Не ремесло, а искусство: шесть керамистов-художников

«В России очень мощная и давняя традиция художественной керамики. Не так давно, после непростых 90-х, русская керамика начала следовать современной мировой тенденций и развиваться как отдельный, не прикладной, вид искусства. На фестивале мы хотим познакомить людей с отечественными художниками, работающими с глинами, и показать, что керамика бывает разной и далеко не всегда утилитарной», — рассказывает Елизавета Солоницына, основательница фестиваля 4ceramics, который пройдет в эти выходные, 27-28 ноября. Для нас она собрала подборку инстаграм-аккаунтов керамистов, которые делают настоящие предметы искусства и дизайна.

Марина Акилова

Марина живет в загородном доме под Псковом и обжигает свои крупные объекты — будто вынутые из земли во время археологических раскопок вазы — в дровяной печи Анагаме. 

«Сейчас я копаю глину в псковских полях, замешиваю в нее разные компоненты и наблюдаю, как разная температура обжига преображает материал, как материалы меняют цвет, спекаются и плавятся, как течет стеклянными ручьями зола и металлическим блеском сияет бывшая красная глина..»

Агния Кожухова и Иван Шавыкин

Агния и Иван — семейная пара, оба окончили Строгановку. В их работах встречаются ботаника и анималистика. Главные хиты: чашечки-желуди со снимающейся пупырчатой крышечкой, пузатые снегири и белые совы-сипухи. На контрасте с ними выступают минималистичные вазы с объемным геометрическим узором и плавные линий фигур керамических натурщиц — на этюдах и блюдах с эмалью.

Юлия Батырова и Марат Мухаметов

Ребята работают с контрастом — лепестки, пузырьки и трубочки из мягкого, как мастика, воздушного фарфора венчают брутальные основания из шершавого бетона. Как полагается произведениям искусства, их хочется долго разглядывать, трогать и искать смыслы и шифры, заложенные создателями. А потом обязательно поставить дома, продолжать любоваться и видеть новые грани.

Майя Харитонова

Молодая художница Майя из Санкт- Петербурга только начала свой переход из ремесленной керамики в арт, но и в функциональных предметах виден художественный вкус и чувство гармонии втора. Особенно в сочетании текстур и форм: в объектах встречаются и вовсе не спорят гладкость глазурей и пористость вулканического камня, выпуклая «‎драконья кожа» и пластичные линии, вторящие завитку морской волны.

Кира Костина

Кира Костина виртуозно работает с фарфором. Ее изящные объекты — скульптуры, подвесы, вазы — точно передают пластику, живость и текстуру природных материалов: морских раковин, листьев, перьев. Когда смотришь свет сквозь белоснежную чашу или плиточку, от сочетания хрупкости и монументальности забываешь сделать вдох.

Анна Марамыгина

Анна — мастер глазурей. Самые запоминающиеся сюжеты в ее керамических картинах — это деревья, деревенские домики и натюрморты с голубикой, которую хочется схватить и потянуть в рот.

«Я использую технику наложения глазурей разного состава, добиваюсь многослойности и цветовой цельности», — рассказывает мастер.

Читайте также: