Опубликовано в журнале Seasons of life. выпуск 23
Архивные номера и новые выпуски в онлайн-магазине
Переулки вокруг главных улиц Нижнего Новгорода — не туристические маршруты, но у каждого места есть свои истории, которые отлично рассказывает команда нижегородского проекта «Очень хорошо».
Започаинье — район, который протянулся от Оки и Гребешка с одной стороны до Ильинской улицы — с другой. Стартуем мы с улицы Малой Покровской, когда-то по ней проходила граница города. На перекрестке Большой и Малой Покровских улиц находилась проезжая Никольская башня Большого города.
Согласно одной из местных легенд, все здания по этой стороне улицы, исключая банк «Гарантия» — постройку 90-х годов XX века, связаны подземными переходами. И когда в Доме бракосочетаний в 1970-е делали ремонт, под досками пола обнаружили железные листы. Рабочие постучали по ним молотками, а из соседнего дома пришел человек «в погонах». Велел больше не стучать и вообще проход заделать.
БАНК «ГАРАНТИЯ»
Хороший пример современной нижегородской архитектуры. Авторы — архитекторы Харитонов и Пестов. Справа от здания идет улица имени Харитонова. Люди говорят, что дом похож на сказочное жилище из сказки братьев Гримм. Некоторые называют его «сундучок с замочком» за округлые формы и вход в виде замочной скважины. Мне же кажется, что здесь не портал с колоннами, а водопад течет и спускается на асфальт ступеньками. Здание украшено в духе русских народных узоров: жар-птицы, выполненные из керамики, круглые окна, похожие на медальоны с изразцовыми вставками, башня с капителью в виде летающей тарелки.
ДОМ ЧЕКИСТА
С этой же точки мы посмотрим и на другое, не менее примечательное здание на улице. Оно еще стоит, но одновременно его и нет — такой дом-призрак. Изначально он строился как дом-коммуна, который состоял и из жилой части, и из общественных помещений. Жильцы заселились сюда в 1932 году. Обобществление представляло из себя возможность вести коллективный быт: стирать, мыться, готовить, воспитывать детей. В этом доме из общественных помещений устроили столовую, клуб, библиотеку, тир, зрительный и спортивный залы. Правда, детского сада здесь не было. Работники ЧК, проживавшие в доме, предпочитали оставлять детей с нянями. Квартиры были двух-, трех- и четырехкомнатные, с балконами.
Здесь же устроили гостиницу. Дом-коммуна просуществовал до 50-х — чуть ли не единственный в стране. Потом здание получило новое назначение — культурное и стало ДК имени Дзержинского, потом ДК ГУВД. Ни разу в нем с тех самых пор не делали ремонт, и строение изрядно постарело. Его закрыли, в нем случился пожар, рухнули крыша и часть перекрытий. Здание снести нельзя — памятник культуры. Оно переходит от одной компании к другой и умирает на глазах — фундамент уже никуда не годный. Видимо, ждут, когда оно само рухнет. Чудесная часовня на улице Ильинской, аналогичная сохранилась на улице Варварской, ближе к Нижегородскому кремлю. Они отмечали границы Нижнего Новгорода. Четыре раза в сутки в ней совершаются богослужения, называемые часами. Что удивительно, они пережили советские времена, и их не тронули. Улица Гоголя, по которой проходит путь дальше, раньше называлась Телячьей. Здесь была Телячья слободка со скотными дворами.
ОСОБНЯК МАРКОВА (ИЛЬИНСКАЯ, 65)
Сейчас дом принадлежит Нижегородскому государственному архитектурно-строительному университету, это его 9-й корпус. Дом вместе со службами и прачечной был возведен в 1905 году для купца Арсения Маркова. Он напоминает итальянское палаццо эпохи Возрождения. Здесь и несколько видов барельефов с растительным орнаментом, и маскароны в виде львиных голов, и сильно выступающий цоколь, характерный для флорентийских палаццо. Надо любоваться не только внешним видом здания, но и отдельными деталями. В вестибюле сохранилась мраморная лестница и витраж, резные деревянные панели с огромным зеркалом и скульптурный портрет дочери владельца Машеньки Марковой.
ПАЛАТЫ ПУШНИКОВА
Петр I дважды бывал в Нижнем Новгороде. С 26 по 31 мая 1722 года — во второй раз. И в доме бургомистра Якова Пушникова он отпраздновал свое 50-летие, совпавшее с 500-летием Нижнего Новгорода. Хотя город и основан в 1221 году, но дату немного подогнали. Всего в России на сегодняшний день сохранилось 20 подобных белокаменных палат.
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Деньги на возведение церкви Успения Божьей матери выделил купец Олисов. Ее построили в 1672 году, раньше тут был деревянных храм. В 1666 году Афанасий Фирсович Олисов стал нижегородским таможенным головой, а через несколько лет, перед отъездом в Астрахань на постоянное жительство, он дал обет построить каменную Успенскую церковь, и в 1672 году храм был возведен. Он повторяет формы деревянного народного зодчества. Является единственным известным в отечественном каменном зодчестве храмом с верхом в виде крещатой бочки в четыре лица (прием, широко распространенный в деревянном церковном строительстве, но крайне редко в каменном).
КАНАВИНСКИЙ МОСТ
От Успенской церкви открывается отличный вид на Стрелку — место слияния Оки и Волги. Мост через Оку — самый старый в городе. В своем современном виде он появился в 1933 году. До этого здесь была самая длинная в Российской империи наплавная конструкция, связывающая собственно город Нижний Новгород и район Ярмарки. Длина плашкоутного моста была больше пятисот метров.
СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Один из лучших видов на собор Александра Невского открывается с этого берега. Он вырос на Стрелке — месте проведения Нижегородской ярмарки. Его высота — 87 метров, он третий по высоте в России, после московского храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора. Собор выстроен на основании из 1214 деревянных бревен. Известно, что дерево в песчано-водной среде становится мореным, а значит, крепким. В половодье Стрелку сильно затапливало, поэтому и требовалось такое основание, которое поднимает и опускает собор. Пятидесятитонный храм стоит на плоту из таких бревен и с фундаментом у него по сей день все хорошо.
СТРОГАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ)
По длинной лестнице спускаемся от Успенской церкви к Рождественской улице. Прямо перед нами церковь собора Пресвятой Богородицы, более известная в народе как Строгановская. Строгановы не коренные нижегородцы, это уральские промышленники, которые в XVI-XVII веке разбогатели на торговле солью. Григорий Строганов был петровским сподвижником.
Стоит обратить особое внимание на колокольню и каменный циферблат ее часов. На нем по кругу идут не 12 часовых меток, а 17, обозначенных старославянскими цифрами. В соответствии с древнерусским исчислением времени, это сделано по числу часов наиболее продолжительного летнего дня. Жизнь людей старой Руси во многом зависела от светового дня, и они вели отдельный счет дневным и ночным часам. На вершине колокольни — флюгер в виде крыла. В советские времена потолки и стены были забелены, а в годы войны в помещении церкви хранили картошку, потом устроили аптечный склад, позже — музей. Внутри удалось сохранить старинный иконостас. Из 46 икон конца XVII столетия до нашего времени дошло 43.
К поговорке «Нижний — карман России» улица Рождественская, на которой стоит эта церковь, имела самое непосредственное отношение. Именно здесь этот карман и наполнялся. Вся Рождественская была огромным «бизнес-центром» в современном понимании. Здесь располагались банки, нотариальные конторы, гостиницы, торговые дома, а купцы заключали сделки.
БЛИНОВСКИЙ ПАССАЖ
Аристарх и Николай Блиновы заняли бы верхние строчки журнала «Форбс», если бы таковой существовал в XIX веке в Нижнем Новгороде. Только на Рождественской им принадлежало пять каменных домов, а еще в Заволжье два мукомольных и два крупяных завода. Блиновский пассаж — своеобразный торговый центр XIX века. В нем размещались ресторан, гостиница, телеграф, конторы, магазины, склады и «нумера» определенного спроса. Для XIX века его площади были огромными — это самое большое здание в городе на тот момент.
В 1901 году из ресторана в центральной части здания провожали в крымскую ссылку Максима Горького. В советские времена верхние этажи уплотнили в коммуналки, а внизу по-прежнему работали офисы. На пятом этаже старого дома расположилась галерея «Блиновка», куда надо подниматься по винтовой лестнице. Галерею сделали прямо в длинном, около 100 метров, коридоре, где расположились мастерские художников. В Москве есть Дом художника, в Нижнем Новогороде это «этаж художника». Некоторые художники где пишут, там и живут. И хотя нет давно купцов Блиновых, и пассажа в его торговом понимании нет, сквер напротив по-прежнему зовут Блиновским.
ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ БАНК
Весь этот район изначально занимали пристани, склады, торговые ряды, недаром место называли Нижним базаром. Здесь был центр деловой и торговой жизни, особенно после переноса сюда ярмарки. Финансовые учреждения стремились иметь тут свои представительства. Дом банка на рубеже XIX и XX веков выстроил академик архитектуры Цейдлер в качестве доходного дома для купца-старообрядца Бугрова. Изразцы выделяют центральную часть здания с главным входом, справа эркер, на котором вмонтирован инициал «Б». Первый этаж занимали магазины, второй — Волжско-Камский банк. Бугров в силу веры негативно относился к театру. Он говорил: «Я в театрах не бывал, но знаю, что там голые бабы через голых мужиков прыгают». В 1960-е годы здание приспособили под театр комедии, некоторые проемы заложили. А сейчас здесь снова банк.
НА ДНЕ
В конце XIX — начале XX века на месте площади Народного единства была Миллиошка — район городского дна. Здесь обитали бедные люди — ключники, бурлаки, грузчики, которые имели только сезонную работу. В 1880-1885 годах купец и хлебопромышленник Николай Бугров построил здесь ночлежку. Он был благотворитель — половину своего дохода отдавал на нужды бедных. Для содержания ночлежки рядом сделал торговый корпус. Бугров был старообрядцем, и над входом в ночлежку была надпись: «Водки не пить, песен не петь, вести себя тихо».
Постояльцев пускали только на ночь, и с четырех часов дня у входа собиралась огромная очередь. Только в шесть вечера людей запускали внутрь. И было ради чего стоять — каждый получал бесплатно фунт хлеба и кружку кипятка. Сюда шли крестьяне и мастеровые, подавшиеся в город на заработки, и спившиеся дворяне, и мелкие уголовники. Им всем нужна была крыша над головой, хотя бы временная. Именно с этой ночлежки списывал Максим Горький свое «На дне».