и в итоге стал голосом ночной мэрии. Через какое-то время я вырос до менеджера и вот сейчас я начальник. В общей сложности я работаю в ночной мэрии уже больше четырех лет.

— А как давно она существует?

— Организация, NGO, существует с 2014-го года, но ночной мэр в Амстердаме известен уже с 2003.

— А в каких еще странах есть ночные мэры?

— Много где. В некоторых городах все на серьезном уровне. А где-то есть ночной мэр, но на деле это не действующий представитель ночного города, а скорее кто-то очень популярный, кто порой высказывается о ночной жизни. Только в Нидерландах порядка 10 ночных мэров, а в Европе существуют еще ночная или клубная комиссии, но у них часто разные полномочия.

— Чем ночное время особенно для тебя?

— Совершенно другим ощущением, нежели днём: происходит очень много экспериментов, инноваций. Первый клуб, который я посетил, назывался «Closed not closed» — это было мое первое столкновение с клубной культурой. Это был поворотный момент для меня, волной впечатлений: слушать музыку, видеть и общаться с людьми, которым она тоже нравится. Тогда я стал ходить в этот клуб каждые выходные и постепенно сформулировал для себя, что это — «не спать ночью». Ты встречаешь схожих по духу людей, вы говорите обо всем на свете, находите общие интересы — это действительно социальное взаимодействие. Но, кроме того, ночная жизнь — это еще и возможность быть активистом, потому что этот маленький мир утопичен: ночью гораздо больше равенства, нежели днем. На танцполе все равны. И мне очень по душе эта философия.

— Какова твоя главная задача на сегодняшний день?

— Думаю, быть уверенным в том, что ночная мэрия будет достаточно сильна, чтобы быть переданной следующему ночному мэру. Если говорить о задаче для города, то очень важно, чтобы мы сохранили пространства для ночной культуры — очень много клубов закрывается, потому что они временны, и для них нет нового места, так что нам нужно постоянно присматривать площадки, которые уже есть в Амстердаме, и когда мы строим новые жилые округа, очень важно сохранять какую-то их часть под ночную культуру. Это то, над чем я работаю сейчас и о чем веду переговоры с мэром — как мы можем это реализовать.

Материал обновлен: 17-06-2021