Черные кудри и ни капли снобизма: за что мы любим Луи Гарреля

Текст: Мари Губиева
Фото: A-One Films, Кинопоиск

Вновь вспоминаем поводы любить Гарреля-младшего и следить за тем, что он делает: песни, оседающие в плейлистах, лучшие женские образы в его кино, честность и цепляющие детали.

Луи Гаррель

Прошло много времени с тех пор, как Луи Гаррель ассоциировался только с «Мечтателями» Бертолуччи. И хотя отсылки к культовой картине о свободе во всех ее проявлениях не иссякают, французский актер с красивым мрачным лицом вышел далеко за пределы подростковых драм. На его актерском счету десяток успешных и даже оскароносных картин, но Гаррель пошел дальше (по стопам отца Филиппа) и начал снимать авторское кино. 

В 2022 году мы рассказывали про фильм Луи Гарреля «По правилам и без». Это — его четвертая работа в качестве режиссера. И, кажется, первая настолько смешная и цельная. 

А теперь приглашаем к нам в студию, чтобы посмотреть на актера в фильме «Алые паруса». 17 мая в 19:30 встречаемся, чтобы увидеть работу режиссера Пьетро Марчелло в уютной полутьме Seasons.

В общем, советуем идти в кино. А пока разбираемся, за что мы любим Луи Гарреля-режиссера. Об идеальных смокингах, отсутствии социальных сетей и вечно задумчивом выражении лица — ни слова.

Он не сноб

Мало кто может похвастаться такой родословной — целой кинематографической династией. Отец Луи — Филипп Гаррель, французский режиссер, автор фильмов «Ветер в ночи» с Катрин Денев и «То лето страсти» с Моникой Белуччи. А его дед, французский актер Морис Гаррель, за свои 88 лет снялся в более чем ста фильмах. 

Большой фанат Годара и Трюффо, Луи наполняет практически все свои фильмы отсылками к фильмам любимых режиссеров французской новой волны. В его дебютной полнометражной картине «Друзья» трое героев участвуют в качестве массовки на съемках фильма о событиях мая 1968 года, а сцена, где герой Гарреля бежит по парижским улицам вслед за другом — явный оммаж герою Дени Лавана в «Дурной крови» (1986) Леоса Каракса.

«Друзья» (2015)

Человек с таким кинематографическим ДНК вряд ли придумывает эти отсылки специально, скорее, они записаны у него на подкорке. При этом Гаррелю чуждо высокомерие, желание поучать зрителя или ввести заблуждение сложностью ходов. Его не интересует синефилия или красота ради красоты. Фильмы Гарреля — про неловкие ситуации и смешные диалоги, они ловко балансируют между артхаусом и бульварными комедиями. Он не боится быть нелепым и несовершенным.

«Мой новый фильм в первую очередь стремится доставить удовольствие зрителю. Мне хотелось, чтобы люди смеялись. Пару раз на предпоказах фильма люди подходили ко мне и говорили, что им было очень весело. И мне это ужасно нравится»

Лучшие женские роли

Самых сильных и пронзительных персонажей в его работах обычно играют женщины. В новом фильме Ноэми Мерлан, которую мы помним по фильмам «Портрет девушки в огне» и оскаровскому номинанту этого года «Тар», появится в супер не вяжущийся с ней роли жизнерадостной, бесстрашной и энергичной подруги главного героя Клеманс. Ужасно смешно шутит, дурачится и бесконечно ходит на свидания с парнями из «Тиндера» — если вы смотрели другие картины с ней, то, как и я, не сразу поверите своим глазам.

В «Честном человеке» и «Этом новом мире» жену главного героя играет Летиция Каста, одна-на-весь мир и жена Гарреля в реальной жизни. Довольно неожиданно в картине «Честный человек» появилась модель и актриса Лили Роуз Депп. А моей любимой иранской красавицей Гольшифте Фарахани в первой режиссерской картине Гарреля «Друзья» можно любоваться все полтора часа, что идет фильм. В общем, набор роскошных женщин. Если вдруг заскучаете на фестивальном кино, точно есть на что, а точнее — на кого — посмотреть. 

