Что смотреть на «Золотой маске» в 2019​ году

Помимо традиционных внеконкурсных программ (Маска Плюс, Детский Weekend, Маска в Городе), на фестивале в 2019 году покажут зарубежные спектакли. Это и «Знакомые чувства, смешанные лица» Кристофа Марталера (театр «Фольксбюне», Германия), и «Три сестры» Саймона Стоуна (Театр Базеля, Швейцария), а также дилогия «Love Cycle», поставленная Шарон Эяль и Гаем Бехаром (Танцевальная компания L-E-V). 84 спектакля, 25 лет фестивалю и все это в Год театра в России — рассказываем, на какие спектакли «Золотой маски» в юбилейном, 2019 году, нужно точно сходить.

Драматические гиганты

В драме каждый год фигурируют почти одни и те же гиганты русского театра: Богомолов, Могучий, Бутусов, Серебренников. И вполне заслуженно, но я рекомендую идти на немосковские и даже не питерские постановки.

К примеру, из Уфы приедет спектакль «Зулейха открывает глаза» Башкирского театра драмы им. М. Гафури по одноименному бестселлеру Гузель Яхиной. Это не буквальный перенос сюжета на сцену, постановка наполнена символами, которых не было в книге: художник Альберт Нестеров создал мифологическое небытовое пространство. Спектакль идет на башкирском языке с синхронным переводом.

Драматический театр им. А. С. Пушкина из Красноярска представит драматический концерт по Пригову «Я.Другой.Такой.Страны». Режиссер Дмитрий Егоров приготовил сборную солянку из советских штампов в стиле концерта в ДК — песни, танцы и кино. Ленин, Сталин, Пушкин, хор советских колхозников и прочие общие места соц-арта на одной сцене.

Стоит обратить внимание на две московские постановки мастеров малой формы: «1968. Новый мир» Волкосрелова и «Солнечную линию» Рыжакова. Первая — постановка, перенесенная из театра на Таганке в пространство музея современного искусства «Гараж». Чтение текстов из популярных советских журналов о театре, литературе, кино, создающих словно коллаж из событий 1968 года, — в «Новом мире» 68 частей, но зритель увидит только пять.

Вторая — «Солнечная линия» — очередной тандем режиссера Виктора Рыжакова и драматурга Ивана Вырыпаева, чью «Иранскую конференцию» недавно привозили в Москву. «Я хотел показать механизм, почему люди не могут найти контакт, что им мешает. В пьесе показано пять-шесть таких механизмов: от банальных — когда мы не слышим друг друга и перебиваем, до максимальных — когда мы воспринимаем реальность по-разному <…>. И цель этой пьесы — терапевтическая. Ты можешь проработать для какой-то пары, которая пришла на спектакль, эти механизмы», — рассказывает Вырыпаев. Пару играют номинированные в этом году на «Маску» Юлия Пересильд («Золотая орда», «Битва за Севвастополь») и Андрей Бурковский («Звоните ДиКаприо!»). Идти лучше вдвоем.

Опера и танец

Среди опер однозначно выделяется «Жанна на костре» пермского театра оперы и балета. Во-первых, потому что четыре номинации, во-вторых, режиссер и художник — легендарный итальянец Ромео Кастеллуччи, в-третьих — Теодор Курентзис. Дальше можно уже ничего не говорить. Важно знать: постановку в Москву не привезут.

Зато привезут из Екатеринбурга «Пахиту» Вячеслава Самодурова и ушедшего Сергея Вихарева, уже получившая одобрение критиков. Это не реконструкция, балет основан на старом материале. И участвует в десяти номинациях. Главный конкурент — скандальный балет Большого театра «Нуреев» Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова. Он уступает в количестве номинаций — восемь, но из них целых три — мужские роли: Денис Савин, Вячеслав Лопатин и Владислав Лантратов. На «Нуреева» попасть сложно даже москвичам. Вердикт: срочно идти на «Пахиту», пока в Москве.

В номинацию «Современный танец» попала постановка легендарного израильского хореографа Охада Наарина «Минус 16», поставленная с труппой Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Это компиляция фрагментов ранних работ существует с 1999 года и, наконец, добралась и до нас. Так отвязно и счастливо труппа МАМТа не танцевала еще не разу. Да и избранным зрителям выпадает шанс оторваться на сцене. Даже сидя в зрительном зале, вы испытаете кучу драйва — усидеть на месте не получится.

Куклы и эксперименты

В категории «Кукольный театр» сразу три спектакля Яны Туминой, известного экспериментатора, чьи спектакли не раз получали «Маску». «Деревня канатоходцев» питерской театральной компании «Открытое пространство» по притче о высокогорном ауле и спасшихся от пожара тех, кто сумел перейти по канату через ущелье. «Комната Герды» театральной лаборатории Яны Туминой и театра «Особняк» — «лирический хоррор» по мотивам «Снежной королевы», где играет номинированная на «Маску» Алиса Олейник. «Руслан и Людмила» театра кукол «Ульгэр» из Улан-Уде — легкая и хулиганская постановка по поэме Пушкина, рассказанная разными стилями и на разных языках.

Я попытаюсь посмотреть большую часть постановок — и чеховский «Сад» Александра Янушкевича, с которым я беседовала для Maskbook в прошлом году, и трогательные «Птифуры» про старушек, и «Сны…» и «Мойры Петроградского района». Ведь кукольные постановки сегодня — это эксперимент, который интересно смотреть.

В самом же фестивальном конкурсе «Эксперимент» обязательно надо сходить на «100% Воронеж» немецко-швейцарской театральной группы Rimini Protokoll. С тех пор как в 2008 году Хельгард Хауг, Штефан Кэги и Даниэль Ветцель придумали «100%» для берлинского театра Hebbel am Ufer, едва ли не самая востребованная франшиза «Rimini Protokoll» обосновалась в 35 городах мира. И в 2018 году из всех русских городов повезло стать первым Воронежу. В этом документальном спектакле, основанном на статистических данных и созданном при участии реальных воронежцев, вы услышите истории, важные для города темы — от философских до несерьезных.

Впервые 100 горожан вышли на театральную сцену в проекте «100% Берлин» в 2008. Затем идея «100% Города» была реализована по всему миру, в том числе — в Лондоне, Вене, Кёльне, Копенгагене, Амстердаме, Париже, Марселе, Токио, Филадельфии, Монреале, Мельбурне. Каждый раз Rimini Protokoll создают спектакль заново, исходя из особенностей города. Приходите на премьеру!