Фотография — это коллаж реальности: интервью с Катей Краевой

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Интервью: Юля Григорьян

Преподаватель нового курса Seasons по лайфстайл фотографии Катя Краева рассказывает, почему любит работать на свадьбах, как задранные кверху ноги помогают расслабить клиента, зачем снимала людей с закрытыми глазами и как это позволило ей понять себя.

Пока готовилась к интервью, слышала, что ты продаешь студию. Почему?

Сейчас я занимаюсь тремя проектами: собой как фотографом, резиденцией «Сильно» в Дагестане и фотостудией «Nowness». Раньше не было резиденции, а теперь на три детища меня не хватает, поэтому я продаю студию, рассуждая так: если я прекращу быть фотографом, то не буду выполнять свою функцию как личности, если брошу резиденцию — не пойду вперед. А если у меня не будет своей студии — просто буду снимать в другом месте. Я открыла «Nowness» четыре года назад, чтобы реализовать потребность в создании пространства для развития других — такая уж у меня жизненная функция. Например, в Москве я живу в квартире с тремя спальнями и одной большой гостиной, где могут собираться друзья, в студии работала я и могли приходить работать другие, из своего дома в Дербенте я сделала резиденцию.

Это приносит мне радость, эти проекты — логичное продолжение друг друга и меня. Возможно, поэтому я люблю снимать и свадьбы.

У меня есть радар, улавливающий атмосферу и людей, отсюда и желание собирать комьюнити. Я очень хорошо себя чувствую, когда между гостями теплые отношения, меня трогают хорошие пары, я плачу почти на каждой свадьбе, несмотря на то что не знаю ни этих бабушек, ни этих племянников.

Ну, еще для меня самой важны семейные ценности, потому мне нравится участвовать в этом всем.

Чем бы ты занималась, если бы не фотографией?

Если бы не фотографией, то я занималась бы живописью, скульптурой или дизайном интерьеров, то есть тоже формировала пространство и делала объекты для него.

Что тебе дает фотография?

Мне просто приятно, что я могу сделать что-то красивое. Это знаешь, как когда пол помыл хорошенько и по нему теперь можно ходить босиком. Приятно же? Очень. Так вот получить в результате созданную своими руками красивую историю — это очень приятно.

Записаться на обучение к Кате Краевой в Школе Seasons можно здесь. А на этой странице мы подробно рассказываем про курс по лайфстайл фотографии и знакомим с другими преподавателями.

Какие качества, как тебе кажется, позволяют тебе быть хорошим и востребованным фотографом?

Я люблю узнавать людей, всегда задаю им кучу вопросов, потому что мне действительно интересно, это не формальность. Еще помогает моя уверенность и то, что я всегда довожу дело до конца. Я добиваюсь того результата, которого хочу, и не останавливаюсь, пока его достигну. То есть, я ничего не делаю «лишь бы», делаю так, как хочу, а хочу я только красиво. И так было всегда, это такое устройство меня как человека. Есть разные должности в компании: есть менеджер, есть продюсер, а я такой человек, который просто хочет, чтобы все было, и делает все возможное, что это «было» случилось.

Ты снимаешь, на мой взгляд, достаточно прямолинейно, но не топорно, в картинке видна часть вымысла. Что ты делаешь, чтобы человек оставался самим собой, но при этом был художественен и органичен в той своей роли, которую проявляет? Как получается доставать это из человека?

Все последнее время я действую с помощью телесных практик. Предлагаю человеку подвигаться, чтобы он почувствовал свое тело, чтобы этот стресс, от того, что за ним следят, он преодолел через тело: «а теперь садись, подними ноги, а теперь ложись». После таких манипуляций человеку становится проще — если я уже лежал тут кверх ногами, то ладно, все остальное нормально.

Еще я ловлю фазы движения.

Когда во время мастер-класс фотографа снимают пять человек, у всех получается разный материал, потому что они нажимают на кнопку в разные моменты и выбирают разные кадры. Я чувствую «свой» момент — это фазы движения и недоделанное движение.

Когда мы делаем что-то, у нас есть идея о движении и путь к нему — мы чаще всего представляем уже конечную фазу этого действия. Это очень хорошо можно увидеть в балете: есть позы, к которым человек стремится, это конечное значение, а есть промежуток времени, когда он у нему идет. Несла-несла руку и не донесла, села и не присела, повернулась, но еще не до конца.

Это не увиденная, часто пропущенная вниманием вещь, запечатленная на фотографии, получается какой-то даже сакральной, секретной, как будто ты подглядел, заглянул куда-то, куда до тебя никто не заглядывал. У каждого еще разные движения, разная пластика, мне нравится ловить их фазы. 

Как твое состояние и то, что с тобой лично происходит, влияет на твою работу, как отражается?

Никак не отражается. Моя картина мира одна, меняются только сюжеты в зависимости от того, кто ты, в каком обществе и что тебе интересно — если ты автостопщик, вокруг тебя автостопщики, если тебе нравятся женщины в шляпах — они и будут на твоих снимках. Мои сюжеты меняются в зависимости от того, где на условной социальной лестнице я сейчас нахожусь.

Изначально я много работала в театре, снимала актеров, например, Варю Шмыкову и не только. Я уверена, что многие из них еще станут знаменитыми. Если мне хотелось занять свой день и поснимать, то я просто обращалась к тем, кто сможет, кто готов на все — это самый легкий путь. Сейчас мне хочется более целенаправленно выбирать героев для творческих съемок, мне интересно поработать с признанными людьми. 

