Rose October: время заботиться о здоровье


Октябрь – это не только желтый (листопад). Это еще и розовый – цвет кампании по борьбе с раком груди во всем мире. Как-то в инстаграме мы увидели красивое украшение и узнали про проект Татьяны Холодновой и Натальи Сталюковой – Rose October.


Говорить о раке не очень принято и не очень легко. Даже если диагноз уже поставлен, тему либо лишний раз не поднимают, либо долго подбирают слова – «когда с ней
это случилось», «эта болезнь» – пытаясь сгладить углы. Вот и я, ехала на встречу в дождливое октябрьское воскресенье и не знала, как пойдет разговор.

Татьяна и Наталья – хрупкие, красивые, улыбчивые, чем-то между собой похожи. Спрашиваю – оказывается, сестры. Таня по профессии ювелир, а Наташа занимается менеджментом.


Наташа: Все началось с художественной идеи. Ювелир у нас Таня, но мне пришла идея сделать броши, по форме напоминающие очертание груди. Такое украшение из серебра и стали, в виде дуг, которое носится поверх футболки oversize, под грудью. У нас был образ смелой женщины, которая ничего не боится, показывает свою независимость, женственность. Когда мы перенесли все это в эскизы, захотели поучаствовать в какой-нибудь хорошей выставке.

Ассиметричные броши «Амитис«

Мы связывались с разными организаторами, откликнулась выставка «9 марта». Они исследовали роль женщины в мире, проблемы, с которыми она сталкивается. И неожиданно организатор сказал, что наши броши-дуги напоминают шрамы, которые остаются от мастэктомии (операция по удалению молочных желез), такие же полукруглые и под грудью. Нам показалась интересной трансляция именно этой идеи, и мы начали ресерч – хотели углубиться в тему. Оказалось, что информации по раку груди довольно мало, она разрозненная и, скажем так, ненадежная – много каких-то мифов, повторений одного и того же.

Сперва мы были просто рады поучаствовать в некой просветительской инициативе – рассказать о проблеме через украшения, но начав это дело, просто не смогли остановиться.

Мы стали собирать информацию о раке груде, и украшение уже отошло на второй план – мы его сделали, а вопросы в голове остались. Собственно, так мы поняли, что хотим создать портал Rose October, а из комплекта брошей, которые стали отправной точкой, взяли туда цветочек для логотипа.

Как интересно получается – вы через искусство вышли в жизненно важную проблему. Не страшно было продолжать идти вглубь этой темы?

Таня: Тема рака груди не может не трогать, потому что, как минимум, мы женщины, а, как максимум, в нашем окружении тоже оказались люди, которые сталкивались не только с раком груди – в целом, с раком. Это такой бич XXI века, о котором, к тому же, не принято говорить вслух. Мы изучили очень много данных, читали статьи, смотрели статистические справочники, документы, при этом все источники находились в разных местах, было много воды и часто не очень понятно… А вот, представьте, когда людям говорят о подозрении на диагноз, они находятся в таком стрессовом состоянии, что у них нет возможности сидеть часами в интернете и подбирать информацию. Им хочется какую-то понятную инструкцию.

Наташа: Мы почувствовали, что собранная нами информация – это инструмент, который просто непростительно оставить у себя в шкафу или в тумбочке, что мы должны этим поделиться, а прежде – все аккумулировать. Мы начали собирать еще больше данных, оформлять их в статьи. Где-то я писала, где-то Таня, муж Тани Андрей помог нам сделать сайт. Подключились художники, которые добавили рисунки к статьям. Наша подруга Светлана, преподаватель йоги, помогла нам с видео – это такая иллюстрация связи тела с брошами и с проектом в целом.

Таня: А еще мы увидели статистику, в которой наглядно показано, что при раннем обнаружении рака смертность значительно снижается. На раннее обнаружение, в первую очередь, влияет осведомленность о заболевании, правильно? Мы подумали, что это и будет ключевая идея портала – повышение осведомленности. Мы хотим, чтобы люди просто зашли, почитали, посмотрели материалы, проверили себя на первичные признаки, позаботились о своем здоровье.

Недавно на сайте появился список больниц, где принимает врач-онколог и куда можно обратиться. Пока только по Москве, потому что стараемся обзвонить каждый адрес, узнать работает или нет, есть ли ссылки на сайт. На очереди – Санкт-Петербург, а потом – регионы. По сути, у нас все еще этап тестирования… Люди начали заходить на портал, читать статьи, но они ничего не спрашивают. Фидбек пока, по большей части, от друзей.

А что друзья спрашивают?

Таня: Изначально был вопрос: «у вас все в порядке?» «Зачем вы этим начали заниматься?» Даже когда мы нашей маме рассказывали про этот проект, ее первой реакцией был испуг, но потом она поняла. Эта тема, видимо, настолько пугает, что у нас аудитория в инстаграме поделилась на две части. Та часть, которая просматривает наши истории, даже ставит смайлики. И другая, которая обеспокоена нашим здоровьем.

Некоторые друзья стали писать, что их родственники столкнулись с раком, советовали нам с Наташей посмотреть такую-то информацию, раскрыть такие-то вопросы. Один из моих знакомых откликнулся, что у него есть друг, врач онколог-маммолог, которому может быть интересно поддержать нас. Когда я ему звонила, было какое-то студенческое чувство, как перед экзаменом, у нас же с Наташей нет медицинского образования, и многого мы все равно не знаем, да и этот проект – первый такого рода для нас. Оказалось, очень лояльный врач, на следующей неделе мы собираемся встретиться, обсудить все лично, он обещал провести экскурсию и показать оборудование. Возможно, даст интервью для портала. Для нас это большой шаг вперед. Мы, конечно, хотим привлекать врачей, экспертов, так будет больше доверия.

А каким вы видите будущее проекта? К чему хотите его привести?

Наташа: Мы хотим, чтобы наш портал вырос. Хочется объединить все центры поддержки по стране в единую цепь. Для того ,чтобы те, кто оказался в сложной ситуации всегда знали, куда обратиться, независимо от точки проживания. Может, мы не станем центром движения – это слишком амбициозно, но хотя бы мы можем помочь объединить людей, связать их, показать, что они не одни.

Пока мы думаем выпустить чек-листы по самопроверке или сделать рассылку полезной информации, такую «напоминалку», допустим, раз в месяц.

Материал обновлен: 17-06-2021