С 4 по 6 сентября на территории парка Никола-Ленивец пройдет юбилейный фестиваль Архстояние
— крупнейшее в России и Европе событие, где встречаются природа и современное искусство. Тема этого года — Лень. Рассказываем, почему стоит побороть ее и провести первые выходные сентября в Калужской области.
В этом году «Архстоянию» исполняется 15 лет. В чем секрет такой долгой жизни фестиваля мы узнали о его основателя — скульптора Николая Полисского.
«Здесь, в Никола-Ленивце, есть своя жизнь, и мы пытаемся найти проекты, которые характерны для этого места. Потому что терять лицо мне представляется самым страшным. Важно, чтобы художник сам рефлексировал на здешнюю атмосферу: приехал, пожил, посмотрел, чтобы его идеи выросли на этой земле. Когда у него это получается, все сразу понимают, что случилось попадание в точку».
«Бобур», Николай Полисский, 2013
Николай Полисский говорит, что успех «Архстояния» в том, что оно про искусство для всех — такое, когда
«человек шел мимо, открыл рот и простоял час завороженный». К тому же, как говорит Николай, само пространство располагает: Никола-Ленивец — это не музей, а территория, где человек чувствует себя свободным, где он может взаимодействовать с арт-объектами и размышлять, где нет охраны, потому что скульптуры и сооружения сами себя защищают. «Люди ничего не ломают, здесь зарождается уважение к вещам. Это большой воспитательный момент, и зрители сами признают его. Мне кажется, такое новаторское искусство очень нужно нашей стране, и оно должно заполнить гораздо большее пространство, чем Никола-Ленивец».
Каждый год у фестиваля есть своя тема. в 2020 году это – Лень.
«Лень — противоречивое явление в культуре. В русском фольклоре это и порок, и вдохновляющая мечта, это «мать совершенства» у Казимира Малевича и протест против супер-производительности капитализма у Марка Фишера. Как гласит легенда, именно благодаря лени жители деревни Никола-Ленивец избавились от завоевателей».
— Антон Кочуркин, куратор фестиваля
Обойти гигантскую территорию парка Никола-Ленивец — а это почти 300 гектаров земли — уже задача. Где именно и как интереснее лениться в этом году в Никола-Ленивце?
СКУЛЬПТУРА
Знаковым событием
Архстояния 2020 станет возведение арт-объекта «Красный лес». Его автор — художник Игорь Шелковский, нонконформист, последователь традиций русского авангарда. Его работы можно увидеть и в московском Музее AZ и в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Первый объект Шелковского в Никола-Ленивце — это конструкция из массивных деревянных брусьев восьмиметровой длины, хаотично выстроенных вдоль моста. Арт-объект окрашен в ярко-красный цвет, что выделит его и на фоне зелени, и в черно-белых тонах зимы.
Игорь Шелковский называет «Красный лес», прежде всего, функциональным сооружением. «Мост над оврагом и ручьем необходим для того, чтобы посетители Никола-Ленивца могли легко перейти по нему в другую часть арт-парка, где находится «Леc потерянных хвостов» и «Арка Бернаскони». Фактически «Красный лес» — это ограда моста, выкрашенная в яркий, мажорный, активный цвет». По словам художника, зритель может ощутить прилив энергии, пока будет переходить с одной стороны на другую.
«Игорь Сергеевич не раз говорил о том, как сильно меняется восприятие объекта, когда он превращается из камерного, небольшого в гигантский и выходит на открытое пространство. Именно такая метаморфоза происходит сейчас с «Красным лесом», который безусловно станет центром притяжения для всех посетителей фестиваля «Архстояние».
— Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ
«Беседка», Иван Горшков
Работа представляет собой архитектурное сооружение — нечто среднее между скульптурой и архитектурой. «Беседка» выполнена из железа — привычного для Ивана Горшкова материала. По его словам, у железа есть сильные стороны: можно легко добиться эффекта видимой неустойчивости при реальной устойчивости. Так, новый арт-объект приобрел облик руин: кажется, что он вот-вот разрушится.
Иван Горшков говорит, что идея появилась сама собой, когда обнаружилось место на перепутье лесной проселочной дороги. Зазвучал мотив случайного загадочного пристанища в духе избушки на курьих ножках.
«Беседка» манит путника заглянуть, передохнуть, а что из этого выйдет — никто не знает. Это двоякое место, которое может и спасти, и погубить, и одарить. Все формы, которые образуют структуру этих руин, сами по себе двоякие: то ли объекты, то ли субъекты, как всякий пень, который может в полночь обратиться в лешего или черта. К тому же вокруг — безвременье и русский, сказочный лес. Его нужно либо принять, либо противостоять ему, мы решили с ним работать».
Иван Горшков — современный российский художник, скульптор, живописец, график, соучредитель Воронежского центра современного искусства. Техника работы: тотальная инсталляция, живопись, глитч-арт, коллаж, паблик-арт, скульптура. Персональные выставки художника проходили в Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, Вене, Берлине, Париже и Будапеште.
«Дом-антресоль», Алексей Лука
Работы Алексея Луки можно узнать по характерному стилю — использование абстрактных геометрических форм и цветовых вариаций. Они похожи на мозаику или объемный коллаж, который собирается из абстрактных фигур и вымышленных персонажей.
«Дом-антресоль» — это арт-объект и жилой дом, внешне напоминающий фрагмент скалы или глыбу неровной формы. Внешняя часть постройки создана из материалов, которые художник нашел в соседних деревнях. Ненужные заборы, дерево, кровля, наличники стали частью инсталляции. При этом окна и другие функциональные элементы — современные.
Алексей Лука принимал участие в важных международных проектах, таких как Фестиваль LGZ в Москве (2013), Le M.U.R. XIII в Париже (2014), Artmossphere Street Art Biennale в Москве (2016) и Marrakech Biennale (2016).
ИНСТАЛЛЯЦИИ
«Что я делаю, когда мне лень», Элина Куликова
Элина Куликова — театральный режиссер и художница, участница арт-резиденции «Никола-Ленивец». Специально для «Архстояния» она создаст парфюмерную инсталляцию — вам нужно только принять горизонтальное положение и послушать запахи, которые, по мнению художницы, напрямую связаны с состоянием лени. Инсталляция аудиальная, поэтому внутри будут и звуки лени: чавканье, скрип дивана и храп.
«Занавес!», Степан Владовский и Мария Левченко
Степан Владовский и Мария Левченко приготовили инсталляцию из красного занавеса, как в советском Доме культуры. В определенное время он будет раскрываться и закрываться. По обе стороны от занавеса появится сцена с задним, средним и крупным планом леса. Человек, проходящий сквозь объект, станет и зрителем, и актером.
«Игры в корни», Катя Финкельштейн
Художница и куратор, соосновательница арт-сообщества «YRA!» откроет гибридное пространство, объединяющее территории искусства и игры. Инсталляция поможет хотя бы ненадолго сбежать от привычных действий и ежедневной рутины. Алгоритм основан на партитурах, каждая из которых — всего лишь условия игры, участникам нужно будет додумать остальные самостоятельно. Для каждой игры нужно не менее двух человек.
Познакомиться с нашими любимыми арт-объектами в парке за все время фестиваля «Архстояние» можно по ссылке.
Кстати, те, кто проникнется Ленью и не захочет возвращаться вечером домой, смогут арендовать палатку или место под свою собственную.