А что делать, если ты снимаешь того, кто тебе не нравится?

Я никогда не снимала тех, кто мне неприятен, и у меня было всего две условно «неудачных» съемки: один раз я снимала девушку, которая очень себе в итоге не понравилась на снимках. Но, как потом выяснилось, она перед этим поправилась и совсем не готова была увидеть себя в новой форме. Это был тот случай, когда я не успела изучить ее профиль, так бы я это, скорее всего, поняла и выбирала бы другие ракурсы. Вторая девушка всю съемку рассказывала, как она лучше всех во всем, мне даже спрашивать ничего не пришлось, а когда я ей прислала готовые фотографии, она ответила «ну, ничего особенного». 

Фотограф обязательно должен быть наблюдательным?

Да, от этого и зависит твой стиль. Разница в стилях фотографов в том, что они замечают разные вещи: кто-то замечает ткани, кто-то — смеющегося друга, а кто-то — собачку, которая отбилась от рук. Это зависит от твоего психического строения, каждый человек про разное: есть люди, которые очень активны, сами создают атмосферу, просто в нее врываясь. Они провоцируют и все приходит в движение. А есть те, кто созерцают или исследует. На что ты обращаешь внимание в съемке тоже зависит от темперамента.

Изучение и работа над собой влияет на то, что ты снимаешь и как ты снимаешь.

Например, у меня было время, когда я много снимала людей с закрытыми глазами — как будто они присутствуют в своем мире и отсутствуют здесь. В прошлом декабре меня попросили назвать «три причины, почему тебя нет». И я поняла, насколько меня нет в моей жизни.

Мои очень глубокие переживания сделали так, что я всю жизнь существую по своим представлениям о себе, по описанию себя, но не «живу себя», не живу своей жизнью. Когда я это осознала, у меня стали более содержательные и смелые снимки, я смогла работать с большим количеством состояний человека.

Я слышала такое мнение, что композиции нельзя научиться, ты либо видишь, либо нет. А как думаешь ты?

Ничего подобного, можно, просто этому стоит отдельно уделять внимание. В британке нас учили композиции на основе коллажа, а фотография — это и есть коллаж на самом деле, коллаж реальности. Ты понимаешь, что камень у тебя замещает большую точку, птичка — маленькую. Мы работали с массами и фактурами, составляли коллажи из обрезков фотографий, и это было очень действенно. Кажется, что 25% эстетики, в которой я сейчас снимаю, это результат этой работы — совершая ее, ты понимаешь себя.

Композиция очень хорошо выражает свойства твоей психики, ту самую изюминку. Если ты никогда не анализировал это, не учился композиции, то понять это можно только потом, когда ты увидел тысячу своих снимков и понял, как ведет себя рука.

Можно ли полностью интуитивно снимать и не учиться этому, а условно взять камеру в руки и начать снимать хорошо, самобытно?

Конечно, можно, просто дольше времени понадобится. Есть люди, которым нужно сначала посмотреть тысячу фотографий и тысячу раз их скопировать. Я слышала такую фразу, «гениальности не существует, гениальность — это насмотренность». Люди выдают гениальные вещи, когда много что посмотрели и много с кем пообщались. А бывают те, кому во вред долго учиться, это может их заучить и все испортить — таким бери в руки телефон и иди снимай. Но образование фотографу все равно нужно, оно дает тебе велосипед без необходимости его заново изобретать.

А чему ты будешь учить?

Моя задача — заразить желанием снимать, интересом. Найти какую-то свою изюминку, влюбиться в нее. Если тебе пришла в голову идея пойти куда-то учиться, ты точно должен прожить этот импульс и реализовать его. Все, что ты можешь себе представить — это и есть ты. И более того, все, кому ты завидуешь, что они чем-то занимаются — это тоже ты, и тебе стоит срочно этим заняться. Я буду заражать желанием стать собой в съемке.

А у тебя есть учитель в фотографии?

Да, и интересно, что эта девушка из Портленда сейчас перестала заниматься фотографией. В ее блоге была видна ее жизненная трансформация, на момент, когда я подписалась, было видно, что она переживает.

Она тоже начинала со съемки людей с закрытыми глазами, это меня зацепило. Я увидела, что кто-то из моих знакомых на нее подписан, и поняла, что у меня похожая харизма — чем она занимается, как пишет — это же просто мое альтер-эго. В какой-то момент она перестала снимать «грустные», с заунывной романтикой картинки, а начала заниматься графическим дизайном и делать очень стильный брендинг, и теперь в этом чувствуется большая жизненная сила. Скорее всего, она вышла из депрессии.

Меня не смущает мысль о том, что фотография может быть только частью пути. Я знаю коллег, которые всегда снимали и тонко чувствовали людей, понимали их интересы, что с ними происходит и как на это повлиять. И выбирали другие форматы работы с людьми. Я тоже так умею, поэтому ничего не исключаю: я например, вижу человека и сразу могу сказать, какой у него талант.

Ты сразу начала зарабатывать съемкой?

Я всеми силами избегала съемки до 25 лет, несмотря на то, что у меня явно были задатки, я даже работала в лаборатории. Потом я решила, что не буду больше ни рубля зарабатывать ничем, кроме фотографии, ну и все — процесс пошел.

То есть просто решила?

Ну да, просто решила.

Читайте также:

Материал обновлен: 07-10-2022