Про другие события «Французских дней» в студии Seasons — тут

«Честный человек» (2018)

Честный рассказ о себе

Во всех своих фильмах Геррель играет самого себя, и практически везде его герой носит имя Абель. Его картины взрослеют вместе с ним: в первой речь идет о дружбе двух человек, потом об отношениях супружеской пары, в третьем фильме у них появляются дети. Четвертый фильм Гарреля — уже про большую семью, родителей и тех, кого они выбирают себе в спутники. 

«По правилам и без» (2022)

Можно долго строить догадки о градусе биографичности фильмов Гарелля, но про новую картину мы знаем наверняка — мать Гарреля Бриджит Си двадцать лет вела театральные мастер-классы в тюрьме и вышла замуж за заключенного, когда Луи было 18 лет. 

«Я не верю в терапевтичность кино. Я всегда говорю, что фильм служит зрителям, а не режиссеру. Хотя кино помогло мне пережить личные события через культурный опыт — ведь на самом деле, я не присутствовал тогда на свадьбе моей матери в тюрьме».

Сюрреальность

Охранник ловит букет невесты, только вышедшей замуж за заключенного. До беспамятства влюбленный лысеющий актер отчаянно пытается заполучить поцелуй красавицы. Женщина за сорок преследует полицейских на старенькой машине, чтобы признаться в любви арестанту. Странная подруга готова на ограбление фургона с иранской икрой. Молодая девушка заключает сделку с женой своего возлюбленного. 

Фильмы Гарреля полны событий, которые, на первый взгляд, совершенно невозможны в настоящей жизни. Но все эти сюрреалистичные, милые и смешные сцены могли бы быть правдой — будь мы чуточку сумасброднее, веселее и честнее.

«Этот новый мир» (2021)

Музыка в фильмах

Чтобы не быть голословной, собрала для вас плейлист с песнями из фильмов Гарреля: от современного панка в исполнении Кинг Крул до эстрады 1980-х, которые спокойно могут звучать в одном фильме. 

Кажется, еще пара таких картин — забавных, продуманных, смешных и простых одновременно, выпущенных как и две последние — с разницей в год, и Гаррель сможет смело претендовать на звание французского Вуди Аллена. Хотя, конечно, упрощать очень не хочется. Гаррель не стремится становиться кем-то еще: ни новым Годаром, ни переосмысленным Бертолуччи, ни своим отцом и даже Вуди Алленом. Кажется, он просто хочет снимать свои хорошие фильмы о том, почему важно жить, любить и думать о других.

Детали

Сценарии для своих фильмов «Честный человек» и «Этот новый мир» Луи писал в соавторстве с писателем Жаном-Клодом Карьером, который работал с Годаром, Марко Феррери и другими мэтрами. Сценарий для «По правилам и без» Луи писал уже с любимым многими французами романистом Танги Виэлем. Но Карьер все же приложил руку к делу и дал ему один интересный совет. Когда он прочитал сцену обмена товарами на кладбище, он сказал Луи: «Там должен быть маленький кот, который лижет икру». Абсолютно гениальная секундная сцена, на которую невозможно не обратить внимание. 

В интервью Cahier du Cinema он говорит: «Я не хочу смущать людей или манипулировать их эмоциями. Я мечтаю привлечь их внимание и добиться того, чтобы они идентифицировали себя со временем фильма. Это как у Кундеры: бытие полно невыносимой легкости, ведь каждый из нас живет лишь раз». 

Читайте также:

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов
Нажимая «Подписаться», я даю согласие
на обработку моих персональных данных
Спасибо за подписку!
Вам на почту придёт письмо для подтверждения адреса, а дальше — ждите писем редакции. Мы рады, что вы с нами!