Куда поехать на выходных: «‎Русский Версаль» в селе Ярополец - Seasons

Куда поехать на выходных: «‎Русский Версаль» в селе Ярополец

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Андрей Чекмарев
Фото: Евгений Чулюскин, Вадим Разумов (vadimrazumov.ru)

Есть руины, которые хочется обнять. В обломках камня сохранены музыка, красота, благородство ушедшей эпохи. Церковь как театр, обелиск из цветного мрамора в честь Екатерины Великой, парк, не уступающий Версалю. Как важно успеть застать и запомнить эту красоту.

Необычная композиция храма, составленного из двух одинаковых купольных объемов, породила легенду, что граф Чернышев задумывал возвести театр.

Старинное село Ярополец, которое сегодня относится к Волоколамскому району Московской области, впервые упоминается в XVII веке. В 1684 году правившая тогда царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение с окрестными «селами и приселками» Петру Дорофеевичу Дорошенко — низвергнутому в ходе длительной борьбы гетману Украины. Сыновья гетмана поделили наследство, старая часть села осталась за потомками Дорошенко (позднее здесь появилась усадьба Загряжских-Гончаровых), а вторая половина была продана Григорию Петровичу Чернышеву, принадлежавшему к поколению «птенцов гнезда Петрова».

После смерти Григория Петровича поместье унаследовал средний сын, Захар, он и стал основателем усадьбы, которую современники называли русским Версалем.

В 1760-е годы генерал-фельдмаршал Захар Чернышев начал растянувшееся на годы строительство. Между 14 селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, а в самом Яропольце с размахом построена барская усадьба с дворцом, храмом, служебными зданиями и огромным парком. Центром композиции стала просторная площадь перед дворцом, обведенная каменной стеной с пятью воротами, от которых в разные концы вотчины устремлялись лучи проспектов. Эта схема идеального по тогдашним представлениям города-резиденции сближала Ярополец с Версалем.

Устроенный на французский манер, парк Яропольца был одним из лучших в России. Тремя террасами он спускался к водному зеркалу большого пруда, названного Красным. На главной аллее били фонтаны, повсюду стояли скульптуры. В 1775 году в честь приезда Екатерины II на нижней террасе воздвигли обелиск, облицованный цветным мрамором и гранитом. Сегодня он — последнее из сохранившихся в парке украшений, свидетель звездного часа Яропольца, когда здесь гремело пышное торжество: фейерверки, музыка, высший свет. Государыня осталась довольна и заметила, «что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе». Посреди поля высится грандиозный по меркам села храм.

Необычная композиция здания, составленного из двух одинаковых купольных объемов, породила легенду, что граф Чернышев задумывал возвести театр. Ярополец Чернышевых даже сейчас, после многих разрушений, производит сильное впечатление, как масштабом замысла, так и оригинальностью архитектурных сооружений. Загадочная церковь, властно раскинувший крылья хозяйственных служб дворец, парк с причудливо изогнутыми деревьями. Усадьба Чернышевых завершается прудом, и за ним начинается усадьба Загряжских-Гончаровых.

Каменный дом, сохранившийся до наших дней, был построен в самом конце XVIII века. Знаменит он не только архитектурой (есть основание считать, что его строил архитектор И. В. Еготов, ученик Баженова и Казакова), но еще и тем, что здесь бывал Пушкин — в этом имении родилась и выросла мать Натальи Николаевны Гончаровой.

«В Ярополиц приехал я в середу поздно, — писал Пушкин жене в 1834 году, — Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Я нашел ее здоровою, хотя подле нее лежала палка, без которой далеко ходить не может. Четверг я провел у нее… Ей очень хотелось бы, чтобы ты будущее лето провела у нее. Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение»

Несмотря на утраты, Ярополец Загряжских-Гончаровых — редкий пример сохранности почти всего усадебного комплекса в его органичном деревенском и природном окружении. Ансамбль отличается цельностью и завершенностью архитектурного образа. Оказавшись на парадном дворе перед колонной лоджией дома, одновременно обозревая храм, полукружие служб с башнями, «шахматные» ворота, дом управителя и по другую сторону спускающийся к реке парк, проникаешься законченностью всей композиции. Она делает Ярополец точным слепком «образцовой» русской усадьбы. Именно такими дворянские гнезда предстают в прозе, поэзии и воспоминаниях XIX века. 

Адрес: ул. Пушкинская, 31, Ярополец, Волоколамский район, Московская область

Опубликовано в путеводителе «‎Усадьбы Подмосковья» (Seasons Project и музей «‎Новый Иерусалим», 2020).

Читайте также: