Детская история искусств с глазурью и шоколадной крошкой

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

КОГДА

С 8 октября
по субботам
15:00-16:30

ГДЕ

Петровка, 20\1, 4 подъезд, 1 этаж, студия Seasons

ЦЕНА

10 встреч
13 000 рублей

Собираем компанию детей от 11 до 13 лет для увлекательного путешествия в мир искусствоведения.

Соня Осипова

Проектировала театры, работала художником на ТВ и арт-директором в рекламном агентстве. Не смогла найти для дочки книжки по искусству, поэтому написала их сама. 

О курсе

Десять познавательных лекций и творческих мастер-классов 2022:

– Шедевр за полчаса.
– Предметный дизайн. Совместно с Российской Государственной Библиотекой Искусств.
– Старинная игрушка. Коллекция антикварных кукол Ольги Агеевой.
Совместно с Российской Государственной Библиотекой Искусств.
– Что в тарелке? Меню ушедших эпох. Придворный этикет.
– Дело в шляпе.
– Стрит-Арт. Визуальная среда современного города.
– Орнаменты, декоры. Мадонны Эпохи Возрождения.
– Играем с Нейросетью.
– Портрет. На коне и без коня.
– Итоговый квиз.

Зачем изучать историю искусств?

«Разбираться в искусстве — значит иметь возможность развить вкус у ребенка. Дети впитывают то, что их окружает. Все, что они видят в детстве, вспоминается потом с нежностью. Поэтому важно следить за тем, чтобы то, что они видят и слышат, было прекрасным не только в их восприятии. 

Знание истории искусств дает возможность понять, что любая картина встроена в исторический контекст, что у живописи в разное время были разные функции. А также критически смотреть на информацию, отличать ценные знания от того, что можно воспринимать как игру или фантазию.»

полностью статью читайте по ссылке

Результат

По окончанию курса дети получат не только опыт создания и защиты своих творческих мини-проектов, но и смогут отличать ионический ордер от дорического, Мане от Моне и абстракционизм от кубизма. Достижения будут подтверждены портфолио и дипломом от Seasons Project.

По субботам с 15:00 до 16:30

Октябрь:
8 октября 
15 октября
22 октября
29 октября

Ноябрь:
12 ноября
19 ноября
26 ноября

Декабрь:
10 декабря
17 декабря
24 декабря

Стоимость
11 500 ₽

В этом году Школа Seasons проведет два занятия курса в Российской Государственной Библиотеке Искусств на Большой Дмитровке. Мы покажем, как устроена библиотека, попадем в ее хранилище и познакомимся с сотрудниками. Предлагаем родителям записаться в РГБИ – ее филиал, в котором можно это сделать, находится в соседнем от нас подъезде. 

На первом занятии в библиотеке
познакомимся с сотрудниками музея, пройдемся по библиотеке. Узнаем, как собираются книги для фонда, увидим редкие старые книги и альбомы коллекции.
На мастер-классе «Предметный дизайн»
придумаем библиотеке брендбук,
разработем логотип и мерч.

На второй встрече познакомимся с
коллекцией антикварных кукол Ольги Агеевой, узнаем их истории. На мастер-классе разработаем тематическую коллекцию костюмов для бумажной куклы.

Стоимость
11 500 ₽

Ждем любознательных и любопытных, постоянно задающих вопросы, любящих рисовать и разглядывать картины в музеях, тех, кто интересуется кино, музыкой и архитектурой. Для ребят, которые уже давно с нами, мы обновили программу и наполнили ее сюрпризами. 

С собой приносить ничего не нужно –– все материалы мы дадим.

Мы предлагаем родителям доверить детей нам и прогуляться вокруг студии в районе Петровки и Неглинной, перекусить или зайти в РГБИ — рядом с нами находится абонемент, а главное здание тоже неподалеку, на Малой Дмитровке.

По окончанию курса дети получат опыт в создании и защите творческих мини-проектов и смогут отличать ионический ордер от дорического, Мане от Моне и абстракционизм от кубизма. Достижения будут подтверждены портфолио и дипломом от Seasons Project

Как проходят занятия в Школе Seasons

Просим вас ознакомиться с правилами участия в событиях Школы Seasons. 

Отзывы о наших событиях

КОНТАКТЫ ШКОЛЫ SEASONS

school@seasons-project.ru

Мы будем рады ответить на вопросы о наши курсах с 11:00 до 19:00 в будние дни

тел. + 7 926 065 06 65, WhatsApp, Telegram

Почему важно разбираться в искусстве?

Анна Пожидаева. Кандидат искусствоведения

Анна Пожидаева
Закончила отделение истории искусства (кафедру истории зарубежного искусства) исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в 1991 г. В 2008  защитила кандидатскую диссертацию по теме «Цикл Творения в западноевропейском искусстве XI – начала XIII вв.: опыт иконографической генеалогии». Работает в РГГУ с 1995.

Почему важно разбираться в искусстве и как это помогает в путешествиях, об общении с детьми и выборе своего стиля рассказала Анна Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Всеобщей истории факультета истории искусства РГГУ. Ведет курсы лекций «История зарубежного искусства», «Искусство Западной Европы в средние века», «Христианская иконография», «Искусство Древнего Рима», «Мифологические и библейские сюжеты в мировом искусстве».

 
иллюстрации Михаил Игнатов
иллюстрации: Михаил Игнатов
текст: Евгения Михайленко

Умение видеть

Многие обладают природным вкусом, но не знают об этом, потому что их «видящий» глаз дремлет. Нужно его будить. Как? Дать ему альтернативу: показать пятьсот картин, объяснить, чем они отличаются и в чем сходны, рассказать об их значении. Помочь не только понять, но и прочувствовать значительность того, что кажется абсолютно условным. Только альтернатива способна открыть, возможно, спящий, но способный отличать прекрасное глаз. Она дает шанс полюбить то, что выглядело несуразным и бессмысленным, потому что просто было непонятным.

Нельзя полюбить Бетховена, если всю жизнь слушал только игру на гармошке. Чтобы его полюбить, необходимо слушать.

Причем слушать систематически, с нужным объяснением. Тогда появится симпатия, а может, впрочем, и не появится, но зато можно будет с уверенностью сказать, что предпочитаешь игру на гармошке — с уверенностью, потому что знаком и с другой музыкой.

Парадигмы узнавания шедевров нет, и нельзя за несколько занятий стать профессионалом-антикваром, но изучать историю искусства необходимо хотя бы для того, чтобы понять, что действительно нравится, чтобы полюбить неожиданно для себя Андреа Палладио и Джованни Беллини, когда казалось, что симпатию вызывали только шишкинские «мишки».

Этот приобретенный вкус, конечно, не будет пылиться в ожидании того, пока вы решите купить домой картину. Обучение истории искусств станет помогать в обустройстве дома, выборе ресторана для ужина и даже во время шоппинга.

Воспитание детей

Еще одна причина разбираться в истории искусства — значит иметь возможность развить вкус и у ребенка. Дети впитывают то, что их окружает. Все, что они видят в детстве, вспоминается потом с нежностью. Поэтому важно следить за тем, чтобы то, что они видят и слышат, было прекрасным не только в их восприятии.

Знакомить детей с сюжетами мирового искусства можно с полуторогодовалого возраста. Сложные семейные отношения греческих богов и основы христианской морали могут сперва показаться сложными для детского восприятия. Но это не так. Фрески Джотто, например, станут прекрасными иллюстрациями к евангельским рассказам. В них нет наводящего страх натурализма северного возрождения или эмоциональности барокко, но есть по-настоящему детская целомудренность, серьезность, а главное — понятность и занимательность.

С населением античного пантеона детей знакомьте по пересказам Николая Куна, иллюстрации к которым легко подобрать самостоятельно. Например, на сайте theoi.com, где есть роскошная подборка греческих и римских памятников, прежде всего вазописи и мозаики на все мифологические случаи.

А еще устройте экскурсию в мир мифов по экспонатам музеев. Сложно, конечно, найти человека, который может долго удерживать внимание ребенка. Но только если этот человек не вы сами!

Никакой экскурсовод так не увлечет ребенка, как мама или папа, рассказывающие увлекательные истории о том «огромном белом дяденьке».

Скульптуру, кстати, смотреть исключительно в музее, не на компьютере. Там интереснее: они большие и завораживающие.

Свобода путешествий

Путешествовать по Европе, не зная ничего об античном и средневековом искусстве — все равно, что ходить по музею с закрытыми глазами. Некомпетентные туристические агентства строят маршруты, руководствуясь своими интересами, которые не совпадают с интересами нашими, о которых, правда, мы очень часто просто не знаем. Едем, куда везут, смотрим, куда показывают.

Человек подготовленный вряд ли будет тратить время на протоптанные туристами тропинки. Чтобы посмотреть, например, на французскую готику, он не станет толпиться у Нотр-Дама, а отправится в Сен-Кантен, Амьен, Нуайон, Бове, Санлис, Суассон и Санс (все недалеко от Парижа), соборы которых ни в чем уступают пристанищу Квазимодо. Знакомство с Замками Луара для него не будет ограничено Шомоном и Шенонсо (есть еще Тавант, Пуатье, Гартанп, Амбуаз, Сомюр, Блуа — и это даже не половина).

Юг Франции перестанет быть только морем, Марселем и Ниццей, а откроет старые римские города Арль, Ним, Фрежюс, Камарг, с массой антикизирующих памятников и, конечно, Авиньонсий дворец, где больше ста лет жили Папы.

Итальянской романтикой же он поедет любоваться на север Италии: из Милана в Венецию через Павию, Модену, Парму, Феррару и Брешиа. И для него не секрет, что в Венецианской лагуне, кроме острова Мурано, куда все отправляются за стеклом, есть еще Бурано и Торчелло, где византийские памятники и мозаики сохранились лучше, чем в самом Константинополе.

Иллюстрация, итальянское палаццо

Сам себе экскурсовод

Средняя экскурсия — рассказ назывного жанра: «посмотрите налево, посмотрите направо, это написано в таком-то году таким-то художником, а это таким-то в таком-то». Мы смотрим на картины, может быть, даже запоминаем авторов и время создания, но эти знания повисают в воздухе и быстро улетучиваются.

Знание истории искусств дает возможность понять, что любая картина встроена в исторический контекст, что у живописи в разное время были разные функции.

Рассматривая картину на музейной стене, нужно понимать, для какого места ее создавали: алтаря, светской комнаты, выставки или для эпатажа.

А как приятно уметь восстанавливать среду, в которой произведение искусства было создано. Знать, где вырос заказчик картины, чего он требовал от художника, как этот художник работал: в чем он был ограничен, а в чем свободен, — еще одна причина изучать историю искусства.

Все знают, что был когда-то Леонардо, и что он написал Джоконду. Но почему именно ее? Почему именно в начале XVI столетия? Почему люди не писали таких картин за сто лет до него и почему перестали через сто лет после? А главное, почему в голове не осталось ничего из того, что вы когда-либо слышали и читали об этом? Ответ прост: знания об искусстве нуждаются в системе (основные реалии, периодизация, история) — в сетке, «ячейки» которой легче заполнить конкретными знаниями. Зная основу (достаточно просмотреть конкретные факты), вы сможете отделиться от группы и провести куда более занимательную персональную экскурсию для своих друзей.

Увидеть связь

Хочется «читать» картину — чтобы ее детали говорили, чтобы персонажи оживали и рассказывали о себе, раскрывая символические и не очень смыслы. А это невозможно без понимания и узнавания сюжетов.

Классическое искусство, на самом деле, практически целиком посвящено либо библейским сюжетам, либо мифологическим. Важно научиться увидеть разницу в том, как они подаются, как их видят художники разных эпох.

Проследив метаморфозы сюжета во времени, не сложно становится извлекать смысл и вникать в задумку автора.

Изучение истории искусств учит отличать стили и знать их последовательность. Греческий храм — это не только колонны и фронтон, это и скульптуры внутри, и посвященный Афине гимн, и одежда жрицы, и роспись вазы, которую она несет в руках. Так же как модерновый особняк — это и стихотворение Блока, и картина Врубеля. Все, от витража до шпильки в волосах дамы, которая входит в это здание, все связано одним общим чувством стиля определенной эпохи. Понимание этого,умение увидеть общее и объединяющее все произведения искусства, созданные в это время, даст возможность по-новому посмотреть на фасад, мимо которого ходишь каждый день или раскрыть с неожиданной стороны любимую читанную-перечитанную книжку.

Стоит ли говорить об искусстве современном, которое настолько аллюзивно, что понять его без бэкграунда практически невозможно.

Иллюстрация, Греческий храм

Развенчание мифов

Разбираться в истории искусств — критически смотреть на информацию: отличать ценные знания от того, что можно воспринимать как игру и фантазию.

Обучение истории искусств — это хорошая прививка от всякого рода вульгарных, оккультных теорий. Человек, который прикоснулся к гуманитарному знанию, уже никогда не поверит, что при помощи радиоуглеродного анализа (теория новой хронологии Фоменко) можно фальсифицировать историю. Он понимает, что у истории есть еще тысяча средств, доказать свое поступательное развитие.

Прослушав несколько лекций по истории искусств, можно сшибить одним пальцем все теории популярного Дэна Брауна.

К примеру, он говорит, что в «Тайной вечери» Леонардо Иоанн это женщина, и скорее всего, Мария Магдалена. Стоит посмотреть еще десять тайных вечерей, которые были до Леонардо и почитать кусочек из Евангелия, как сразу станет ясно, что поза и внешность Иоанна абсолютно обусловлены традицией. И что Леонардо здесь вообще не сделал никакого открытия. Теория эта, построенная на неправильной посылке, упадет под взглядом человека, хоть чуть-чуть знакомого с ренессансом.

Заставить заговорить до этого полностью немой мир, увидеть прекрасное в обыденном и несуразном, понять не только причудливое прошлое, но и кажущуюся ясной современность, в которой так много посланий и символов мудрых праотцов, — причины научиться разбираться в истории искусств.

Материал обновлен: 11-01-2023