Замечали ли вы, что качели на Триумфальной площади почти всегда заняты — и почти всегда не детьми? Нам казалось, что в 30 лет мы будем носить деловые костюмы и заниматься очень «серьезными делами», а мы все еще ходим в кедах, играем в компьютерные игры и с удовольствием качаемся на качелях. Значит ли это, что мы отказываемся взрослеть и остаемся инфантильными? Ольга Рокаль, архитектор и партнер бюро UTRO, рассказывает о феномене новых взрослых и делится подборкой пространств, где им будет интересно играть самим или вместе с детьми.
Ольга Рокаль
Вряд ли нас можно упрекнуть в инфантилизме. Мы несем такую же ответственность, как наши родители, просто по-другому воспринимаем себя. Жизнь сильно изменилась: улучшились ее условия, повысилась наша покупательская способность, появилось больше свободного времени и возможностей интересно его провести.
Людей, которые сохраняют свои детские или подростковые увлечения и внешний вид, называют «кидалтами» (от английского kid — ребенок и adult — взрослый). Впервые об этом феномене заговорили еще в 2000-е годы. Тогда для многих это было синонимом инфантильности. 40-летнему человеку, который играл в приставку и смотрел Футураму, приписывали и остальные качества ребенка: неспособность к самостоятельности и неготовность принимать решения, даже если на самом деле это было не так. В своей статье о феномене «новых взрослых» Линор Горалик объясняет, что граница между разными стадиями жизни стремительно размывается. Традиционные понятия «детства», «юности», «зрелости» и «старости» перестали соответствовать реальности. «Ребенок все больше вовлекается во взрослый мир, тем временем как взрослый все реже до конца расстается с прерогативами собственного детства» — пишет она.
Через игру взрослый реализует свою потребность в активности, которая не имеет никакой цели, кроме получения радости и веселья. Мне кажется, лучше всего ее определяет английское слово play. В отличие от game, которое подразумевает соревновательную активность, play — это игра в удовольствие. У наших родителей, бабушек и дедушек такой возможности просто не было. Для них средством легализации игрового поведения был спорт. Но спорт — это в основном про game, а не про play. И только сейчас новые взрослые могут разрешить себе играть в удовольствие.
Росту этого тренда сильно способствовал переход от индустриальной экономики к креативной. Она поощряет развитие воображения, жажду к познанию и поиску новых решений. Это освобождает, снимает ограничения и дает возможность быть самими собой.
Меняются и подходы к воспитанию детей. Родители становятся более вовлеченными, им важна кооперация с ребенком: они хотят играть и познавать мир вместе с ним. На первый план выходит качественное время вместе, в котором оба участника получают удовольствие от процесса. Зарубежные ученые давно изучают феномен совместной игры и подтверждают, что она одинаково необходима обоим: для ребенка это возможность развиваться, а для родителя — способ снизить стресс и повысить уровень эндорфинов.
Как город реагирует на играющих взрослых?
Родительство — самый очевидный способ легализации игры взрослых. Когда ты родитель, тебе можно веселиться и познавать новое вместе с ребенком. Но сегодня играть хотят не только родители: активные и интересующиеся кидалты тоже с удовольствием качаются на качелях, прыгают на батутах, катаются на тарзанке и лазят по канатным башням.
Как исследователь и родитель я много времени провожу на игровых площадках и изучаю, как они должны быть спроектированы. Чтобы организовать пространство для совместных игр, оборудование должно побуждать взрослых к его использованию.
Замечали ли вы, что качели на Триумфальной площади в Москве заняты всегда? По пути к метро, возвращаясь домой или в ожидании встречи, взрослые находят время, чтобы ненадолго вернуться в детство и отвлечься от своих забот. Качели и амфитеатры в крупных городах уже стали привычными формами благоустройства. Если раньше это воспринималось как табу, то сегодня становится новой нормой.
Фото: Tatlin
Другой пример — большой батут для взрослых и детей в Николо-Ленивце, который какое-то время существовал как арт-объект. Взрослые на нем прыгали чуть ли не чаще, чем дети — сияющие и отпустившие все представления о том, как можно и нельзя себя вести.
Фото: «Никола-Ленивец»
Но пока это, скорее, единичные случаи. Они появляются в городе потому, что такая практика уже существует, и она успешна, а не потому что проектировщики задумываются о потребностях новых взрослых и современных родителей.
Пока активнее всего вовлекают взрослых в игру организаторы выставок и фестивалей. Например, три года назад в Еврейском Музее в Москве посетителям выставки «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» предлагали залезть на лестницу, проехаться с горки, чтобы увидеть «серьезную» картину, шедевр. В доме культур «ГЭС-2» в 2022 году проходил фестиваль игры и игр «Какие правила?», где гости придумывали свои «дворовые» игры и их правила, а потом решали с кем и за кого будут играть. На выставке Славы Полунина «ЗЯ! Воздушные замки (полное собрание приключений)» в «Манеже» прошлым летом взрослые поступали в школу клоунов и Академию дураков, оказывались в пустыне и в эпицентре снежной бури. Все экспонаты выставки были наполнены игрой, в которую обязательно должен был сыграть гость.
Как город будет меняться?
Игровые пространства в городе необходимы как место, где взрослые могут отдохнуть, отвлечься от своих забот и выпустить пар, а родители могут получать удовольствие от совместных с детьми занятий и выстраивать крепкую эмоциональную связь.
За рубежом таких проектов уже гораздо больше, чем в России: городские продюсеры в Дании, Великобритании и США встраивают в свои пространства разные игровые объекты. Например, при проектировании городских фестивалей в скандинавских странах существует практика создания «play streets» с элементами игры для взрослых.
В России городская инфраструктура развивается медленнее, поэтому и тренд на игровые пространства появился совсем недавно. Пока проекты, которые учитывают потребности нового типа горожан, у нас существуют точечно. Но со временем такие пространства должны обязательно появятся повсеместно.
— Архитекторы и проектировщики будут больше изучать потребности новой аудитории. Если международных исследований игрового поведения взрослых достаточно много, то в России нам только предстоит их провести.
— Пространства станут более гибридными: они перестанут делиться на детские и взрослые, на игровые и неигровые. Элементы игры будут встроены в общественные места, музеи, аллеи и парки.
— Появится больше площадок для детско-родительских взаимодействий. Архитекторы и производители будут делать оборудование и игровые зоны для разных возрастных групп и создавать инфраструктуру для разных этапов родительства, включая комнаты для кормления и столики для пеленания.
Все это может улучшить атмосферу в обществе, а жители городов станут более открытыми и смогут чувствовать себя принятыми. Пока что трудно сказать, какими будут наши города будущего, станут ли все общественные пространства игровыми и как ими будут пользоваться следующие поколения. Как архитектор, я могу сказать, что российская урбанистика развивается медленнее и нам только предстоит детально изучать новый феномен жителей городов.
Куда пойти играть самим и с детьми в Москве
Площадка Салют в Парке Горького, Москва
Фото: Afa Group
Пространство открылось в 2018 году в Парке Горького совместными усилиями Парка и Музея современного искусства «Гараж». На двух гектарах расположились девять зон для разных типов игр. Архитекторы проекта изначально позиционировали «Салют» как пространство, в котором будет интересно проводить время и детям, и взрослым. Каждое игровое пространство площадки задействует разные органы чувств: зона для игр с песком работает с тактильностью, звуковые объекты развивают органы слуха и так далее. Отдельно есть места для спокойного отдыха и расслабления. Вся мебель на площадке спроектирована и изготовлена специально для проекта и подходит для людей любого возраста.
Детская площадка ЖК «Метрополия» от художницы Маши Сомик
В Москве на территории жилого комплекса «Метрополия» есть детская площадка с игровыми арт-объектами по эскизам московской художницы-абстракционистки Марии Сомик. Главная идея пространства — развивать ребенка в процессе игры. Яркие поверхности и нестандартные объекты помогают детям включать воображение и самим придумывать себе игры, а не действовать по навязанному сценарию.
Фото: Vlad Feoktistov (ArchDaily)
После преображения площади качели стали новым городским символом. Архитекторы хотели сохранить первоначальную идею площади, которая задумывалась, как пространство свободы и молодости. Павильон с широкими качелями должен был добавить проекту романтики и призвать жителей города проводить на площади больше времени. Сегодня качели почти всегда заняты, и взрослые качаются на них совсем как дети.
Фото: @caferukav
Это ресторан и арт-пространство с предметами современного искусства, где со второго этажа на первый ведет большая горка. Гостям предлагают воспользоваться ею вместо традиционной лестницы, расположенной рядом. И почти все соглашаются! Идея интересна тем, что ресторан не позиционируется как детское кафе, и взрослые катаются с горки в свое удовольствие.
Фото: Анастасия Соболева
«Ателье» разделено на две части: «Лес» и «Мастерская». «Лес» наполнен фигурами, напоминающими деревья, водопады, кочки и горки — непривычная форма и материалы объектов зовут детей и родителей изучать их, проводя таким образом время вместе. В «Мастерской» есть четыре зоны для работы с разными материалами: глиной, тканью, деревом и бумагой. Взрослые и дети могут прийти сюда, научится работать в разных техниках и сделать свои артефакты, сами или с помощью культурных проводников — фасилитаторов.
Фото: WorkingMama
Самая натуральная из площадок в подборке: она почти полностью сделана из дерева. Вместе с детьми здесь можно пройти через лабиринты и тоннели, покачаться на качелях, повозиться со снопами сена. Такой «деревенский» стиль очень расслабляет и взрослые охотно вступают в игру.