Текст: Екатерина Чигринова
Делимся подборкой фильмов, которые перенесут вас за школьную парту и напомнят о важном.
Кристоф Барратье, Франция, 2004 (12+)
Лучший фильм 2004 года и одна из самых известных французских кинокартин, наполненная солнечным светом, бумажными самолетиками и — сюрприз! — хоровой музыкой.
Будь в центре сюжета не хор, а кружок рисования или труда, это ничего бы не изменило. Здесь не важно, чем занимаются мальчишки; имеет значение лишь то, что их впервые приняли всерьез, сняли оковы, сказав: «То, что все остальные поставили на тебе крест, не значит, что это правда». Слова, которые важно услышать не только детям, но и взрослым на любом этапе их жизни. Никогда не поздно обрести себя. Никогда не поздно начать все заново.
Питер Уир, США, 1989 (12+)
«Хористы» — только на октаву ниже, на поколение старше. Вместо музыки — стихи, вместо субботы — «Carpe Diem». Но суть и чувства остаются прежними: оков нет, и можно быть кем угодно, если хватит сил взлететь против ветра.
Джордан Скотт, Великобритания, 2009 (16+)
«Вы можете достичь всего, чего хотите, перед вами лежит целый мир, нет ничего невозможного. Все, что только нужно, — это пожелать», — говорит мисс Джи, и ее ученицы вдохновленно кивают, глядя на нее горящими глазами. В английской школе-интернате 30х годов такая учительница — страстная, мечтающая — для девочек единственный глоток свободы. Она спасает их от скучных уроков, дает читать запрещенные книги, водит купаться в ночи. Но с прибытием новенькой, мир мисс Джи дает трещины, разрушая идиллию и обнажая то, что удалось замаскировать за обожанием учениц — она обманула себя. Простого желания оказалось недостаточно.
Британский, спокойный и неторопливый фильм, холодный, как вода в школьном озере. Пугающий — насколько такой может быть история о несбывшихся мечтах, слепом поклонении и связанной с ним жестокостью.
Джон Полл, США, 2007
За отталкивающим названием, навевающим мысли о комедиях в духе «Американского пирога», прячется история о мальчике по имени Чарли. Он отчаянно мечтает о популярности и находит ее в самом необычном месте — кабинке школьного туалета. В шутку Чарли становится внештатным психологом: к нему идут выговориться, попросить совет, пожаловаться на подростковую жизнь и — получить волшебную таблетку. Только вот разобраться в чужих проблемах гораздо легче, чем навести порядок в своей голове, особенно когда тебе 16.
Стивен Чбоски, США, 2012 (16+)
И еще один Чарли — полная противоположность предыдущего — стеснительный, непопулярный. Тихоня. Незаметно проходя через коридоры старшей школы, Чарли собирает истории, которые позже рассказывает в письмах к неизвестному адресату. Истории о том, что любовь в 16 лет не всегда счастливая. О том, что можно быть веселым и грустным одновременно. Что наша жизнь — это череда мгновений, и совсем скоро все изменится. Об одиночестве, о попытке двигаться вперед, измениться, стать счастливым. О друзьях — настоящих, тех, что прививают тебе вкус к хорошей музыке. О том, что мы — часть бесконечности.
Джессика Шарзер, CША, 2004 (12+)
Однажды у Стивена Кинга спросили, почему он так жесток в своих книгах. Он ответил: чтобы люди начали ценить свою жизнь и мир вокруг них. Так же и с «Говори»: чтобы увидеть свет, зрителям вместе с главной героиней нужно пройти через несправедливость и отчаяние.
История совсем не новая — о том, что в школе «для всех» не для каждого есть место. Здесь школа — это рождественский снежный шар, уменьшенная копия настоящего, «взрослого» мира, в котором легче промолчать, чем добиться того, чтобы тебя выслушали. Но именно молчание покрывает жестокость и безразличие. Так что, «если вам есть что сказать, кричите об этом с крыш».
Джон Хьюз, США, 1985 (16+)
Зрителям, как и героям, предлагается написать эссе «Кем вы себя представляете?», и, как они, мы прячемся от этого выбора. Скажешь — определишь себя, защелкнешь на себе наручники, от которых нас освобождали профессор Китинг и Клеман Матьё. Круг замкнулся.