Каждый урок — разговор об одной симфонии: возможность целиком посмотреть ее исполнение с рассказом и комментариями, сравнить несколько интерпретаций, услышать её внутренние красоты, увидеть и понять её конструкцию.
В этом курсе мы не зависим от географии и хронологии, обсудим основы основ вроде Девятой Бетховена и менее очевидные сочинения, впервые обратимся к русской и советской музыке. Это возможность не торопиться и проникнуться, слушать не по кусочкам, а по-настоящему, порассуждать о месте сочинения в контексте наследия автора и уровнем выше — месте автора в истории музыки.
У нас не совсем лекция и не совсем концерт: скорее — совместный путь, опыт увлекательного переживания музыки через понимание и через чувства, не похожий ни на что.
Есть популярная острота, гласящая, что Бетховен написал три симфонии: третью, пятую и девятую. Действительно, у каждого из великих авторов есть одна или несколько всенародно любимых симфоний, вошедших у нас в привычку и поговорку, и зачастую мы произносим «шестаячайковского» в одно слово.
Новый курс находится ровно посередине между данью уважения безусловным симфоническим глыбам и бегством от штампов. Мы послушаем воображаемую «великолепную десятку» — самую любимую из существующих в природе симфоний № 1, самую известную Вторую, сразу приходящую в голову Третью. Вдобавок к ним поговорим про две не-симфонии, подаренные нам ХХ веком. Как всегда, мы постараемся соблюдать баланс между увлекательностью и глубиной, благоговением и юмором, доступностью и серьёзностью.
Для кого
Для всех, кто любит музыку, вне зависимости от наличия музыкального образования
Цель
Подкрепить любовь к музыке знаниями, а потребность в ней — настоящим умением слушать, не отвлекаясь и все понимая
Результаты
Почувствовать, как тает барьер между слушателем и океаном зашифрованной в звуке красоты. Начать чаще ходить на концерты — самим и вместе с другими слушателями курса и Лялей. Научиться облекать свою любовь к музыке в слова, начав разбираться в том, что нравится и не нравится.
ПРОГРАММА КУРСА
Лекция 1
Первая Прокофьева. Автору двадцать пять лет, он играет в Гайдна и дразнит гусей.
Лекция 2
Вторая Рахманинова. Изумительное романтическое полотно, успех которого был особенно важен автору после провала Первой симфонии.
Лекция 3
Третья Шумана. Совсем поздний, уже борющийся с безумием Шуман, и парящие стрельчатые рёбра Кёльнского собора.
Лекция 4
Четвёртая Брамса. Волевая и витальная, будто Eroica Бетховена, но с немыслимым для Бетховена финалом безвыходного горя в странной ископаемой форме.
Лекция 5
Пятая Чайковского. Одна из трёх самых репертуарных, с неразрешимой «проблемой финала» — одного из самых двусмысленных и спорных в русской музыке.
Лекция 6
Шестая Малера. Сгусток драмы, не имеющий аналогов: любовь, смерть, по-настоящему.
Лекция 7
Седьмая Бетховена. Нет, не Девятая; хотя про нее, конечно, тоже поговорим.
Лекция 8
Восьмая Брукнера. Знаменитое Адажио, длящееся вечно, как молитва, альпийская бирюза или музыка Шуберта.
Лекция 9
Девятая Дворжака. Американские просторы — языком мучной-хрустальной Богемии.
Лекция 10
Десятая Шостаковича Набрякшая от информации и чувства, нафаршированная монограммами, цитатами и тайнописью, первая после антиформалистической травли 1948 г.
Лекция 11
«Симфония псалмов» Стравинского — с хором, зато без скрипок; на латыни, но «переваривая» Киевское церковное пение — как всегда у Стравинского, то ли ювелирная вещица, то ли всё на самом деле.
Лекция 12
«Турангалила-симфония» Мессиана. Раскалённая смесь из французской чувственности, санскритских песен любви, кровавых мексиканских идолов и голого инженерного расчёта.