Интервью: Настасья Матрохина
Иллюстрации: Соня Маслинцына
Четыре героини, чьи истории жизни доказывают: если каждый день выбирать себя и быть преданным тому, во что веришь, можно сделать многое для других людей — близких и далеких. Вместе с нашими друзьями из посольства Израиля в Москве мы поговорили с актрисой, писательницей, исследовательницей и правозащитницей о преодолении страха и смелости следовать своему пути в любых, даже самых сложных, обстоятельствах.
8 апреля друг Seasons, журналистка и экскурсовод Маша Сурвилло проведет прогулку по «еврейской» Москве, а 22 апреля — лекцию о русском следе на Святой Земле. Приглашаем: подробности и запись здесь.
Шимрит Маман
Научный сотрудник Института национальной безопасности и директор Фонда изображений Земли и планет (EPIF) в Университете имени Бен-Гуриона в Негеве
Я росла в любящей семье, родители были учителями. В детстве мы много путешествовали по миру. Сейчас, в 40 лет, оглядываясь назад, я могу сказать, что все, что меня интересовало и занимало с детства, объединилось на стыке нескольких научных тем: космоса, экологии и изменения климата. Мой муж — кандидат физико-математических наук, мы вместе со школы, у нас двое детей: сыну 13 лет, а дочке 10.
Мои текущие исследования связаны с изучением явлений, которые вызваны или затронуты изменениями климата. Используя возможности спутников для изображения в огромных масштабах, мы можем исследовать большие регионы, такие как песчаные моря Центральной Азии, и их свойства в зависимости от климатических процессов. Мы также можем исследовать ландшафты в меньших масштабах, например засушливые районы Израиля. Женщинам нужно поддерживать и вдохновлять друг друга. Все женщины в нашей большой семье были уверенные в себе, сильные, решительные, и мы росли с убеждением, что сможем стать в жизни теми, кем только захотим. В любом деле выкладывайтесь на все 100%. Когда вы сделаете все возможное, вы найдете свое счастье.
Лия Кёниг
Актриса, режиссер
Я уже не молодая девочка и многое в жизни пережила. Главное мое счастье, что я родилась в семье актеров. Почему счастье? Потому что они были глубоко духовные люди, и мамочка, и папа мой. Детские годы я провела в России, всю Вторую мировую войну. Эти трудные годы воспитали меня. Может быть, у меня было меньше игр и веселья, но я всегда была окружена этой духовной жизнью. Когда меня спрашивают: «Ты прожила так много лет, было ли такое в истории за эти 90 лет, чтобы люди забывали о культуре?». И я говорю, что не помню такого. Даже во время той ужасной войны культурная жизнь не останавливалась. Ни на улицах, ни в домах, ни в театрах, нигде.
Быть духовным человеком значит понять другого человека. К моему счастью, актерская профессия меня выучила любить людей. У меня есть немало ролей, которые нравились критикам, но гораздо важнее было, когда ко мне подходили люди на улице и говорили: «Я вас видела в «Анне Франк» в Бухаресте. Вау! Это невозможно забыть». Или: «Я вас видела в «Мамаше Кураж»». Или подходит юный актер (теперь тоже уже в возрасте) и говорит: «Лея, вы знаете, почему я стал актером? Потому что видел ваши постановки». Важно оставить какую-то маленькую память.
Техническое развитие идет так быстро, что мы теперь сидим перед куском железа, видим в нем людей со всего света и делаем вид, что это нормально. И при этом в реальной жизни люди друг к другу относятся все с большей агрессией. А из-за коронавируса еще эти маски на лицах… Нельзя пожать руку при встрече, нельзя обняться, поцеловаться. И это все делает атмосферу такой напряженной, и нервы сдают гораздо быстрее. Такое чувство, что Бог там, наверху, очень злится на нас, он говорит: «Вы не умеете себя вести. Сейчас я вас научу».
Очень важно для человека, кроме его воспитания, чтобы вокруг были люди, которые дают силы, поддерживают, замечают твои таланты. Чтобы люди рядом с тобой, кто бы они ни были — родители, друзья, профессора в университете, возлюбленные, — чувствовали твое душевное состояние и не пихали в голову вещи, которые тебе не подходят.
Айелет Гундар-Гошен
Писательница, феминистка и правозащитница
Я родилась и живу в Тель-Авиве, моя мама была учителем литературы, а папа работал журналистом. Я выросла на сказках вроде «Русалочки», где главная героиня — девушка, которая готова отдать свой голос, чтобы найти принца. Сегодня как мать я пытаюсь выбирать для своих детей более подходящие образцы для подражания. Я получила степень магистра клинической психологии и именно психологию считаю своей профессией.
Мне потребовалось много времени, чтобы преодолеть страх неудачи и начать писать свой первый роман. Между писательством и работой психолога безусловно есть сходство. Оба этих дела требуют от вас, чтобы вы на время «вышли» из своей картины мира и попытались проникнуть в сознание другого человека. Но разница есть. Когда вы пишете роман, вы хозяин мира, который создаете. Когда вы встречаетесь с пациентом, вы должны помнить, что это история другого человека, он рассказчик, и вы здесь для того, чтобы помочь ему сделать этот рассказ лучше, чем он есть сейчас. Я считаю себя феминисткой. Как и большинство женщин, я подвергалась сексуальным домогательствам, о которых никогда никому не говорила, потому что боялась, что люди скажут, будто я выдумываю.
И все же в разгар движения #MeToo я написала рассказ о девушке, которая «придумывает» (роман «Лгунья» был опубликован на русском в 2019 году. — Прим. ред.). Когда родилась моя дочь, я вдруг осознала, что вот она лежит в колыбели, и я еще даже не знаю, какая музыка ей понравится, но понимаю, что однажды она столкнется с человеком, который скажет что-то грубое или схватит ее — просто потому, что он может. И тогда я села писать роман о девушке, которая соврала о сексуальном насилии. У этой истории есть реальная основа — моя подруга-адвокат защищала парня, нелегального эмигранта, обвиненного в изнасиловании, которого на самом деле не было. Подруга была взбешена, называла истицу «психопаткой, чудовищем». А мне стало ее жаль.
Работа писателя заключается в том, чтобы заставить читателя смотреть на то, чего он обычно избегает.
Как психолог я спрашивала себя, что заставило женщину сочинить эту ложь? Слишком легко превратить ее в монстра. Гораздо труднее (и намного интереснее) попытаться понять. Да, случается, что хорошие люди делают плохие вещи. Литература — это акт «видения», отличный от повседневного взгляда. Литературное произведение дает возможность встретиться лицом к лицу с человеческой сложностью — и автору, и читателю.
Михаль Гера Маргалиот
Адвокат, генеральный директор общественной организации The Israel Women’s Network, которая борется за права женщин
Я родилась в Иерусалиме в религиозной семье. И хотя меня растили в довольно либеральной атмосфере, для женщин в этом сообществе возможностей было крайне мало — в основном все работали учителями. Я с детства много читаю, и когда-то моим героем был граф Монте-Кристо.
По-прежнему большинство книг рассказывают истории о мальчиках или мужчинах. Если у девушки нет примеров перед глазами, хотя бы литературных, как она может узнать, что, вообще-то, в жизни бывают разные сценарии и не только мужчины совершают подвиги?
Я получила степень бакалавра в политических, философских и экономических науках, мне было 23 года, и я понятия не имела, что мне с этим делать. Так что я вернулась в университет — учиться праву, а в магистратуре выбрала специализацию по гендерным исследованиям. Это здорово повлияло на меня. Мне было сложно понять, кто я. На это потребовалось время. Я отошла от религии, вступила в брак с женщиной, у нас двое детей. Я по-прежнему очень близка со своей семьей, они поддерживают меня и обожают моих детей.
The Israel Women’s Network была создана 35 лет назад, мы работаем с парламентом, правительством, судами и местными властями, чтобы менять законодательно положение женщин в Израиле, добиваться гендерного равноправия. Нет ни одной страны в мире, где бы закончился патриархат. Даже в Скандинавии. Мы все только в начале пути.
Для меня человек, сильный духом, — это человек с обостренным чувством справедливости. Тот, кто не только сам идет по пути справедливости, но и ищет ее для других. А это не так-то просто.
Есть американское исследование, в результате которого удалось выяснить, что 96% женщин, которые занимают топовые позиции в крупнейших компаниях, в юности занимались соревновательными видами спорта. Для меня эта связь довольно очевидна. Спорт позволяет почувствовать контакт со своим телом и поддерживать его здоровым и красивым (это все еще важно для западного мира), помогает осознать, что тело может служить вам не только в сексуальном плане, но еще это ваше здоровье, физическая сила, выносливость. Плюс спорт дает очень важный навык работы в команде. Вы учитесь выигрывать и, что еще важнее, — проигрывать. Это умение из спорта отлично переносится на обычную жизнь. Имея такой опыт и столкнувшись с неудачами, вы сможете «встать» и пойти дальше.