«Ты видишь в картине то, что есть в тебе самом». Интервью с искусствоведом Надеждой Проказиной - Seasons

«Ты видишь в картине то, что есть в тебе самом». Интервью с искусствоведом Надеждой Проказиной

Совсем скоро, 6 февраля в школе Seasons стартует новый сезон курса «Мастера и города». Его автор и ведущая Надежда Проказина, искусствовед и преподаватель ВШЭ, специализируется на живописи XVI-XIV веков и работает в основном со специалистами области. Но для нас сделала исключение и придумала цикл лекций о главных мировых живописцах и их городах, который будет интересен всем. Что картины позволяют узнать о себе, как японцы воспитывают у детей чувство прекрасного, кого читать и смотреть, чтобы лучше понимать искусство – в нашем интервью.


Надежда Проказина

За последний год на нас буквально обрушился шквал лекций, курсов, подкастов об истории искусства на всех языках и во всех возможных подачах. Зачем нужен еще один?

Таких лекций, что включил, а сам посуду моешь или дремлешь под бубнеж в наушниках – много. Хотелось живого диалога, чтобы в процессе рождались вопросы, а я могла на них ответить. Возникали идеи, инсайты и мы могли бы сразу их обсудить. Как и само искусство, рассказ о нем требует работы всех органов чувств, требует реакции. Без живой вовлеченности и реакции можно и энциклопедию открыть и все про художника прочитать.

Кому такая вовлеченность может быть нужна и интересна?

По опыту предыдущего курса это те, кто хочет путешествовать со смыслом, а не просто быть туристами. И те, кому нужны насмотренность и погружение в атмосферу искусства для собственного творческого процесса, например, дизайнеры. В любом случае курс не дает каких-то готовых формул, это скорее подсказка, куда и как смотреть, чтобы понять, в какую сторону самому дальше копать. Мне хочется пробудить интерес и показать, что именно можно извлечь из картин для лучшего понимания себя.

Картина – это зеркало. Ты видишь в ней то, что есть в тебе. Когда умеешь это замечать, начинаешь анализировать свой выбор, а потом и себя.

Зачем для этого идти в музей? И тем более ехать в путешествие? Ну открыл репродукцию, оцифрованную копию, смотришь, анализируешь.

Оцифрованные коллекции – это круто, это польза большая для исследователей, но не замена реального контакта. Есть то, что не репродуцируемо – цвет, свет, сложность графики, возможность смотреть ближе и дальше. Репродукция всегда сделана кем-то, фотографом или цветокорректором. Он невольно пропускает работу через себя и получается, что между тобой и картиной возникает посредник.

Музей же специально создан для того, чтобы оставить тебя с работой один на один, ты стоишь напротив и получаешь не «заинтересованное суждение вкуса», как говорил Кант, а чисто эстетическое наслаждение. Тем более музеи, о которых мы будем говорить на курсе, это европейские жемчужины, в них залы и свет, и экспозиции устроены так, чтобы свидание с искусством происходило на высшем уровне. Виртуальные же музеи я не воспринимаю, это «ломка глаз»: искаженная оптика, искаженное пространство, цветопередача далекая от оригинала.

В силу сложившихся обстоятельств невозможно прямо сейчас очутиться где-нибудь в Италии, в Нидерландах, в Бельгии, Великобритании или Испании, поэтому занятия станут реконструкцией этого опыта при помощи проводника.

Совершенно особенное впечатление случается, когда видишь картину в том месте, где она была написана. Сам город и его архитектурное пространство становятся рамой для нее, сразу обнажая еще тысячу взаимосвязей.

О каких художниках пойдет речь на курсе?

Это будет разговор о ключевых мастерах 16 и 17 веков и городах, в которых они жили и работали. Некоторые из них очень известны, как Веронезе и его Венеция. Но говорить о них я буду с точки зрения нового подхода к взаимосвязи венецианских художников 16 века, отличной от традиционной иерархии, которая строится на абсолютном значении Тициана. Будет Рубенс и разговор об Антверпене, где он не родился, но очень много работал и жил.

Поговорим о великих флорентийских мастерах первой половины 16 века Понтормо и Росо Фьорентино. В их времена внимание привлекали «обслуживающие» римскую культуру художники. А те, кто, как они, остались во Флоренции и экспериментировали не с античной традицией, а с особым чувством цвета и формы Северного Ренессанса, отвергались. Будет разговор о художнике Луке Камбьязо – представителе грандиозной школы генуэзской живописи. В 16 веке новый, эффектный, помпезный город возводился буквально одномоментно, в нем были деньги, ресурсы и возможности. Интересно показать Геную как важное место для путешествий – это один из любимых моих городов.

