Авангард: на телеге в XXI век

Текст: Дарья Шаталова
Обложка: Василий Кандинский, «Импровизация 28»

До 22 мая в Музее русского импрессионизма работает выставка «‎Авангард: на телеге в XXI век». Для ее создания кураторам потребовалось стать детективами и распутать клубок из загадок столетней давности.

О. Розанова. «Валет червей», 1914-1915. Слободской музейно-выставочный центр

«‎— Где, где глаз? — подозрительно переспрашивал его посетитель.
— Глаз должен быть здесь, — говорил Сергей Михайлович и тыкал указкой.
— Ну, хорошо, почему же у него этот глаз не указан?
— Это такое искусство.
— Так если искусство, ты и укажи этот глаз!

Эта пропажа с картины глаза возмутила многих, и некоторые специально приходили смотреть портрет Розановой и критически его оглядывали». Так в 1920 году, по воспоминаниям писателя Всеволода Лебедева, проходило знакомство жителей города Слободской с авангардом.

Идея создать музей в небольшом городке Вятской губернии принадлежала художнику Сергею Михайловичу Луппову: он здесь родился, позже уехал в Москву, где закончил Училище живописи, ваяния и зодчества в классе Константина Коровина, и вернулся с намерением приобщить земляков к искусству, в том числе современному.

Слободской музейно-выставочный центр

Само время помогало задумке: на рубеже 1910‑х — 1920‑х годов власти решили, что пора освободить живопись от элитарности и нести ее в массы. Музейное бюро Наркомпроса на государственные деньги покупало картины современных художников и распределяло их по городам. Несмотря на политическое бурление, гражданскую войну, голод и уже бушующую «испанку», страну захватила еще одна эпидемия — выставочная. Выставки открывались в Козьмодемьянске, Витебске, Казани, Оренбурге, Рязани. Слободской тоже попал под эту программу, и в 1919 году Сергей Луппов получил от Музейного бюро 29 картин. Работы выдающихся авангардистов — Александры Экстер, Ольги Розановой, Алексея Моргунова, Николая Синезубова — Сергей Луппов дополнил картинами вятских художников и портретами, созданными в мастерских Слободского женского монастыря. 

Однако новый музей горожан разочаровал: его даже открывали два раза, потому что в первый раз почти никто не пришел. Авангард пришелся особенно не по вкусу: «Вот монашка Попова нарисовала — это похоже, сразу видно, что Попов. А тут трубу какую‑то нарисовали».

Луппов терпеливо объяснял посетителям, что такое абстракция, почему художники вправе изображать так действительность, но настроение публики выразилось в одном сохранившемся отзыве: «Фунт гвоздей дороже вашего художественного музея».

Местные власти тоже не понимали значение художественной галереи в городе, поэтому после попыток забрать помещение присоединили музей Луппова к краеведческому. Луппов вернулся в Москву, собранные им картины отправили пылиться в фонды.

Вскоре авангард и вовсе стал запрещен: ближе к 1930‑м годам большевики поняли, что назидательный эффект возможен только через понятные образы, авангардистов обвинили в формализме и увлечении иностранными идеями, наступила эпоха соцреализма.

В 1980‑х годах, изучая описи Музейного бюро Наркомпроса, до Слободского добрался искусствовед и исследователь авангарда Андрей Сарабьянов. Запасники с живописью, забытой здесь более чем на полвека, оказались сокровищницей: среди находок была «Композиция» Алексея Моргунова — двухсторонняя картина в крайне плохом состоянии, с осыпью краски и заломами холста, которую все эти годы сотрудники музея считали работой неизвестного художника. Хотя Моргунов, внебрачный сын пейзажиста Алексея Саврасова, в начале века находился в эпицентре жизни русского авангарда. Ему приписывают авторство эмблемы «Бубнового валета» — крупнейшего и самого радикального сообщества авангардистов, он дружил с Малевичем, его мастерская «Моргуновка» на Остоженке в 1910‑х годах была местом встречи многих художников. 

Алексей Моргунов. «Композиция» (до реставрации)

Сегодня исследователи предполагают, что «Композиция» Моргунова в 1915 году могла участвовать в Первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Из сохранившихся документов известно, что художник передавал туда 15 работ, в том числе картину «Гимназист». С лицевой стороны «Композиции» на зрителя смотрит юноша в фуражке, похожей на ученическую, а на оборотной изображены большая буква «В» (вероятно, это отсылка к названию выставки) и деревянная ложка. В противовес эстету Оскару Уайльду с орхидеей в петлице, друзья Малевич и Моргунов закрепляли на лацканах пиджаков деревянные ложки — так и ходили по выставке «Трамвай В». 

О «Композиции» Андрей Сарабьянов написал в альбоме «Неизвестный русский авангард» и продолжил свои экспедиции по региональным музеям — растянулись они на десятилетия. В 2016 году искусствовед снова был на Вятке и посетил краеведческий музей города Яранска. Не заинтересовавшись чучелами медведей и птиц, спросил, есть ли художественные произведения, и его провели в полуподвал, где начались чудеса.

Первое, что бросилось в глаза, оказалось осыпающимся пейзажем известного импрессиониста Николая Фешина. Там же нашлись работы Родченко, Древина, затем в выцветших советских папочках с тесемками вынесли акварели Кандинского.

Николай Фешин, «Изба», 1920

Эти находки оказались нитью к целому клубку загадок в искусстве. Потянув за нее, исследователи выяснили, что Луппов был не единственным арт-энтузиастом в Вятской губернии. В 1921 году в соседний город Советск приехал Евгений Медведев, уроженец Вятки и сотрудник ИЗО Наркомпроса. Объединившись с местным художником Вшивцевым и школьным работником Якимовым, они устроили передвижную выставку по семи городам губернии. Благодаря знакомствам в Наркомпросе им удалось собрать 322 картины! Среди них работы Родченко, Кандинского, Фешина, произведения московских, петербургских, вятских и казанских художников. 

При этом никаких списков о передаче экспонатов в Вятскую губернию не сохранилось, остался лишь документ о покупке кураторами телеги и лошади — на них выставка и передвигалась.

В Советске показ довольно успешно длился пару месяцев, затем картины привезли в Яранск — по данным Государственного архива Кировской области, выставку посетили 2666 человек, почти половина города. А дальше случилась зима, внезапный отъезд Медведева в Петроград, переход к НЭПу, и проект передвижников заглох. Многие картины вернули вятским и казанским художникам, а «московская» часть осталась в Яранске почти на сто лет.

Выставка «Авангард: на телеге в XXI век», которую до 22 мая можно посмотреть в Музее русского импрессионизма, это реконструкция проекта, придуманного в 1920-1921 годах в Советске. Найденные картины дополнили другими работами авангардистов и, прежде чем привезти в Москву, показывали в екатеринбургском Ельцин-центре и Вятском художественном музее. Возможно, повезут и дальше — конечно, не на телегах, а в специальных климатических ящиках. Кстати, искусству перевозки искусства на московской версии выставки посвящен целый раздел.

Кроме картин из Яранского краеведческого музея, в Москве представлены и работы, обнаруженные в Слободском, — у них ведь была похожая судьба. Многие из находок отреставрировали. Самой масштабной стала реставрация уже упомянутой и сильно поврежденной «Композиции» Моргунова. С помощью краудфандинга на площадке Planeta.ru за два месяца удалось собрать сумму, даже превышающую необходимую.

Алексей Моргунов, «Композиция» (после реставрации)

Восстановили холст и краску, для показа картины с обеих сторон создали специальный подрамник. А еще на оставшиеся деньги сделали две тактильные станции — объемные копии произведения из скульптурного силикона, чтобы с работой могли познакомиться незрячие и слабовидящие посетители. Для полноты восприятия «Композицию», как и некоторые другие произведения, дополнили специально подобранным ароматом — парфюмом с нотами кожи, обыгрывая изображенный на одной из сторон сапог.

Читайте также: