Конь в пальто: современный музей крестьянского быта - Seasons

Конь в пальто: современный музей крестьянского быта

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Юлия Григорьян
Фото: Катя Краева

Сарафаны в неоновых лучах, расшитые золотом кокошники и прялки как произведения искусства – рассказываем, как устроен переславский музей «‎Конь в пальто» и зачем сегодня изучать крестьянский дизайн.

Музей крестьянского дизайна со смешным названием (но серьезным содержанием) «Конь в пальто» занимает одно крыло первого этажа кирпичного дома на улице Конной. В другой его части — квартира, где ребята живут сами, когда находятся в Переславле. Этой весной они окончательно уехали из Москвы, но поселились не здесь, а в Ярославле, и считают его идеальным городом для жизни. Квартиру там можно снимать в закрытом от машин историческом центре, гулять по отреставрированной набережной, а местная гастрономия не уступает московской и петербургской.

«Дизайн — это сочетание функционала и эстетики. Крестьянское искусство в основном — предметы быта, орудия труда и одежда. Орнаменты на них не просто какие-то цветочки, а знаки, символы, обереги, выполняющие определенную функцию. Так что это дизайн в чистом виде», — рассказывает Оля и заводит нас в музей.

Погружение в тему начинается с диджитал-введения, когда в зале гаснет свет и на стене появляются изображения главных крестьянских символов — женских фигур с точками в животе, символов плодородия, коней. Они перетекают один в другой и сливаются в единое полотно, завораживая и гипнотизируя.

То, что Глеб привозил из этнографических экспедиций по старинным русским городам, купленное на аукционах и собранное по старьевщикам, стало экспозицией музея. Ребята наперебой рассказывают о значении каждого штриха на старинных росписях, о каждом стежке на вышивках. Они хотят менять представление о традиционной декоративной и визуальной русской культуре.

«Вкус, о каком вкусе вы говорите? В России этого никогда не было, только грязь и необустроенность», — такое часто можно услышать от образованных людей, это наша родовая травма. Важно показывать людям, какая у них феноменальная художественная культура. Когда мы проводим экскурсии, часто слышим: «Врете, крестьяне сарафанов расшитых не носили, дома не украшали, золотое шитье было у помещиков, а крестьяне всю жизнь только в лаптях». Но это не так. Просто XX век окончательно стер об этом память.

Расшитый золотом головной убор — обязательная часть праздничного костюма крестьян. Этот, конца XVIII века, из Калужской губернии

В центральные промышленные губернии, в Москву и окрестности, в том числе Переславль, индустриализация пришла достаточно рано, и продукты массового потребления заменили собой традиционные народные. Поэтому, собирая коллекцию, мы фокусировались на Русском Севере, который это затронуло в меньшей степени.

В двух залах музея можно рассмотреть рушники, юбки, расшитые золотом головные уборы, серьги и браслеты, расписные двери, наличники. Но центральное место занимают прялки.

Нигде больше в мире прялка не стала таким произведением декоративно-прикладного искусства и центральным объектом в доме. Жених обязательно дарил невесте на свадьбу прялку. На нее не жалели денег, а потом ходили по деревне и показывали, у кого круче, дороже, интереснее. 

Их мало того что расписывали и украшали резьбой в разных традициях, так еще и дополняли аксессуарами: зеркальцем, чтобы девушка могла на себя поглядывать, или громовыми кольцами, которые отпугивали злых духов. Или вот — резные зубчики. Видите, кое-где они обломаны? По одной из трактовок, если к девушке приходили свататься, а она отказывала, то один зубчик на ее прялке обламывался. И следующие женихи понимали, что девушка своенравная.

Вышивкой золотом молодые крестьянки зарабатывали до замужества, обеспечивая себе личный капитал.

На второй этаж дома ведет старинная чугунная лестница: от зала с камином разбегаются коридоры — здесь вот-вот будет отель, маленький, камерный, со старинными мебелью и декором. Глеб, который уже много лет работает над этим пространством сам, без привлечения архитекторов и дизайнеров, говорит: «Для меня самого гостиница — это не просто комнаты и кровать, это важный опыт путешествия. Мне жалко туристов, которые приезжают сюда и не могут остановиться в достойном месте».

Недавно ребята еще открыли в Переславле частный туристический центр со смешным названием «Премудрая Ряпушка» (ряпушка — традиционная рыба Плещеева озера и символ города). Сюда можно прийти, чтобы узнать, куда идти, что смотреть, что покупать. Или просто поболтать, перевести дух в симпатичных креслах, купить винтажную мебель и посуду.

Каждый тип костюма украшен сюжетом c конкретной функцией: помочь в родах, защитить, дать поддержку во время сбора урожая.

Когда спрашиваешь у ребят, как можно делать музей, строить гостиницу, открывать общественные пространства и совмещать это с воспитанием детей и работой в международном издании — Глеб и Оля работают в информационном агентстве Reuters, — они отвечают: «Должна быть некая доля безумия, без него чуда не случится».

Читайте также