Лука Камбьязо, «Венера и Купидон»

Разные города, стили, эпохи, обстановка, но общее для всех героев курса – то, что они были профессионалами своего дела.

В центре разговора будет картина. Смотреть на нее мы будем сквозь призму цвета и иногда очевидных, иногда зашифрованных образов. От конкретных работ направимся к жизни художника как мастера, принадлежащего определенному времени и конкретному месту. То есть вторым планом будут выступать социальное устройство города и архитектура. Так шаг за шагом выстроятся декорации, по которым мы будем бродить виртуально, чтобы компенсировать недостаток свободы физического перемещения.

Нас от героев ваших лекций отделяют 4, а то и 5 веков. Кажется, что это время и его люди изучены, все давно исследовано и описано. Есть ли тут место неожиданным открытиям?

Конечно. Тому времени мы задаем вопросы уже из нашей жизни, проецируем свое знание сегодняшнее (а оно обширно) на информацию прошлого и находим там все новые лакуны. Материал исследования остается почти неизменным, но важно то, как мы его интерпретируем. Замусоленный, но наглядный пример – «Незнакомка» Крамского в Третьяковке. Столько поколений считали ее образцом утонченности, интеллекта, аристократизма, а потом оказалось, что на картине изображена куртизанка. И всё, наше представление резко обрушилось, все оказалось не так, как мы думали.

Или на протяжении последних 10 лет происходит переоценка жизни и творчества Караваджо. Оказалось, например, что он сформировался как художник не в Риме, а в Ломбардии. Мы меняемся и меняется направление нашего внимания. И в том, чему раньше не придавалось значения, находится еще целый пласт знаний. Кроме того, все еще попадаются новые картины, публикуются неисследованные рисунки, фрагменты работ, росписи. Да и рынок все время подбрасывает произведения, требующие атрибуции.

Микеланджело Караваджо, «Лютнист»


Музеи в России открылись, можно идти. Дайте совет, как смотреть картины?

Смотреть взглядом (смеется). Я доверяю больше чувственным ощущениям, впускаю в себя гармонию, которую работа транслирует. Сюжет – потом. И биография потом. Если цепляет на этом уровне, если что-то сходится внутри, начинаешь интересоваться остальным. Поэтому просто смотреть, разглядывать, замечать, что отзывается. И берите с собой детей. Японцы развивают чувство цвета у ребенка так: выкладывают грандиозные палитры и заставляют отличать и называть каждый цвет. Это одна из игр развития визуальности. Чем больше красивого, пускай пока не осознаваемого, выпадает ребенку, тем больше у него воспоминаний и секретных ключиков в какую-то другую реальность. У меня дома, например, стоят открытки с репродукциями любимых картин, как напоминание, как знак. Это то, что оживляет и мысленно возвращает тебя в те музеи, куда ты не можешь сейчас поехать.

Если после лекций захочется углубиться, пойти дальше, где искать информацию?

В презентации к лекции всегда есть отсылки в практической информации: маршруты, куда поехать, что посмотреть, ссылки на видеолекции, фильмы и книги. Я немножко направляю в сторону самоискания, попыток найти то, что интересует тебя самого как зрителя, как личность. Мне кажется важнее двигаться вглубь, а не по верхам, перепрыгивая с одного лектория в другой.


Что стоит посмотреть, почитать и послушать, если вы интересуетесь историей искусств. Выбор Надежды Проказиной.

КИНО И ВИДЕОЛЕКЦИИ

«Сила искусства», Симон Шама (ВВС)

Короткие лекции об отдельных произведениях на ютьюб-канале SmartArtHistory

Лекции Романа Григорьева «Мифы о Рембрандте» на YouTube

Курс Романа Григорьева «Социальная история гравюры» на платформе Stepik

КНИГИ

«Глаза Рембрандта», Шама Саймон

«Истории страны рембрандта», Ольга Тилкес

Художественная биография «Питер Пауль Рубенс» авторства Роже Авермата

«Рембрандт», Кристофер Райт

«Пуссен», Юрий Золотов

«Якопо Понтормо: художник извне и изнутри», Аркадий Ипполитов

«Загадки старых картин», Ирина Немилова

«Взгляд улитки. Описание неочевидного», Даниэль Арасс

«Тени в западном искусстве», Эрнст Гомбрих