Что почитать, чтобы лучше разобраться в современном искусстве

Современное искусство — будоражит, вызывает дискуссию и порой оставляет больше вопросов, чем ответов. Мы поговорили с главным куратором фонда современного искусства MaxArt Марией Калининой о книгах, которые помогут поближе познакомиться с современным искусством.

Андреа Беллини. «Лишь бы не работать. Истории о современном искусстве»

Издательская программа Музея современного искусства «Гараж»

Итало-швейцарский куратор и арт-критик Андреа Беллини, возглавляющий Центр современного искусства в Женеве, собрал в этой книге короткие зарисовки о повседневной жизни мира искусства. Беллини показывает закулисье арт-системы — художников, галеристов, коллекционеров — без глянца и пафоса, но с иронией и точностью наблюдения. Его истории разоблачают миф о «бездельниках-художниках» и показывают, как искусство может менять окружающий мир и влиять на сознание целых поколений.

Эрлинг Кагге. «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться»

Издательская программа Музея современного искусства «Гараж»

Норвежский исследователь, издатель и коллекционер Эрлинг Кагге предлагает практическое руководство для тех, кто хочет войти в мир искусства без миллионов на счету. На собственном опыте он показывает, что коллекционирование больше говорит о внимательности, вкусе и любопытстве человека, чем о его бюджете. В книге собраны советы, как распознать настоящий талант, выстроить отношения с галереями, покупать осознанно и получать удовольствие от процесса.

Алексей Бобриков. Маурицио Каттелан: «Смейся, паяц»

Издательство Masters

Наверное, вы слышали о знаменитой инсталляции со скотчем и бананом «Комедиант» итальянского художника Маурицио Каттелана. Историк искусства Алексей Бобриков предлагает редкий для русскоязычной сцены глубокий анализ творчества Каттелана — одного из самых провокационных художников современности. За внешней скандальностью его работ автор находит серьезные темы: власть, смерть, религию, социальную и художественную иронию. Бобриков показывает, как Каттелан превращает эпатаж в форму философского размышления. Книга открывает художника не только как мастера перформативного жеста, но и как тонкого мыслителя. Одна из самых интересных и увлекательных биографий-анализов, с которых можно начать знакомство с ключевыми современными авторами. 

Саймон Морли. «Семь ключей к современному искусству»

Издательство Ad Marginem

Британский художник и искусствовед Саймон Морли предлагает семь подходов, с помощью которых можно понять современное искусство. Его «ключи» помогают читать произведение не как загадку, а как систему знаков, эмоций и исторических связей. Через анализ двадцати знаковых работ XX века Морли показывает, что искусство не требует готовых ответов — оно требует внимания и готовности к диалогу. Книга превращает просмотр выставки в осознанное путешествие.

Франческо Бонами. «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство»

Издательство V-A-C press

Известный куратор Франческо Бонами в легкой, остроумной форме объясняет, почему феномены Дюшана, Уорхола и их последователей нельзя свести к шутке. Он рассказывает, как устроен современный художественный мир, почему некоторые объекты переоценены — и почему это не отменяет их художественной ценности. Бонами разбирает мифы и предрассудки, превращает сложные теории в живой разговор и помогает читателю сформировать свой взгляд на совриск и его неоднозначность.

Оссиан Уорд. «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство»

Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

Британский критик Оссиан Уорд предлагает научиться видеть медленно — не торопясь, не оценивая, а проживая произведение искусства. Он объясняет, как освободить взгляд от клише и научиться воспринимать не форму, а опыт. Через простые принципы и наблюдения автор показывает, что смотреть — значит чувствовать, а не анализировать. Это практическое руководство по развитию зрительской чувствительности, без которой невозможно настоящее восприятие искусства.

Андрей Шабанов. «Введение в институциональную историю искусства. Академия, выставка, музей в Европе в Новое время: учебное пособие»

Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

В этом издании впервые комплексно рассматривается история становления и модернизации учреждений, институтов и практик, влияющих на художественное образование, создание предметов искусства и их дальнейшую эволюцию. Книга написана академическим языком и предлагает научный подход к искусствоведению, но для всех, кому действительно интересна сфера, работа будет полезным справочником. Узнав больше об истории и причинах возникновения мест, целиком посвященных искусству, вы сможете лучше понимать их работу сейчас, в XXI веке.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов

Нажимая «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Спасибо за подписку!
Вам на почту придёт письмо для подтверждения адреса, а дальше — ждите писем редакции. Мы рады, что вы с нами!

Мы используем cookies и Яндекс.Метрику для аналитики и удобства. Продолжая использовать сайт, вы даёте ООО «Сизонс проджект» (ОГРН 1107746643850) согласие на обработку данных и принимаете условия Пользовательского соглашения. Если не согласны — отключите cookies в браузере или покиньте сайт.