Мультики, которые лечат

Ваши дети наверняка не раз просили поставить новую серию «Летающих зверей», и вы различаете всех персонажей не глядя, по голосам. Их рисуют в Петербурге, на Петроградской стороне в студии детской анимации «ДА». Миша Сафронов, художественный руководитель студии, рассказал, как художники начали помогать детям, и дети их изменили.


Я сидел за компьютером в маленькой комнате на студии «Мельница» и делал очередную анимационную сцену для полнометражного мультфильма. У меня зазвонил телефон. Я взял трубку. Это была моя жена Надя. «Алло, привет! Есть минутка? Я сейчас в офисе Детского Хосписа». Я слушал ее. Надя говорила недолго. Ее голос был веселый. Она предложила делать мультфильмы вместе с тяжелобольными детьми. Я ответил, что надо подумать и стал звонить своим друзьям: «Привет! Есть такая идея…»

Так семь лет назад все начиналось. На первом занятии с детьми было страшно. Чтобы выглядеть храбрее, мы все время широко улыбались. Детям тоже было страшно, но они не улыбались. После занятия мы поняли, что в нашей жизни произошли перемены.

С июля 2008 года мы начали регулярные занятия с детьми. Мы ездили в больницы, психоневрологические интернаты, в детские центры помощи. Мы ушли с нашей работы, из больших студий, где делали профессиональные полнометражные мультфильмы и сериалы. Теперь мы делали мультфильмы с тяжелобольными детьми, детьми из неблагополучных семей, с беспризорниками, с детьми-аутистами. Прощайте, продюсеры и бухгалтеры. Прощайте, сметы, корпоративные вечеринки и заявления на отпуск. В нашей жизни появился радостный детский крик «Мультики приехали!»

…В больничный коридор с трудом выползает Антон. Ему одиннадцать и он только что после химиотерапии. Тащит за собой капельницу, сам зеленый и еле живой. «Дружище, давай ты сегодня пропустишь занятие? Иди лучше полежи немного». Но Антон не хочет. Антон берет карандаш. Не проходит и получаса, как Антон скачет вокруг дивана, играя с детьми, хвастается своим новым персонажем, ищет ножницы, чтобы вырезать его из бумаги. Антон уже не зеленого цвета и совсем не похоже, что он после химиотерапии.

Мы ничего не знали, мы пробовали, ошибались, пытались и опять пробовали — учились работать с детьми, даже просто быть рядом, учились слушать друг друга.

Учимся до сих пор. На улице старшая дочь, которой было тогда три с половиной года, расстраивалась — папа, когда мы уже поедем в больницу? Я так хочу в больницу! Прохожие в недоумении смотрели нам вслед.

Вскоре мы уже проводили 10 занятий в неделю. На городских мероприятиях и фестивалях, куда нас стали регулярно приглашать, родители подходили к нам в восхищении: «Как называется ваша студия? Как попасть к вам на занятия?» «Наша студия называется — Студия „ДА“. Это сокращение от слов „детская анимация“. Попасть к нам на занятия… простите, но для этого вам надо очень сильно заболеть, потому что мы делаем мультфильмы только с тяжелобольными детьми». Парадоксальный ответ как и вполне рабочая ситуация на занятии — «Что нужно сделать, чтобы птица могла летать? Да, верно — отрезать ей крылья!» Чтобы снимать анимацию с нарисованными персонажами, все части тела должны быть вырезаны отдельно.

Сначала наши мультфильмы измерялись десятками, спустя несколько лет уже сотнями. Вдохновившись тем, что мы делаем, похожие студии появились в Москве, Минске, Киеве. Нам помогали разные люди и организации. Вместе с авиакомпанией «Трансаэро» мы выпустили первый анимационный сериал созданный детьми — «Краткая история авиации». Вместе с нашими ребятами над мультфильмами работали пилоты самолетов, бортпроводники и стюардессы. Наши мультфильмы стали брать не только на российские, но и на международные фестивали. Вместе с детьми мы побывали в Германии, Греции, Америке, Хорватии, Индии.

Однажды зазвонил телефон — Лена Грачёва, руководитель фонда «АдВита», предложила нам вновь заняться профессиональной анимацией, чтобы заработать деньги на лечение онкологических детей. Так студия «ДА» родилась второй раз — мы стали делать сериалы «Летающие звери» и «Малыши и Летающие звери». Здравствуйте, продюсеры и бухгалтеры. Здравствуйте, сметы, корпоративные вечеринки и заявления на отпуск. Теперь у нас два направления работы — анимационные занятия с детьми и производство профессиональных анимационных фильмов.

Спустя семь лет после появления нашей студии, родной город все-таки выделил нам помещение. Теперь в студии может заниматься любой желающий. Уже два года я преподаю в Санкт-Петербургском Государственном Университете, учу будущих художников-постановщиков анимационного кино. Мой фильм был в конкурсе самого престижного анимационного фестиваля в мире. В Новый год мы запустили новые детские сериалы «Машинки» и «Петя волк». Этой весной выйдет моя первая книга для детей. Недавно я встретил маму, которая сказала мне, что ее сын вырос на наших мультфильмах.

Мне кажется, что теперь я кое-что знаю о счастье. И еще — когда звонит телефон, стоит взять трубку.

Материал обновлен: 17-06-2021