Черные кудри и ни капли снобизма: за что мы любим Луи Гарреля

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Мари Губиева
Фото: A-One Films, Кинопоиск

Вновь вспоминаем поводы любить Гарреля-младшего и следить за тем, что он делает: песни, оседающие в плейлистах, лучшие женские образы в его кино, честность и цепляющие детали.

Луи Гаррель

Прошло много времени с тех пор, как Луи Гаррель ассоциировался только с «Мечтателями» Бертолуччи. И хотя отсылки к культовой картине о свободе во всех ее проявлениях не иссякают, французский актер с красивым мрачным лицом вышел далеко за пределы подростковых драм. На его актерском счету десяток успешных и даже оскароносных картин, но Гаррель пошел дальше (по стопам отца Филиппа) и начал снимать авторское кино. 

В 2022 году мы рассказывали про фильм Луи Гарреля «По правилам и без». Это — его четвертая работа в качестве режиссера. И, кажется, первая настолько смешная и цельная. 

А теперь приглашаем к нам в студию, чтобы посмотреть на актера в фильме «Алые паруса». 17 мая в 19:30 встречаемся, чтобы увидеть работу режиссера Пьетро Марчелло в уютной полутьме Seasons.

В общем, советуем идти в кино. А пока разбираемся, за что мы любим Луи Гарреля-режиссера. Об идеальных смокингах, отсутствии социальных сетей и вечно задумчивом выражении лица — ни слова.

Он не сноб

Мало кто может похвастаться такой родословной — целой кинематографической династией. Отец Луи — Филипп Гаррель, французский режиссер, автор фильмов «Ветер в ночи» с Катрин Денев и «То лето страсти» с Моникой Белуччи. А его дед, французский актер Морис Гаррель, за свои 88 лет снялся в более чем ста фильмах. 

Большой фанат Годара и Трюффо, Луи наполняет практически все свои фильмы отсылками к фильмам любимых режиссеров французской новой волны. В его дебютной полнометражной картине «Друзья» трое героев участвуют в качестве массовки на съемках фильма о событиях мая 1968 года, а сцена, где герой Гарреля бежит по парижским улицам вслед за другом — явный оммаж герою Дени Лавана в «Дурной крови» (1986) Леоса Каракса.

«Друзья» (2015)

Человек с таким кинематографическим ДНК вряд ли придумывает эти отсылки специально, скорее, они записаны у него на подкорке. При этом Гаррелю чуждо высокомерие, желание поучать зрителя или ввести заблуждение сложностью ходов. Его не интересует синефилия или красота ради красоты. Фильмы Гарреля — про неловкие ситуации и смешные диалоги, они ловко балансируют между артхаусом и бульварными комедиями. Он не боится быть нелепым и несовершенным.

«Мой новый фильм в первую очередь стремится доставить удовольствие зрителю. Мне хотелось, чтобы люди смеялись. Пару раз на предпоказах фильма люди подходили ко мне и говорили, что им было очень весело. И мне это ужасно нравится»

Луи Гаррель

Лучшие женские роли

Самых сильных и пронзительных персонажей в его работах обычно играют женщины. В новом фильме Ноэми Мерлан, которую мы помним по фильмам «Портрет девушки в огне» и оскаровскому номинанту этого года «Тар», появится в супер не вяжущийся с ней роли жизнерадостной, бесстрашной и энергичной подруги главного героя Клеманс. Ужасно смешно шутит, дурачится и бесконечно ходит на свидания с парнями из «Тиндера» — если вы смотрели другие картины с ней, то, как и я, не сразу поверите своим глазам.

В «Честном человеке» и «Этом новом мире» жену главного героя играет Летиция Каста, одна-на-весь мир и жена Гарреля в реальной жизни. Довольно неожиданно в картине «Честный человек» появилась модель и актриса Лили Роуз Депп. А моей любимой иранской красавицей Гольшифте Фарахани в первой режиссерской картине Гарреля «Друзья» можно любоваться все полтора часа, что идет фильм. В общем, набор роскошных женщин. Если вдруг заскучаете на фестивальном кино, точно есть на что, а точнее — на кого — посмотреть. 

Про другие события «Французских дней» в студии Seasons — тут

«Честный человек» (2018)

Честный рассказ о себе

Во всех своих фильмах Геррель играет самого себя, и практически везде его герой носит имя Абель. Его картины взрослеют вместе с ним: в первой речь идет о дружбе двух человек, потом об отношениях супружеской пары, в третьем фильме у них появляются дети. Четвертый фильм Гарреля — уже про большую семью, родителей и тех, кого они выбирают себе в спутники. 

«По правилам и без» (2022)

Можно долго строить догадки о градусе биографичности фильмов Гарелля, но про новую картину мы знаем наверняка — мать Гарреля Бриджит Си двадцать лет вела театральные мастер-классы в тюрьме и вышла замуж за заключенного, когда Луи было 18 лет. 

«Я не верю в терапевтичность кино. Я всегда говорю, что фильм служит зрителям, а не режиссеру. Хотя кино помогло мне пережить личные события через культурный опыт — ведь на самом деле, я не присутствовал тогда на свадьбе моей матери в тюрьме».

Луи Гаррель

Сюрреальность

Охранник ловит букет невесты, только вышедшей замуж за заключенного. До беспамятства влюбленный лысеющий актер отчаянно пытается заполучить поцелуй красавицы. Женщина за сорок преследует полицейских на старенькой машине, чтобы признаться в любви арестанту. Странная подруга готова на ограбление фургона с иранской икрой. Молодая девушка заключает сделку с женой своего возлюбленного. 

Фильмы Гарреля полны событий, которые, на первый взгляд, совершенно невозможны в настоящей жизни. Но все эти сюрреалистичные, милые и смешные сцены могли бы быть правдой — будь мы чуточку сумасброднее, веселее и честнее.

«Этот новый мир» (2021)

Музыка в фильмах

Чтобы не быть голословной, собрала для вас плейлист с песнями из фильмов Гарреля: от современного панка в исполнении Кинг Крул до эстрады 1980-х, которые спокойно могут звучать в одном фильме. 

Кажется, еще пара таких картин — забавных, продуманных, смешных и простых одновременно, выпущенных как и две последние — с разницей в год, и Гаррель сможет смело претендовать на звание французского Вуди Аллена. Хотя, конечно, упрощать очень не хочется. Гаррель не стремится становиться кем-то еще: ни новым Годаром, ни переосмысленным Бертолуччи, ни своим отцом и даже Вуди Алленом. Кажется, он просто хочет снимать свои хорошие фильмы о том, почему важно жить, любить и думать о других.

Детали

Сценарии для своих фильмов «Честный человек» и «Этот новый мир» Луи писал в соавторстве с писателем Жаном-Клодом Карьером, который работал с Годаром, Марко Феррери и другими мэтрами. Сценарий для «По правилам и без» Луи писал уже с любимым многими французами романистом Танги Виэлем. Но Карьер все же приложил руку к делу и дал ему один интересный совет. Когда он прочитал сцену обмена товарами на кладбище, он сказал Луи: «Там должен быть маленький кот, который лижет икру». Абсолютно гениальная секундная сцена, на которую невозможно не обратить внимание. 

В интервью Cahier du Cinema он говорит: «Я не хочу смущать людей или манипулировать их эмоциями. Я мечтаю привлечь их внимание и добиться того, чтобы они идентифицировали себя со временем фильма. Это как у Кундеры: бытие полно невыносимой легкости, ведь каждый из нас живет лишь раз». 

Читайте также:

Материал обновлен: 16-05-2024