Музеи в стиле Seasons: куда мы пойдем в ближайшее время - Seasons

Музеи в стиле Seasons: куда мы пойдем в ближайшее время

Московские музеи, наконец, закрыли зумы и открыли двери. Снова можно ходить по залам, долго и вдумчиво рассматривать картины, доставать камеру под строгим взглядов седовласых смотрительниц, а потом в усталости и спокойствии пить кофе в музейном буфете. Мы сначала и сами потеряли голову от радости, а потом собрались и сделали подборку выставок, на которые стоит отправиться в ближайшие дни.


Мария Якунчикова-Вебер
• Третьяковская галерея

до 8 марта
Инженерный корпус, Лаврушинский пер., 12, 2-й этаж

С архивных черно-белых снимков смотрит молодая стройная девушка: глубокий и задумчивый взгляд, выразительные пухлые губы, кудри собраны в высокий пучок. Это Мария Якунчикова – яркая представительница русского модерна и одна из первых профессиональных художниц в России. Ее стиль формировался в атмосфере Абрамцевского кружка, под влиянием Василия Поленова и Константина Коровина, позже развился во время учебы и работы в Париже. Имя Якунчиковой называли среди лучших художников Серебряного века, ее работы выставляли в России и Европе, а лебедь ее авторства украсил обложку дягилевского «Мир искусства» за 1899 год.

Художница сочетала в своих произведениях элементы импрессионизма, модерна, символизма и зарождающегося экспрессионизма. Картины, акварели, пастели, графика, декоративные панно в авторской технике выжигания по дереву, графика и те самые архивные снимки, сделанные мужем художницы, сегодня можно посмотреть в Третьяковке. Это вторая за 115 лет ретроспектива Марии Якунчиковой в Москве и впервые – настолько полная.


Под небом голубым
ГМИИ им. А.С. Пушкина

до 14 февраля
ул. Волхонка, 12

О коллекции британских постеров в Галерее искусства стран Европы и Америки, вы наверняка слышали. В Главном же здании Пушкинского, помимо масштабной выставки «Хранители. Братство ключа» (22 января – 14 марта), посвященной юбилею отдела нумизматики, открылась мини-выставка для мечтателей «Под небом голубым». Она была задумана как теплый привет из заморских стран всем, кто из-за пандемии потерял возможность путешествовать. В экспозицию вошли пейзажные рисунки юга Италии: солнечные рыбацкие деревушки и цветущие парки вилл, виноградники, морская лазурь и спящая Этна – все то, что так дорого сердцу путешественников по европейскому югу. Центральные работы подборки – картины ведущих мастеров неаполитанской пленэрной живописи Джачинто Джиганте (1806–1876) и Акилле Вьянелли (1803–1894).


Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее
Театральный Музей им. А.А. Бахрушина

до 30 марта
ул. Бахрушина, 31/12

Купец Алексей Бахрушин, известный меценат и коллекционер, был создателем первого в России Театрального музея. Охота за театральными раритетами была его страстью и смыслом жизни: он собирал уникальные архивы Императорских театров и исторические документы, дневниковые записи Матильды Кшесинской и Владимира Теляковского, мемуары Мариуса Петипа, исторические фотографии, аутентичный реквизит и костюмы, эскизы декораций, автографы, живопись и графику. Коллекцию Бахрушина можно изучать как энциклопедию русского театра. По ней становится понятно, что происходило на сцене и за кулисами в XIX и начале XX веков. Выставка «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее» посвящена 155-летию основателя музея. В экспозиции большая роль отведена материалам о личности Бахрушина: экспонируются его личные вещи, фото из семейного архива, документальная хроника. Таинственная, кулуарная атмосфера, которую воссоздали в залах музея, и музыка Серебряного века заставляют зрителей совершить путешествие во времени.


Миф о Сухаревой башне
Центр Гиляровского

до 30 мая
Столешников переулок, 9 стр.5

Никто из нас не видел Сухареву башню, ведь физически ее нет с 1934 года. Но знают о ней или слышали что-то, наверное, все современные москвичи: не могли же Малая и Большая Сухаревская площади, бывший Сухаревский рынок и станция Сухаревская взяться из ниоткуда. Сухарева башня – особая достопримечательность: это и средоточие городской жизни на протяжении нескольких столетий, и мифологизированный образ, и огромная архитектурная утрата ХХ века. Репортер Владимир Гиляровский в легендарной книге «Москва и москвичи» отвел целую главу жизни башни и пространству вокруг нее. Спустя век, по его следам, Центр Гиляровского подготовил масштабную выставку, которая ответит на все вопросы: как и зачем появилась знаменитая постройка, какие истории и легенды с ней связаны, почему ее существованию придают такое большое значение, из-за чего башня исчезла и главное – почему все равно всегда будет присутствовать в городе.


Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX веков

Государственный музей Востока

до 23 февраля
Никитский бульвар, 12А

Художественный язык Османской империи ни с чем не спутаешь: восточные узоры и сплетения тюльпанов, гвоздик, нарциссов, хризантем, цветов персика и сливы – все в узнаваемой витиеватой манере и ярких красках. Моду задавал дворцовый вкус, ведь основным заказчиком был султанский двор. Выставка в Музее Востока посвящена истории расписной керамики в Османской Турции: можно узнать об основных центрах производства, об особенностях рисунков и форм в разные периоды империи. Фаянсовая посуда ручной работы, пестрые блюда с подглазурной росписью, вазы, кувшины и фрагменты изразцовой плитки выглядят как настоящие произведения искусства. Будьте осторожны, после посещения хочется купить билет до Стамбула.