Перелетные птицы: театр в фургончике - Seasons

Перелетные птицы: театр в фургончике

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Мария Жаворонкова

Наши герои — те, кто в предлагаемых обстоятельствах остается автором своей судьбы, поет свою песню, несмотря ни на что, и держит для нас всех приоткрытой дверь в Нарнию. Лена и Валерий Бураншины, создатели семейного «ЛЮБИмого ТЕАТРА», — из этой породы. Они колесят по стране и устраивают во дворах многоэтажек сказочные представления, открывая дверцы своего авто-фургончика.

Я в Москве, они в Краснодаре, мы встречаемся в зуме, уложив детей спать. Они сидят рядом и говорят почти хором, стараясь деликатно передать первую скрипку другому. Лена — Валере, Валера — Лене.

Оба родились на Урале, оба учились в Екатеринбурге, сначала в училище культуры, а потом в театральном институте на артистов кукольного театра. Познакомились, когда были студентами, и больше не расставались. Теперь в их семейном багаже — двое детей, Даня и Мира, и театр, который умещается в одной машине.

7 и 8 января зимние спектакли «‎ЛЮБИмого ТЕАТра» пройдут в квартире Seasons на Петровке. Подробности и билеты здесь.

История Лены и Валеры — роуд-муви. За девять лет совместной жизни они успели пожить и поработать в кукольном театре в Ханты-Мансийске, Москве, Ставрополе, а потом переехать из Екатеринбурга в Краснодар.

Лена: «Мы всегда с Валерой относились к дороге легко, как к приключению. И все, что с нами происходило в наших путешествиях, как будто подсказывало нам — мы на правильном пути. Мы совсем недолго работали в Ханты-Мансийске, но Валера именно там понял, что не хочет быть артистом, а мечтает работать в конструкторском цехе. И представьте себе, уже в Ставрополе ему повезло стать подмастерьем не просто у конструктора, а у настоящего мастера. Валера получил из его рук не только новую профессию, но и глубокое понимание ее сути.

Когда мы уезжали в Краснодар, с чемоданом и маленьким Даней под мышкой, нам все крутили у виска. Нас никто там не ждал — у нас не было ни своего жилья, ни серьезных предложений работы. Но мы, как птицы перелетные, отправились в путь.

Мы тогда не знали, на сколько задержимся в Краснодаре. Не загадывали. Сложится — поживем в южном городе, а нет — переедем еще куда-нибудь. Я к тому моменту очень устала от Екатеринбурга с его холодными зимами, хотелось в тепло. И когда мы вышли из самолета, и на меня пахнуло южной ночью, я впервые за все наши странствия подумала: “Я — дома”. А Валере вообще все равно, где жить, главное, чтобы была возможность заниматься своим делом. Для него дом — там, где мы. Переезд я сейчас считаю самым правильным решением в нашей жизни. Кого-то неустроенность и частые перемены выбивают из колеи, а для нас это, наоборот, новые возможности, острое ощущение свободы.

Мы часто говорим друг другу: «Счастье начинается там, где заканчивается зона комфорта». Это роскошь настоящая, когда можешь выбирать в своей жизни все — где жить и чем заниматься.

Постепенно все обустроилось. Сняли квартиру, получили работу в Краснодарском театре кукол. Для Валеры нашлось место в конструкторском цехе, а Лену взяли педагогом — перед спектаклем она рассказывала детям, как себя в театре вести. Даню удобно было брать с собой на работу, и можно было обойтись без детского сада.

Лена: «Таким людям, как мы, всегда было душно в государственном театре, где многое к искусству не имеет никакого отношения. Мы всегда мечтали создать свой театр и выжидали подходящего момента: когда будет достаточно сил, времени, денег. И однажды поняли, что такой момент не наступит никогда, и если мы хотим поставить спектакль, надо просто это сделать. И придумали историю по мотивам книги про маленького Деда Мороза.

Валера, выкраивая время от основной работы, тайно делал декорации. Потом, еле втиснув их в однокомнатную квартиру, мы репетировали — спасибо Дане, он всегда был очень внимательным и, главное, усидчивым зрителем. Днем, уложив сына спать, я обзванивала детские центры и предлагала наш спектакль. У нас не было еще фотографий — только афиша, и мы до сих пор благодарны людям, которые говорили: “Не знаем, что это, но чувствуем, что интересно” — и приглашали нас.

Мы когда все это затевали, сказали себе — если даже спектакль не окупится, будем считать его подарком себе на Новый год. Но удивительно, что мы не только не прогорели, но даже немного заработали».

Лена и Валера боялись тогда остаться без основной работы — у них совсем недавно родилась Мира. А руководство было очень недовольно тем, что ребята ведут свой проект. Атмосфера накалялась, и Валере пришлось уйти.

Лена: «Я страшно боялась, что это произойдет. Чем мы будем кормить детей? Как зарабатывать? А когда это произошло, у нас такая классная жизнь началась!»

Отпраздновали начало новой жизни так — уехали на машине путешествовать с детьми по Грузии («потому что давно мечтали»). По дороге играли спектакли прямо из машины, устраивали шляпный сбор, и денег хватало и на жилье, и на еду.

Вернувшись домой, много выступали, и постепенно поверили, что дело их прокормит. Купили большую машину, Валера превратил ее в автодом, и они могли в поездках ночевать прямо в нем, останавливаясь на ночлег там, где захочется.

Валера: «Когда мы почти встали на ноги, грянула пандемия. Наш театр не был тогда передвижным, в основном все наши спектакли шли на камерных сценах. И нам оказалось негде их показывать. И тогда мы переделали все наши спектакли так, чтобы их можно было показывать где угодно — во дворах, в парках и на детских площадках. Мы ездили по городу, как настоящий театр, выбирали место, монтировали декорации, делали “зрительный зал” — ставили пару скамеек, и представление начиналось».

Лена: «Очень скоро двух скамеек перестало хватать. Мы обросли своими зрителями, настоящими родственными душами, которые приходили к нам на каждый спектакль. 

Правда, были и те, кто кричал нам из окна: “Что за балаган вы здесь устроили!”, и даже те, кто жаловался на нас в Роспотребнадзор. Но мы продолжали. Мы видели, как взрослые люди плачут после спектакля. К нам каждый раз подходили дети и просили поговорить с кукольными медведем или ежиком. И разговаривали — совершенно всерьез».

Лена с Валерой никогда не продавали билеты на уличные спектакли. Они хотели, чтобы театр был доступным для всех. «У нас шляпный сбор, как и заведено у уличных артистов. Это прекрасная возможность для зрителя поблагодарить нас искренне и не только деньгами». 

После карантинного лета 2020 года они поняли, что останутся в Краснодаре надолго. Продали квартиру в Екатеринбурге и купили здесь землю. А осенью уже въехали в свой дом.

Лена: «Валера говорит, что наша работа делает нас лучше. И правда, если бы не театр, стали бы мы столько читать книг, так часто слушать классическую музыку и изучать изобразительное искусство? Мы научились не зависеть от власти, быть честными и делать то, что нравится. Оказывается, это не так просто».

7 и 8 января театр покажет зимние спектакли для детей и родителей в квартире Seasons на Петровке. Подробности и билеты здесь.

Читайте также: