Детские люди. Оля Латышева

Оля Латышева, создательница настроенческих скрап-альбомов, самобытных кукол и лоскутных покрывал с историей, обладает даром вдохнуть жизнь в каждую деталь своего быта.

Год назад Оля вместе с мужем и двумя детьми переехала из пригорода Петербурга в Барселону и теперь любуется рассветами (Оля рано встает) со своего прекрасного балкона, собирает фотоколлекцию испанской архитектуры (#барселонские_каситы) и продолжает творить.


Про образование

По образованию я социолог, но к середине второго курса мне все это так наскучило, что я встала посреди лекции и ушла. Ушла в академотпуск!

Пока «отдыхала» от университета, отучилась на международных курсах флористики. Это направление так меня увлекло, что, закончив короткие курсы, я не остановилась на достигнутом и стала учиться дальше. В Университете восстановилась на заочное отделение. Это образование было для меня не самым главным и не самым основным, хотя дало много. Я считаю, что высшее образование обязательно должно быть в жизни каждого человека.

Когда появляются дети…

Мне кажется, что любая женщина меняется с рождением ребенка кардинально. И еще я верю в то, что каждый ребенок приходит к нам не случайно, а для того, чтобы чему-то нас научить, привнести что-то такое, на что раньше мы не обращали внимание.

Мой старший сын Гоша — мальчик необыкновенный. Он как будто с другой планеты, где живут по другим правилам и законам. С ним не очень просто и постоянно нужно выдумывать разные способы, чтобы донести до него информацию и чего-то от него добиться. Не все дети могут быть ему друзьями, не все учителя могут его обучать, не каждый взрослый способен его понять. Мне всегда удивительно: ну почему он выбрал нас своими родителями? С ним я постоянно учусь сдерживать себя и перерабатывать свои эмоции, направляя их в мирное русло, учусь любить вопреки всему! Любовь, ответственность, доверие, терпение, принятие и упорство — это то, чему учит нас Гоша, каждый день.

Младшая дочь Таисия, наоборот, очень легкий человечек. У нее очень хороший характер. С самого младенчества она была терпеливой и самостоятельной девочкой. Она всегда знает, чего хочет, стабильная и при этом нежная. Мне кажется, с ее появлением я сама стала более женственной. Если Гоша укрепил мой характер, то Тася сделала меня мягче в плане отношения к себе и к жизни.

Дети — удивительные существа! Они умеют задавать такие невероятные вопросы, делать потрясающие выводы и умозаключения, что им может позавидовать любой взрослый. Но только нужно, чтоб они тебе доверяли, нужно уметь их слушать — это главное условие!

Я никогда не думала, что мне снова понадобятся знания про простейших существ, про амебу, про то, как устроен организм у лягушки и подобные вещи из учебника биологии за шестой класс. Я не думала, что мой четырехлетний ребенок вместо (и помимо) сказок перед сном будет просить рассказать про войну, про царскую семью и про их смерть, про гитлеровские концлагеря и будет при этом лить слезы и сопереживать всем и каждому, кто пострадал.

Из Вырицы в Барселону

На переезд решиться было очень трудно, и эту идею мы вынашивали несколько лет. Периодически решали, что надо переезжать, и ехали на месяц в отпуск в Барселону — попробовать пожить в этом городе, а потом вдруг думали, что не надо — и затевали ремонт в ванной. Колебались долго!

В один прекрасный день (знаете, наверняка у всех бывали такие дни?) я вдруг так устала от всего, такая безнадега меня охватила — от неудачных поисков школы для Гоши, от замучившей меня аллергии (которая, кстати, с переездом в другой климат исчезла бесследно), какие-то мелкие неурядицы — решение вдруг пришло само! Решили, что если мы не попробуем, то потом будем жалеть, а переезд в другую страну — это отличный жизненный опыт и хороший способ перейти на другой уровень развития. Мы не жгли мостов и оставили себе возможность вернуться. И сейчас я рада, что мы приняли именно это решение.

Для меня и для нашей семьи это было непросто! Если бы мне сказали, что все будет так, то я бы, наверное, не решилась. Хотя вру. Мне говорили. Но я подумала, что у нас-то уж точно не будет так тяжко, как у других. Ошибалась. Ностальгия и чувство непричастности к другой стране мучает на первых порах многих.

В Вырице находится дом моих родителей. Если бы это был наш дом, то я никогда бы не решилась его оставить, точно говорю. Обычно мы жили полгода в городе, полгода в Вырице. Вырица для меня очень много значит: там прошло мое детство, там я выросла и там мое место силы. Когда мне нужно «подзарядить батарейки», мне достаточно оказаться там — и все становится хорошо.


Дети адаптируются быстрее — это факт. У них еще небольшой эмоциональный багаж за спиной, их не охватывает множество эмоций, связанных с прошлым местом жительства. Они концентрируются только на устранении простейших неудобств — например, непонимании окружающих. Однако буквально через три месяца дети начинают понимать другой язык и пытаются говорить простейшие вещи, через полгода начинают уже общаться, а спустя год с небольшим и поверить сложно, что еще недавно они не понимали ни слова! И еще что удивительно: в Барселоне два языка, и дети, чувствуя разницу этих языков, могут говорить и на том, и на другом! Фантастика! Гоша еще и читает сразу и на каталанском, и на испанском, и на русском!

Переезд — это то, что мы сделали для детей. Это невероятный жизненный опыт! Посмотрим, как все будет дальше, но сейчас мы очень довольны. Да, меня периодами накрывает невероятное чувство ностальгии, которое очень трудно переносить, но я сразу начинаю думать о том, для чего мы все это затеяли, что у нас было — и как оно сейчас. Оглядываясь всего лишь на год с небольшим назад, я понимаю, как много изменилось в нашей жизни и какую работу мы проделали, как сильно изменились мы сами!

Испанские будни

Хочется конечно написать, что в наших буднях происходит что-то такое волшебное, но нет. Это будни! Вокруг поменялось все: стало больше комфорта в повседневной жизни, причем в банальных вещах. Еда более вкусная и качественная, одежда и обувь дешевле, и не нужны все эти зимние комбинезоны и новые ботинки каждый сезон, транспорт общественный часто ходит, школа у детей уютная, учиться можно до старости, люди вокруг улыбаются!

Дети учатся с 9 утра, а на обед (сиеста, которая длится два часа) мы их забираем домой. Два раза в неделю во время сиесты у них кружки, и они остаются в школе на обед. У меня с утра учеба, а муж работает.

После школы мы обязательно гуляем или идем в бассейн все вместе. Дома делаем домашнее задание, рисуем, играем, готовим еду всей семьей и потом готовимся ко сну. Перед сном у нас обязательный вечерний ритуал — чтение.

На выходных мы стараемся успеть сделать то, что не успевается в будни, и обязательно куда-нибудь выбраться! Хорошо если это еще неизведанное место, но иногда хочется съездить повторно туда, где уже были и где очень понравилось. Обычно это выезды на природу или в парки.

Я очень люблю долгие пешие прогулки, и Барселона в этом плане богата на специально приспособленные для этого трассы. Есть одна самая любимая, которая идет по горам, что тянутся вдоль Барселоны. Там потрясающий вид, и есть смотровые площадки, потайные и не очень. Стараюсь и детей приучать к таким прогулкам, чтоб со временем они их полюбили.

Гоша безумно любит общественный транспорт и готов кататься на автобусах, трамваях, поездах и метро, не переставая. Знает наизусть схемы метро и автобусные карты, знает остановки, где на какой автобус можно пересесть, и мне сложно представить, как вся эта информация у него в голове умещается.

Жизнь с детьми. Вместе, а не вместо

Я очень хочу, чтобы в будущем для моих детей на первом месте стояла семья. Хочу, чтобы они устроились в жизни и при этом были счастливы, занимались бы именно тем, что доставляет им удовольствие. Сейчас я ничего особенного для этого не делаю, как мне кажется.

Думаю, два больших подарка, которые мы можем дать своим детям по жизни — это свобода (свобода выбора того, чем они будут заниматься, свобода перемещений по городам, странам и прочее, менее глобальное) и поддержка. То есть не противиться их желаниям, не отговаривать их от затей, не высказывать сомнения и поддерживать во всем, верить в них и в то, что они все смогут! Не всегда это просто, и чем старше они становятся, тем это сложнее, но работать нужно и над собой тоже, а не корректировать детей под себя и под свои страхи, под свой жизненный опыт.

Хочу, чтобы они ценили получение знаний, любили учиться и были развитыми и разносторонними личностями.

Стараюсь привить им любовь к творчеству, к природе, к чтению, к совместному времяпрепровождению, даже самому, на первый взгляд, банальному: ведь на этом строится семья и сама жизнь.

Мы вместе готовим, убираемся, в Вырице мы много времени вместе копались в огороде. С самого маленького их возраста я все делала во время их бодрствования, а в то время, когда они спали, я уделяла время себе и своим интересам. Все эти рутинные дела я стараюсь не выдавать как что-то занудное, обязательное и не любимое. Ориентируясь на то, как складывается день, какое у детей настроение, я принимаю решения, чем мы будем заниматься. В будние дни мы обычно гуляем после школы и вечером не занимаемся уборкой, только если по мелочи посуду помыть, запустить стирку, но при этом мы можем затеять какую-нибудь выпечку или блины.

Просто творить

Раньше мы много рисовали, лепили и занимались творчеством. Сейчас же, полноценную «творческую мастерскую», как называют это дети, удается организовать только на выходных. И конечно, дети обожают, когда я сажусь вместе с ними и начинаю что-то тоже рисовать или выкладывать коллажи. Они сразу присоединяются, и это времяпрепровождение мое самое любимое! Думаю, что и у них тоже. Сейчас они часто садятся и вдвоем начинают сами что-то там себе мастерить: рисовать, резать, клеить, украшать альтернативными материалами, блестками посыпать. У них всегда есть компания в лице друг друга!

Тася очень любит «работать» со мной: сидеть у меня на коленях, когда я шью, помогать опускать и поднимать лапку у швейной машинки, обрезать нитку. Гоша тоже всегда проявлял интерес к моей работе, и уже в 4 года умел шить на машинке — это конечно потрясающе! Я их всегда допускала к своему рабочему месту, и у нас никогда не было проблем ни с мелкими пуговками, ни с острыми инструментами, ни с чем-то еще.

У меня никогда не было такой проблемы, как отсутствие времени или желания творить с детьми: у нас в жизни творчество присутствовало всегда. Самое сложное, на мой взгляд, это найти время (то есть договориться с собой), а со всем остальным уже легче!

Есть такие мамы, которым творчество в доме не нужно — все эти краски, грязная вода и кисточки! Таким мамам я, наверное, посоветую отдать ребенка куда-то в кружок, купить абонемент на детские лекции в Эрмитаж, в Русский музей, в Третьяковскую галерею, или найти хорошего преподавателя.

Если же у мамы есть стремление заниматься творчеством, но что-то мешает, то нужно найти причину: что же это такое? Что мешает сесть и начать творить вместе с ребенком? Может быть, дело в отсутствии специального места для занятий творчеством, а может быть, вы боитесь красок или с сомнением относитесь к пластилину? Может быть, в вас сидят какие-то детские комплексы или не хватает вдохновения — останавливать может все, что угодно! Когда причина найдена, устранить ее не составляет труда.

Еще посоветую как можно чаще заглядывать в отделы для творчества в супермаркетах и в книжных магазинах или целенаправленно искать нужный пластилин, нужные краски — пробовать разные и найти те материалы, которые будут приносить радость при работе с ними. У ребенка должен быть выбор материалов и возможность реализовать все свои задумки! У нас дома есть еще немаловажное правило — это свободный доступ к материалам. Мои дети всегда могут подойти к специально оборудованному для них столу и брать все, что там лежит. Все должно быть аккуратно отсортировано (карандаши с карандашами, краски с красками, мелки с мелками и т.п.) , дети должны знать где они могут взять бумагу, клей, ножницы чтобы в любой момент, когда на них снизошло вдохновение, они могли бы пойти и его проявить!

Если маме не хватает фантазии, то в помощь можно призвать книги с заданиями и с идеями, которых сейчас невероятное количество и там же почерпнуть массу советов как увлечь ребенка и увлечься самому и дополнительный обширный источник — это интернет!

6 важных книг, которые помогут
разбудить фантазию


1. «Учись видеть» Марины Москвиной — эта книга не столько о творчестве, сколько о том, как научиться видеть. Да-да! Мы так привыкли погружаться в себя, в быт, в детей, в работу и во что там еще, что разучились уже видеть красоту вокруг. А без этой красоты сложно представить настоящее творчество, вдохновение и себя, сидящую за мольбертом.

2. «Разреши себе творить» Натали Ратковски. Очень известная иллюстратор, художник, большая труженица, мама и профессионал своего дела. У Натали множество книг о творчестве, в которых масса практических советов. Лично мне после этой книги действительно захотелось действовать! Бежать за красками, вырезать из журналов, газет что-то, клеить, мазать краской бездумно, рисовать — очень вдохновляет эта книга!

3. Трилогия Лены Макаровой «Как вылепить отфыркивание». Лена ведет онлайн- и офлайн-семинары арт-терапии для взрослых. Я проходила онлайн, но моей организованности не хватило, а вот трехдневный оффлайн-семинар для меня прошел очень плодотворно! Главное, как можно глубже заглянуть в себя, раскрыть все эти свои блокировки и стереотипы, которые сидят в нас: «Я не умею рисовать», «Я совсем не творческая», «Это не мое» и прочие. Я посещала семинар в Санкт-Петербурге, но можно совместить приятное с полезным и поехать на ее семинар куда-нибудь в Европу и Израиль, потому что Лена много где их проводит.

Для начала же просто почитайте ее книги! Мне кажется, эти книги немного философские, в хорошем смысле этого слова. В них нет инструкций, схем занятий, рекомендаций, но после прочтения вы все это найдете у себя в голове!

Есть еще две книги, которые я очень люблю, но они не про творчество в общепринятом понимании этого слова. Обе они из IKEA.

1. Первая — «Растем вместе». Она про то, как можно выращивать растения даже в маленьком пространстве, что можно делать с этими растениями, про съедобные растения, про то, как можно рисовать при помощи цветов, и эта книга, за последнее время одна из самых вдохновляющих из всех, которые я встречала!

2. Вторая книга «Натуральная кухня» — там есть раздел про то, как готовить вместе с детьми, и что это дает и детям и родителям. Да и все остальные главы книги очень вдохновляющие. Мне нравится, что книга сделана из переработанных материалов, напечатана на грубой бумаге, без корешка и вся из себя такая «ресайклинг» — это заставляет задуматься об экологии в том числе. В современном мире с этим туго.

3. И еще одна замечательная книга, которую можно использовать как инструкцию к применению и как источник идей творческого подхода к жизни с ребенком — это «Находилки» Ксении Дрызловой. Уверена, что, поняв и прочувствовав принцип этой книги, вы сможете пойти дальше и без труда придумывать вместе с ребенком развлечения на прогулке, в дороге, дома, в городе и в деревне!

Материал обновлен: 11-08-2016