Интервью: Юля Григорьян
Архитектор и основатель бюро «Мел» Федя Дубинников проектирует публичные пространства и дома для других. Для себя он построил модульный минималистичный дом на берегу Истринского водохранилища, все окна которого развернуты к природе.
Я, скорее, городской человек, но у нас всегда была дача, как неизменная составляющая семейного быта. Это развило у меня привычку часть года проводить за городом или уезжать туда на пару дней «перезагрузиться». Фамильный дом расположен не очень удобно, да и на советских шести сотках сложно реализовать интересный проект. Появилась идея уже осмысленно найти новое, доступное место, поездки в которое удобно было бы включать в повседневность. Мне хотелось, чтобы дом стал дополнением к городскому жилищу, его продолжением.
Я несколько лет размышлял над темой модульного и быстровозводимого жилья, изучил технологии, сделал несколько проектов и захотел построить такой для себя. Проект своего дома, помимо прочего, стал для меня «опытным образцом» — было интересно прожить все этапы, понять нюансы, плюсы и минусы технологии, за какой срок можно сделать все «с нуля». Построить дом из нескольких кубических модулей разной высоты, соединенных друг с другом с небольшим смещением получилось за полгода.
Разница между ощущением пространства в квартире и доме в том, что городское пространство больше обусловлено, ты ограничен контекстом — дома, района, планировки. В доме, особенно если его делаешь для себя, можно реализовать любой сценарий жизни, создать именно свое пространство: решать, какое освещение ты хочешь получить в какое время дня, спроектировать вид из окна, взаимодействовать с окружением и природой. Хотя и тут есть свои ограничения, но они, скорее, толкают к творчеству: участок, на котором стоит дом — довольно сложный по ландшафту, плюс мне не хотелось выкорчевывать растущие на нем деревья, поэтому дом я сажал «между» ними.
Мне давно понравился проект финских архитекторов Avanto Architects Four-cornered Villa — аскетичный дом, открытый панорамным остеклением на четыре стороны и от этого рождающий ощущение жизни среди дикой природы. Он совсем небольшой, но благодаря своей форме и структуре изнутри кажется большим и просторным.
Делать проект для себя архитектору сложнее. С одной стороны у тебя полная свобода, с другой — включается внутренний диалог. Нужно хорошо понимать, что ты хочешь получить в результате, при том, что знаешь огромное количество вариантов. Решить все нужно тебе самому — для творческого человека это бывает непростой задачей. Мне хотелось реализовать в доме то, чего иногда не хватает в городской квартире, в первую очередь продумать большое открытое пространство, являющееся продолжением просторной кухни-гостиной.
Когда строишь свой дом, экономить помогает разумная планировка и компактные размеры. Нужно убрать все лишнее, но продумать зонирование, чтобы на небольшой площади разместить все, что тебе реально нужно. Можно смело отказыватьсяы от коридоров и неиспользуемых зон. Еще оказалось, что для газового оборудования в небольшом доме совсем не обязательно делать отдельную котельную, можно все разместить во встроенных шкафах. Высоту потолков тоже можно сделать небольшой — при таких пропорциях помещений она смотрится органично и компенсируется панорамным остеклением.
Не бойтесь делать наружную отделку дома из простого материала, это не влияет на качество архитектуры, главное соблюсти все технологии по защите фасада. Я сначала хотел сделать его из совсем недорогой необрезной доски, но в итоге остановился на планках из сосны, пропитанных черным маслом — тоже достаточно бюджетный вариант. Экономит время и бюджет свайный фундамент.
Внутри первыми появились два винтажных кресла Ton 70-х годов и так хорошо вписались, что задали тон всему остальному интерьеру. Пригодилась и Zara home, и IKEA, что-то мы заказали в La Redoute. Очень понравилось, как делают мебель российские ребята SKOG из Тюмени. У них такой вневременной дизайн, при этом мебель из обычной фанеры выглядит очень качественно. Классный черный столик в гостиной состоит из двух половинок, очень удобно иногда унести половину туда, где она нужнее, например в ванную или прихожую.
Стулья к обеденному столу переехали из бабушкиной квартиры, это такие родные предметы, помню их с детства, рад, что они удачно подошли по стилю.
Хорошо оживляет аскетичный интерьер современное искусство. У меня всего несколько работ, фотография Жени Гранильщикова и графические работы Влада Шевченко, графика Константина Батынкова — они не слишком активны, но пространство наполняют.
Этим летом я много занимался ландшафтом вокруг дома. Пришло много идей, как организовать зоны вокруг дома, стало понятно, что фасад, который я считал «задним», формирует тоже очень хорошее тенистое пространство, захотелось его осмыслить. А еще я бы хотел построить другой небольшой такой дом рядом — для гостей и друзей.